Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:05, лекция
В настоящее время происходит возрастание роли стр. менеджмента. Это связано с глобальными изменениями окружающей среды , создание единого экономического пространства, таможенных союзов, конкуренции на мировом уровне.
• Изменение потребителя, который стал более динамичен, разборчив и требователен
• Возрастание возможностей: технологических, коммуникационных, научных и пр.
• Изменились требования к персоналу, реализовались все изменения, происходящие в экономике.
В СМ нет универсального подхода и каждая компания выбирает свой. Однако принципы и стратегии в поведении м.б. в известной мере общими.
Модерация
Это процесс поиска, усовершенствования методов проблемной ситуации.
Состоит:
Цели в управлении
Они выполняют организационную,
мотивирующую и контролирующую функции.
Они не могут появляться сами по себе,
а есть отражение интересов в системе
«общество-организация-человек»
Цели бывают по содержанию объективные и субъективные и представляют собой желаемое описание будущего объекта управления, поэтому бывают объективные цели, т е отражают законы жизни человека и общества и они бывают качественные и количественные. Субъективные цели отражают интересы людей, формируются людьми, являются продуктом их создания.
Средства достижения целей - это действия, кот включаются в систему целенаправленной деятельности – это цели, задачи до конкретного подразделения, до конкретной группы.
Очень важно отделять цель от средств. По времени различают долгосрочные цели (больше года) и краткосрочные (до 1 года). Чем отдаленнее цели, тем характер цели более качественный, чем количественный.
Задачи и задания - то, что нужно получить в этот период
Политика- это правила и процедуры, устанавливаемые в орг-ии для поддержания усилий её членов по достижению целей. Политика создает основу для процесса принятия решений в рутинной ситуации. Она отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи?
Цели индивида - строятся на неудовлетворении его потребностей.
Цели орг-ии – это общие цели для всех её членов, они оправдывают существование орг-ии, её законность, регулируют поведение людей, заставляют брать на себя опред.обязательства, явл.главным мотиватором, уменьшают неопределенность, помогают орг-ии взаимодеств. с внеш средой, явл стандартом для оценки работы членов орг-ии, явл основой для формир структуры орг-ии.
Цели бывают официальные, оперативные и операционные (то, что определяет поведение и даёт оценку работам).
К целям предъявл.требования: она должна быть известна всем работникам и принята к рассмотрению.
Требования при разработке цели:
Формирование базовых конкурентных стратегий
Конкурентное преимущество
5 сил, определяющих конкуренцию в бизнесе
Матрица BCG
Звёзды - зажигайте сильнее. Небольшой положительный ден поток. Стадия роста жизненного цикла.
Трудные дети – выводите в люди. Большой отрицат. ден поток
Дойные коровы – берегите и доите. Большой положит лен поток. Стадия зрелости
Собаки – гоните. Небольш положит или отрицат ден поток. Зрелость и упадок.
В стратегическом управлении для классификации товаров по их рыночной доле применяется матричная модель БКГ. Она представляет несколько упрощенный подход к учету рынка, но в то же время позволяет отследить скорость изменения роста товара и скорость изменения роста рынка.
Практика использования модели BCG выявила как ее плюсы, так и минусы, а также определила четкие границы ее применения. Так как ситуация с ограничениями по использованию модели BCG является типичной для других подобных моделей, то сформулируем общее правило соответствия.
Таким образом, в конкретной ситуации на заданную стратегическую перспективу рост объема соответствующего рынка может быть надежным измерителем возможного развития конкретного бизнеса, и при этом конкурентную позицию организации можно оценивать по ее доле на данном рынке и применять модель BCG, которая хороша своей простотой и четкостью.
Но если заданная стратегическая перспектива значительно сложнее и/или соответствующие условия конкуренции тоже существенно более сложны, то необходимы другие инструменты стратегического анализа и стратегического синтеза, т.е. другая модель построения стратегии организации.
К типовым стратегиям относятся факторы, влияющие на их формирование, в частности: лидерство, минимизация издержек, т е это хорошая орг-ия производства, технологий и т д, специализация в пр-ве продукции т е это лидер в области пр-ва своей продукции, что обеспечивается высоким потенциалом НИОКР, качеством работ, системой маркетинга, определение сегменты рынка и концентрации усилий фирмы, выбранной на данном сегменте.
Стратегии поведения фирмы по развитию бизнеса формируются на основе учета продукта, рынка, отрасли, положением фирмы внутри отрасли, технологи.
Выделяют следующие стратегии:
Стратегия развития продукции идет через стремление увеличить объем реализации через улучшение или модификацию своего продукта.
Все стратегии используются, как правило, в комплексе, они должны доводиться до каждого структурного подразделения и исполнителя. На всех этапах реализации стратегии должна быть произведена оценка хода реализации и контроль за выполнением стратегии. Стратеги принимаются на высшем уровне менеджмента, генерируются на всех уровнях как индивидуально, так и коллективно.
Стратегия развития подсистем на предприятии проводится совместно с соответствующими структурными подразделениями и высшим менеджментом. Стратегия может изменяться и корректироваться в зависимости от внешней и внутренней среды и миссии предприятия.
Для составления портфеля продукции с учетом динамики изменения, конкуренции, объемов рынка используется матрица МакКензи, который с учетом конкурентного статуса и привлекательности рынка, позволяет определить приоритеты в инвестиционных вложениях, стратегию по развитию рынка, формировать портфельную стратегию. Речь идет не только об отдельных продуктах, но и об отдельных бизнес процессах.
Приоритеты для инвестирования:
Закрашенная обл – высокий
С точками – низкий
Незакрашенная – средний
Координаты круга(центр) – соответствующие показатели данного бизнеса по оси Х и У. Размер круга пропорционален объему продаж на данном рынке. Закрашенный сегмент в круге – доля конкретного бизнеса данной организации соответствующего круга.
Горизонтальная ось показывает многофакторную оценку конкурентного статуса, а вертикальная - многофакторные изменения привлекательности рынка по данному бизнесу.
Они складываются из следующих составляющих:
Оценка конкурентного статуса (Х) |
Оценка привлекательности рынка (У) |
1. относительная доля рынка |
Размер рынка и темпа роста |
2. разброс по прибыли относительно основных конкурентов |
Особенности конкуренции |
3. способность конкурировать по ценам и качества |
Прибыльность рынка (ретроспектива и перспектива) |
4. технологические преимущества |
Требования к технологиям и инвестиций |
5. маркетинговые преимущества |
Барьеры входа и выхода |
6. уровень менеджмента |
Сезонность |
7. значение потребителя и рынка |
Цикличность |
8. гибкость |
Воздействия внешней среды (полит., соц, правовые) |
Типовые решения (стратегические указания) по позициям модели GE McKinsey
Наименование позиции |
Стратегические указания |
Победитель №1 |
Инвестировать или удерживать позиции |
Победитель №2 |
Инвестировать, реинвестировать прибыль |
Победитель №3 |
Реинвестировать прибыль или извлекать max выгоду |
Промежуточный №1 |
Инвестировать, реинвестировать, уходить |
Промежуточный №2 |
Извлекать max выгоду или уходить |
Промежуточный №3 |
Извлекать max выгоду или уходить |
Проигравший №1 |
Оставаться или медленно уходить |
Проигравший №2 |
Медленно уходить |
Проигравший №3 |
Уходить быстро (медленно) или оставаться |