Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:05, лекция
В настоящее время происходит возрастание роли стр. менеджмента. Это связано с глобальными изменениями окружающей среды , создание единого экономического пространства, таможенных союзов, конкуренции на мировом уровне.
• Изменение потребителя, который стал более динамичен, разборчив и требователен
• Возрастание возможностей: технологических, коммуникационных, научных и пр.
• Изменились требования к персоналу, реализовались все изменения, происходящие в экономике.
В СМ нет универсального подхода и каждая компания выбирает свой. Однако принципы и стратегии в поведении м.б. в известной мере общими.
Стратегический менеджмент
В настоящее время происходит возрастание роли стр. менеджмента. Это связано с глобальными изменениями окружающей среды , создание единого экономического пространства, таможенных союзов, конкуренции на мировом уровне.
В СМ нет универсального подхода и каждая компания выбирает свой. Однако принципы и стратегии в поведении м.б. в известной мере общими.
СМ |
Оперативное управление | |
Миссия предприятия |
Производство товара плановой продукции |
Выживание в перспективе с учетом динамики внешней среды |
Цель |
Взгляд во вне организации и адаптация |
Взгляд внутрь организации, использование ресурсов |
Фактор времени |
Долгосрочные перспективы |
Краткоср. и среднеср. перспективы |
Построение системного управления |
Люди, рынок, информация |
Функции, структуры, процедуры, техника, технологии |
Упр. персоналом |
Работник – основной ресурс, ценность |
Работник – трудовой ресурс, исполнитель |
Эффективность |
Реакция на изменение рынка и окружения |
Прибыльность, рентабильность |
Таким образом, к дополнительным моментам стратегического аспекта в управлении развитием организации мы можем теперь отнести: объективную необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе изменений внешней среды организации; а также вытекающий из такого анализа особый механизм принятия и реализации адекватных управленческих решений.
Сравнение дополнительных характеристик стратегического аспекта управления организацией с оперативным управлением приведено в табл. 1.1.
Менеджер должен вырабатывать навыки стратегического мышления, а затем владеть этой технологией.
Стратегическое управление опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения ,позволяет добиться конкурентного преимущества, а в сумме дать долгосрочные перспективы.
Проблемы и трудности СУ:
Цели – ориентиры, по которым оценивается качество работы и программа организации. Они формируются с учетом видения и миссии организации.
Хорошо проработанное видение готовит фирму к будущей деятельности и долгосрочному направлению развития, чтобы занять определенную позицию в бизнесе.
Цели м.б. финансовыми, стратегическими, оперативными, качественными и количественными.
Миссия — это наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и четко выражающая основную причину существования организации.
Стратегия организации – действия для достижения поставленных целей и соответствующих подходов для этого. Стратегия представляет спланированную, активную составляющие и одновременно реактивную(приспосабливающую) составляющую.
При правильном формировании стратегии необходимо в большей степени учитывать внешние условия, а не только внутренние.
Стратегия фирмы частично видна, а частично скрыта от посторонних взглядов.
Действия и подходы, определяющие стратегию, м.б. следующими:
5 задач СМ:
Все задачи взаимосвязаны и пост. динамично изменяются, поэтому после 5 задачи возвращ к задаче 4, 3, 2, 1 и корректир эти задачи.
Разработка стратегий – непрерывный процесс совершенствования с обратной связью.
Разраб. стратегий требует опред. поддержки, как и ее реализация, в частности, совершенств. орг. процессов, надежное обеспечение ресурсами для реализации, поддерживающая политика, мотивация для людей, вознаграждение по достижению цели как коллективн. по всем уровням предприятия., создание делового климата и культуры для успешной реализации стратегии, внутренние системы поддержки, поддержка всех систем и процессов, их постоянное совершенств. введение внутреннего лидерства ,необходимого для продвиж. стратегии.
Реализация стратегии – ориентированные на действия и результат администр. работы по организации, финн. планированию, политике, мотивации, методов управления, подготовка изделий и всего процесса по достижению целей.
Факторы, влияющие на разраб. стратегии организации и процесс формир. выработки стратегии:
Все эти факторы и составляющие влияют на выбор стратегии.
Модель стратегического управления
Стратегический анализ внешней среды (РЕSТ - анализ) – политика, экономика, социум и технологии. При нем изучаются факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации, в частности:
Стратегический анализ внутренней среды (SNW) сильная сторона (S), нейтральная (N), слабая (W). Сост. таблицу и опис. все факторы, которые влияют на развитие внешней среды, как сильные позиции: совр. оборуд., высококвалиф. кадры, наличие фин. ресурсов, эффективной стратегии, ресурсный потенциал, конкуренты на рынке .спрос на продукцию, возможности диверсификации и проч.
SWOT – анализ
Внешняя среда Внутр. среда |
Возможности |
Угрозы |
Сильные стороны |
СИВ |
СИУ |
Слабые стороны |
СЛВ |
СЛУ |
Сильные стороны:
Слабые стороны (то, что ставит предприятие под угрозу, ослабляет его, мешает активизации деятельности):
Возможности (то направление деятельности, кот. предпр. может развить как по своей отрасли/деятельности, так и с учетом оценки внешней среды с позиции потребности в продукте услугах, новом виде деятельности):
Угрозы (угрожают жизнедеятельности предприятия):
Сочетание различных элементов матрицы позволяет разработать стратегию развития. За счет сильных сторон можно убрать различные угрозы. Они д.б. направлены на то, чтобы исключить опасные положения для завода. Слабые стороны позволяют разраб. стратегию, которая ликвидирует их. Например устаревшее оборудование – слабая сторона, но есть возможность развития рынка. За счет этого можно взять кредит под оборудование или лизинг и убрать эту слабую сторону.
След. этап – разработка концепции корпоративной стратегии:
1 – стратегические приоритеты (ограничения и этапы)
2 – стратегия отд. бизнесов
3 – стратегия специализир. видов деятельности
4 – стратегия осн. подсистем организации
Отличит. черты стратегии заключаются в определении позиции на долгосрочные перспективы. Принятые стратегии явл. основой для разработки программ и проектов. Стратегия исчерпывает себя как только реализуется желательный для организации ход развития. Стратегия носит вероятностный характер (все предвидеть нельзя, т.к. информация не всегда полная). Процесс разраб. стратегии носит интерактивный характер и предполагает ее адаптацию к реальным условиям функционирования предприятия. Стратегия отвечает каким образом можно достичь целей в изменяющейся конкурентной среде. Стратегия предприятия – генеральная программа действия организации, устан. приоритетность проблем ,ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегии и целей.