Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:05, лекция
В настоящее время происходит возрастание роли стр. менеджмента. Это связано с глобальными изменениями окружающей среды , создание единого экономического пространства, таможенных союзов, конкуренции на мировом уровне.
• Изменение потребителя, который стал более динамичен, разборчив и требователен
• Возрастание возможностей: технологических, коммуникационных, научных и пр.
• Изменились требования к персоналу, реализовались все изменения, происходящие в экономике.
В СМ нет универсального подхода и каждая компания выбирает свой. Однако принципы и стратегии в поведении м.б. в известной мере общими.
Орг.потенциал сегодня является и признается нац.достоянием. С одной и той же техникой, землей можно получить разный результат. Умение организовываться входит в сферу культуры. Способность у организованности есть врожденное преимущество, а умение организ-ся передаваемо, изучаемо, производимо, создаваемо, но быстро устаревает. Управленческая прибыль-то результат, который получен не за счет новых технологий и оборуд-я,а через лучшее согласование целей фирмы, подразделений, оптимизации орг структуры- полученной за счет экономии усилий, времени, затрат на упр-е и усиление управляемости.
В корпоративной культуре многое зависит от интегрированного персонала. Можно рассматривать парное сравнение нац.культур. индивидуализм-коллективизм, большая-малая дистанция власти, сильное-слабое избегание неопред-ти…для гориз.культуры хар-ны отношения партнерства и соглас-я,а в верт преоблад организационные отношения руководитель-подчиненные. это проявляется в бизнес.организации через меры централизации, через соотношение лидерства и порядка. В горизонтальной деловой культуре в большей мере сущ.наличие развитого орг.порядка, в разреш.конфликтов, мотивация персонала. В росс.предприятия чаще всего отношения строятся по принципу командности-родители-дети)на западе-взрослый-взрослый.
Содержание орг.культуры(Хайлис и морган)
1)ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕГО МЕСТА В ОРГАНЗ.,СКРЫВАТЬ НАСТРОЕНИЕ ИЛИ ПООЩРЯТЬ ВНЕШ ПРОЯВЛЕНИЕ,КАК проявление творчества через сотрудничество или индивидуализм.
2)коммуникац.системы-язык общения. использование устн.и письм инф, неверб коммуникации, исп-е жаргона, аббревиатур
3)внешний вид и одежда,предст.
4)что и как едят люди,
5)осознание времени,отнош к нему и его исп-е-точность, соблюд временного распорядка
6)взаимоотношения между людьми-по возрасту и полу, статусу и власти..
7)ценности как набор
ориентир, что корона-плохо,и нормы,
8)вера во что то или
расположение к чему то(в
9)процесс развития работника и научения
10)ТРУДОВАЯ ЭТИКА И
МОДЕЛИРОВАНИЕ-ОТНОШ К РАБОТЕ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,РАЗДЕЛЕНИЕ
ФУНКЦИИ ОРГ КУЛЬТУРЫ
Подчеркивают индивидуальность организации, здравый смысл, стабильность, соц системы и коллектив преданности организ.
Корп.культура-набор явных и неявных правил, ценностей и принципов кот укрепляют и направляют орг.поведение. это картина разделяемых убеждений, форм поведения и предположений, кот с течением времени приобретают члены организации.
В корп культуре выдел уровни(артефакты)-технол вып-я работ, видимые и слышимые схемы поведения.эти видимые, но часто требуемые расшифровки ,язык, манера общения, стиль, эмоц.атмосфера. ценности-более выс.уровень осознание целей, филос фирмы и провозг основания.баз предположение-взаимоотнош с окружением ..
Методы формирования:исп-е истории организации, освещение хронических примеров.
Лидерство и моделир-е роли, передача норм и ценностей в рез-те-создание ощущения единства.
Система вознаграждения- упр-е карьерой и гарантия занятости, социализация новых членов коллектива.
Обучение и развитие персонала ,ощущение членства в организации.
Контакты между работниками, участие в принимаемых решениях, межгрупповая координация, индивид обмен. это позволяет повышать обмен между работниками. В совокупности все эти методы способствуют целостности корпор.культуры.
Отраж-ся в вопросах внеш выживания-в миссии,стратегиях,цели,в структуре и средствах в системе,процессах,в показ системы детектир-я ошибок и их исправл.вопросы отраж вов нутр интеграции-общий язык и понятия.
Преобраз-я орг.культуры:
Процесс именения орг.культуры наобходим и отраж в измен норм,но необход изменять все составляющие орг культуры
1)идеологемы – ценности,
вокруг котрорых строится
2)идеологии,кот конкретизир-
3)управленч установки-устан-
4)правило-опред догов.порядок необход для осущ идеологии и управленч установок
5)обыкновение-некот орг
ритуалы,спец вводимые для
6)нормы-самый главный
компонент культуры-
7)настроение организации-
Атрибуты организационной культуры предприятия:
Традиции и обычаи (собираться по праздникам), уровень сотрудничества работников. Так, в некоторых организациях, особенно в бюджетных учреждениях, есть традиция отмечать праздники совместно, с поездками и экскурсиями. Сюда также можно отнести кадровую политику, систему мотивации и вознаграждений. В России в нефтяных компаниях распространена практика найма работников не на общих основаниях, как говорят, «с улицы», а по закрытым каналам на основании рекомендаций, связей и т. п.
