Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:05, лекция
В настоящее время происходит возрастание роли стр. менеджмента. Это связано с глобальными изменениями окружающей среды , создание единого экономического пространства, таможенных союзов, конкуренции на мировом уровне.
• Изменение потребителя, который стал более динамичен, разборчив и требователен
• Возрастание возможностей: технологических, коммуникационных, научных и пр.
• Изменились требования к персоналу, реализовались все изменения, происходящие в экономике.
В СМ нет универсального подхода и каждая компания выбирает свой. Однако принципы и стратегии в поведении м.б. в известной мере общими.
2) Решение основано на суждении во много схожем с интуитивным, но в основе лежит опыт оценки
Основными факторами оказывающими
влияние являются:
Применение научных методов
и подходов;
Автоматизация;
Мотивация управленческих решений….
1) Чисто интуитивные решения
основываются на собственном ощущении
того, что все правильно.
2) Решение основано на суждении
во много схожем с интуитивным, но в основе
лежит опыт оценки прошлого, выбирается
тот вариант, который принес наибольший
успех в аналогичной ситуации в прошлом.
3) Уравновешенное решение принимают
менеджеры, которые критически относятся
к своим действиям, выдвигаемым гипотезам,
их проверки.
4) Импульсивное решение. Авторам
легко генерировать различные идеи в неограниченном
количестве, но не в состоянии проверить,
поэтому решения бывают не всегда обоснованны.
5) Рискованные. Отличаются от
импульс. реш. Тем, что авторы не нуждаются
в обосновании своих гипотез.
6) инертные решения становятся
результатом осторожного поиска, в них
обоснование преобладает над генерированием
идеи.
7) осторожные решения характеризуются
тщательной оценкой менеджеров всех вариантов,
сверхкритичным подходом к делу
8) рациональное решение. Основано
на эк анализе, обосновании и оптимизации
9) Ситуационное реш. Характеристики
условий в которых принимаются эти реш:
- разрешение ситуации для руководителя
данного ранга обязательно, не может быть
отложено, снято или перепоручено
- когда заданы жесткие сроки
выполнения
- принятие или не принятие решения
содержит очевидные угрозы
- из возможных вариантов руководитель
выбирает тот, который отвечает требованиям
оптимальности, оценивается решения с
соц-эк и конкретно экономических аспектов,
учитывается потенциал предприятия, вид
деятельности.
10) Стандартные (типовые) решения
и нестандартные (ранее не возникающие
задачи, пути решения которых не известных),
редко возникающие задачи, регулярно возникающие,
порядок решения известен, алгоритмизирование
заданий, порядок которых может быть однозначный.
Стандартные решения принимаются
в тех условиях, которые повторятся, стабильные,
их технология известна, без них невозможна
деятельность предприятия.
11) Коллективные решения (мозговой
штурм, модерация)
Технология принятия решений
1. Констатация возникающей
проблемы и ее описание. Её констатация
определяется с помощью функций учета
и контроля.
2. Определение причины возникновения
проблемы, причинно-следственный анализ
3. Выявление изменений, совпадающих
по времени с моментом возникновения проблемы
4. Выявление объектов аналогичных
или сходных с рассматриваемыми, где подобная
проблема не возникла и установление различий
в объектах
5. Построение причинно-следственной
диаграммы.
(«Рыбий скелет»)
Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению возникающих проблем.
Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
Достоинства метода
Диаграмма Исикавы позволяет:
стимулировать творческое мышление;
представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.
Недостатки метода
Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
Сложная и не всегда четко структурированная
диаграмма не позволяет делать правильные
выводы.
6. Построение карты мнений.
7. Дерево решений:
8. Предварительно отбор вариантов:
качественная оценка вариантов,
при небольшом числе критериев.
количественная оценка при
большом кол-ве критериев с помощью рангов.
вероятностная оценка вариантов
решений
экспертная оценка
9. Система поддержки решения,
в частности: пакеты программ для анализа
вариантов решений, обработки мнений экспертов,
экспертные системы с предложением варианта
10. Принятие решения и его осуществление.
Качество управленческих решений
– это совокупность параметров решения
удовлетворяющих конкретного потребителя
и обеспечивающих реальность его реализации.
На входе системы оцениваются
параметры проблемы, которые необходимо
решить по конкретным рынкам: требования
потребителей, результаты сегментации,
качество объектов и т д.
На выходе системы – это решения,
выраженные количественно или качественно,
имеющие определенную степень адекватности
и вероятности реализации, степень риска,
достижение конечного результата.
К компонентам внешней среды
относятся факторы: макро и микросреде
фирмы, инфраструктуры региона и т д. всего
того, что влияет на качество управленческого
решения, необходимо отнести степень интеграции
предприятия в политической ситуации
в стране, изменения в технической и экономической
ситуации.
Обратная связь характеризует
различную информацию, п
Обратная связь характеризует
различную информацию, поступающую от
потребителя к лицу, которое принимает
решение (к объекту). Оно может быть связано
с некачественным решением, дополнительными
требованиями, дополнение нововведений,
ноу-хау и др.
Сам процесс принятия решений
включает в себя и подготовку к работе,
выявление проблемы, формулирование целей,
поиск информации, выявление ресурсного
обеспечения, ранжирование целей, оформление
необходимых документов, реализация задания.
К параметрам качества управленческого
реш относятся:
- показатель энтропии, т. е.
количественные неопределенности и проблемы.
Если проблема сформулирована только
качественно, без количественных показателей,
то показатель энтропии приближается
к 0, если все показатели проблемы выражены
количественно, то показатель приближается
к 1.
- степень риска вложения инвестиций.
- вероятность реализации решения
по показателям качества, затрат и сроков.
- степень адекватности или
степень точности прогноза (коэффициент
аппроксимации) в теоретических и практических
данных на которых она принята.
К основным условиям обеспечения
высокого качества и эффективности управленческого
решения относятся:
применения к разработке упр
реш научных подходов менеджмента;
изучение влияния экономических
законов на упр решение;
обеспечение ЛПР качественной
информацией характеризующей параметры
входа \ выхода среды и обратной связи
для решения проблемы;
применения ФСА, прогнозирование,
экономического обоснования каждого решения;
структуризация проблемы в
построении дерева целей;
Обеспечение сопоставимости
\ сравнения вариантов решений;
обеспечение многовариантности
решения;
правовая обоснованность принимаемых
решений;
автоматизация сбора и обработки
информации процесса;
разработка и функционирование
процесса реализации решения;
разработка и функционирование
системы ответственности и мотивации
качественного эффективного решения;
наличие механизма реализации
решения.
Лидерство и власть в организации
Менеджер в своем влиянии на работу и отношения с подчиненными, прежде всего, использует должностную основу власти и источники ее создающие.
Лидерство – это специфический тип отношений на процесс социального воздействия, а точнее процесс взаимодействия.
Лидерство – это ведущее положение отдельной личности или социальной группы обусловленное более эффективным результатом деятельности.
Лидер предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.
Позиция лидера может быть формальной, а также через способности или умения, другие востребованные людьми ресурсы – неформальным.
Лидерство как статус – это ведущее положение отдельной личности или социальной группы которую отличает именно результат.
Типы лидеров:
Формальный лидер назначается, получает ресурсы для поощрения и принуждения. В основе власти – сила и принуждение.
Харизматические лидеры могут предложить знания и навыки, признание вклада, обладают личной харизмой, которая символизирует ценности. Основа власти – культура и поддержка.
Ситуацию с лидерством можно определить по следующим моделям:
Рис. Хелси-Бланшер (квадрат, разделенный на 4 сектора и «холмик». Х – ориентация не задания, У – ориентация на взаимоотношения. От нижнего левого к нижнему правому. S1 – делегировать, наблюдать, отслеживать, наблюдать. S2 – участвовать, поощрять, сотрудничать, проявлять, преданность. S3 – «продавать», объяснять, прояснять, убеждать. S4 – говорить, указывать, направлять, устанавливать.
Принципиальное утверждение модели – как двигатель лидерства. Стать лидером – физическая и эмоциональная выносливость, понимание назначения организации и направлений ее деятельности, энтузиазм, быть дружелюбным и симпатизирующим, для лидера важнее, что его любят, а не боятся; должен добиваться, чтобы ему симпатизировали, порядочность.
Победители – те, чей успех устойчив. В компании есть лидеры на любом уровне управления. Лучший способ умножения числа лидеров – воспитать их другими лидерами. Чтобы это сделать лидер должен обладать передаваемой точкой зрения, также необходима определенная методика обучения.
Власть в организации.
Проявление лидерских качеств или полномочий влияния позволяет эффективно управлять при разумном их сочетании.
Власть – возможность действовать или воздействовать на ситуацию или на других людей.
Полномочия – право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.
Влияние - это ассиметричные отношения между людьми, позволяющие одному воздействовать на другого.
Рис. 2 пересекающихся круга. 1 – есть власть, но нет полномочий. 2 – есть полномочия, и нет власти. 3 (пересечение) – есть и власть и полномочия.
Власть:
- основана на вознаграждении – осуществляет контроль над положительным результатом.
- основана на принуждении – контроль над негативным результатом.
Постоянно необходимо влияние для поддержки изменений.
Экспертная власть – над полезной информацией. Референтная власть – обладать привлекательными чертами характера.
Возможны разные источники для злоупотребления в частности и власть.
График – парабола. Х – индивидуальная власть, У – индивидуальная деятельность. В середине – оптимальная власть.
Характеристики харизматической личности: энергетика, внешность, независимость характера, ораторские способности, восприятие восхищения своей личностью, достойная и уверенная манера держаться.