Ценности — это ценностные ориентации. Какое поведение сотрудников можно считать допустимым, как строятся отношения с коллегами и начальством — все это несет организационная культура. Утверждение «Клиент всегда прав», принимаемое за правило при работе с партнерами, влияет на качество обслуживания. Это отношение ощущается всеми нами при очередных покупках, осуществляемых в магазинах.
Стили руководства: авторитарный и демократический.
Символика — через нее осуществляется передача ценностей компании широкому кругу лиц. Сюда относятся фирменный стиль, логотип, торговый знак, слоган (девиз), цветовое решение в рекламе.
Деловой этикет. Многие компании обязывают придерживаться сотрудников определенного стиля одежды. График работы, а также его соблюдение индивидуальны для каждой организации.
Можно выделить организационную культуру:
видимую, то, что выражено в предметах материального мира;
невидимую, сосредоточенную в общепринятых ценностях, присутствующую на подсознательном уровне человека.
Схожесть и различие организационных культур
Большой вклад в изучение организационной культуры сделал Герт Хофстед. Голландский исследователь решил изучить, насколько схожи или различны культуры в разных странах. Он разработал методику исследования и провел его в конторах IBM в 40 странах. В общей сложности он получил 116 тыс. анкет и проанализировал их. Первоначальные результаты исследования были сведены к четырем аспектам, характеризующим схожесть и различие культур:
стремление избегать неопределенности;
мужественность — женственность;
индивидуализм — коллективизм;
дистанция между людьми, имеющими различный статус.
1. Неприятие неопределенности
Относится к степени комфорта людей в неопределенных ситуациях, когда они не способны точно предсказывать будущие события. Люди, которые не придают большого значения неопределенности, чувствуют себя уютно, даже если не уверены в своем будущем.
2. Мужественность — женственность
Сильное мужское начало в культуре означает настойчивость, доминирование и независимость. Сильное женское начало в культуре свидетельствует о взаимозависимости, сострадании и эмоциональных суждениях.
Хофстед употребил термин «мужественность» для обозначения того, в какой степени в культуре делается упор на настойчивость, доминирование и независимость. В условиях сильной ориентации на мужественность в культуре люди имеют следующие представления:
роли в обществе должны быть четко определены в зависимости от пола: мужчины призваны быть ведущими, а женщины — ведомыми;
мотивами поведения являются честолюбие и настойчивость;
женственность характеризует культуру, в которой предпочтение отдают таким ценностям, как взаимозависимость, сострадание и эмоциональная открытость.
Представители культур, ориентированных на женственность, придерживаются следующих убеждений:
роли полов в обществе должны быть гибкими; желательно равенство полов;
качество жизни важнее личной результативности и видимых достижений. Работу в обществе можно разделить с учетом названного аспекта.
3. Индивидуализм — коллективизм
Индивидуализм делает упор на достижение индивидуальных целей, запросов и успехов. При коллективизме подчеркиваются запросы, удовлетворенность и результативность групп.
Названный аспект относится к тому, склонны ли нормы и ценности данной культуры подчеркивать удовлетворение индивидуальных или групповых запросов. Индивидуализм делает упор на достижение индивидуальных целей, запросов и успехов.
4. Дистанция между людьми, имеющими различный статус (дистанция власти)
Этот аспект определяет, в какой мере члены общества воспринимают различия в положении и статусе отдельных лиц. В национальных культурах, в которых исходят из того, что дистанция между людьми, обусловленная различиями в их положении, должна быть небольшой, нормы и ценности предполагают минимальное восприятие таких различий. В этих культурах предпочитают участие трудящихся в управлении.
Группы и команды.
Команда создается для решения стратегических проблем, позволяет конкурировать различным компаниям.
Команда – единое эффективное целое, коллектив людей-единомышленников, объединенных общей целью.
Группа – общность людей, которые регулируют взаимодействие друг с другом для достижения определенной цели и считают себя целым, отличным от других групп и отдельных работников.
Размеры группы - число членов 5 человек, собрание совещания – 8 человек, наиболее точное решение принимается группой в 8-11 человек.
Группа - социальное образование, имеющее все признаки организации, кроме оформленной иерархии власти.
Команда характеризуется:
Команды обладает сильным и решительным управлением. Это реже вызывает стрессовые ситуации, инновационная активность возрастает, команды могут рисковать в большей степени, чем отдельные члены, т.к у них больше навыков, ресурсов, опыта.
В команде в большей степени присутствует психологическая устойчивость, люди увереннее и спокойнее.
Группы характеризуются признаками:
Группы бывают формальные и неформальные, стихийно созданные и сознательно организованные, постоянные и временные.
Основными признаками, которые характеризуют команду являются: