Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:05, лекция

Описание работы

В настоящее время происходит возрастание роли стр. менеджмента. Это связано с глобальными изменениями окружающей среды , создание единого экономического пространства, таможенных союзов, конкуренции на мировом уровне.
• Изменение потребителя, который стал более динамичен, разборчив и требователен
• Возрастание возможностей: технологических, коммуникационных, научных и пр.
• Изменились требования к персоналу, реализовались все изменения, происходящие в экономике.
В СМ нет универсального подхода и каждая компания выбирает свой. Однако принципы и стратегии в поведении м.б. в известной мере общими.

Файлы: 1 файл

менеджмент_всё.doc

— 6.69 Мб (Скачать файл)

2) Решение основано на  суждении во много схожем с  интуитивным, но в основе лежит  опыт оценки

Основными факторами оказывающими влияние являются: 
Применение научных методов и подходов; 
Автоматизация; 
Мотивация управленческих решений…. 
1) Чисто интуитивные решения основываются на собственном ощущении того, что все правильно.  
2) Решение основано на суждении во много схожем с интуитивным, но в основе лежит опыт оценки прошлого, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прошлом. 
3) Уравновешенное решение принимают менеджеры, которые критически относятся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам, их проверки. 
4) Импульсивное решение. Авторам легко генерировать различные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии проверить, поэтому решения бывают не всегда обоснованны. 
5) Рискованные. Отличаются от импульс. реш. Тем, что авторы не нуждаются в обосновании своих гипотез. 
6) инертные решения становятся результатом осторожного поиска, в них обоснование преобладает над генерированием идеи. 
7) осторожные решения характеризуются тщательной оценкой менеджеров всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу 
8) рациональное решение. Основано на эк анализе, обосновании и оптимизации

9) Ситуационное реш. Характеристики  условий в которых принимаются эти реш: 
- разрешение ситуации для руководителя данного ранга обязательно, не может быть отложено, снято или перепоручено 
- когда заданы жесткие сроки выполнения 
- принятие или не принятие решения содержит очевидные угрозы 
- из возможных вариантов руководитель выбирает тот, который отвечает требованиям оптимальности, оценивается решения с соц-эк и конкретно экономических аспектов, учитывается потенциал предприятия, вид деятельности. 
10) Стандартные (типовые) решения и нестандартные (ранее не возникающие задачи, пути решения которых не известных), редко возникающие задачи, регулярно возникающие, порядок решения известен, алгоритмизирование заданий, порядок которых может быть однозначный. 
Стандартные решения принимаются в тех условиях, которые повторятся, стабильные, их технология известна, без них невозможна деятельность предприятия. 
11) Коллективные решения (мозговой штурм, модерация)

  Технология принятия решений 
1. Констатация возникающей проблемы и ее описание. Её констатация определяется с помощью функций учета и контроля. 
2. Определение причины возникновения проблемы, причинно-следственный анализ 
3. Выявление изменений, совпадающих по времени с моментом возникновения проблемы 
4. Выявление объектов аналогичных или сходных с рассматриваемыми, где подобная проблема не возникла и установление различий в объектах 
5. Построение причинно-следственной диаграммы. 
(«Рыбий скелет»)

Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению возникающих проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

Достоинства метода

Диаграмма Исикавы позволяет:

стимулировать творческое мышление;

представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

Недостатки метода

Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.

Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы. 
6. Построение карты мнений. 
7. Дерево решений: 
8. Предварительно отбор вариантов:

качественная оценка вариантов, при небольшом числе критериев.  
количественная оценка при большом кол-ве критериев с помощью рангов. 
вероятностная оценка вариантов решений 
экспертная оценка 
9. Система поддержки решения, в частности: пакеты программ для анализа вариантов решений, обработки мнений экспертов, экспертные системы с предложением варианта 
10. Принятие решения и его осуществление. 
 
 Качество управленческих решений – это совокупность параметров решения удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации.  
На входе системы оцениваются параметры проблемы, которые необходимо решить по конкретным рынкам: требования потребителей, результаты сегментации, качество объектов и т д. 
 На выходе системы – это решения, выраженные количественно или качественно, имеющие определенную степень адекватности и вероятности реализации, степень риска, достижение конечного результата.

  К компонентам внешней среды относятся факторы: макро и микросреде фирмы, инфраструктуры региона и т д. всего того, что влияет на качество управленческого решения, необходимо отнести степень интеграции предприятия в политической ситуации в стране, изменения в технической и экономической ситуации. 
Обратная связь характеризует различную информацию, п

  Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителя к лицу, которое принимает решение (к объекту). Оно может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями, дополнение нововведений, ноу-хау и др. 
Сам процесс принятия решений включает в себя и подготовку к работе, выявление проблемы, формулирование целей, поиск информации, выявление ресурсного обеспечения, ранжирование целей, оформление необходимых документов, реализация задания. 
 
 К параметрам качества управленческого реш относятся: 
- показатель энтропии, т. е. количественные неопределенности и проблемы. Если проблема сформулирована только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к 0, если все показатели проблемы выражены количественно, то показатель приближается к 1. 
- степень риска вложения инвестиций. 
- вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков. 
- степень адекватности или степень точности прогноза (коэффициент аппроксимации) в теоретических и практических данных на которых она принята.

  К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся: 
применения к разработке упр реш научных подходов менеджмента; 
изучение влияния экономических законов на упр решение; 
обеспечение ЛПР качественной информацией характеризующей параметры входа \ выхода среды и обратной связи для решения проблемы;  
применения ФСА, прогнозирование, экономического обоснования каждого решения; 
структуризация проблемы в построении дерева целей; 
Обеспечение сопоставимости \ сравнения вариантов решений;  
обеспечение многовариантности решения;  
правовая обоснованность принимаемых решений;  
автоматизация сбора и обработки информации процесса;  
разработка и функционирование процесса реализации решения;  
разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного эффективного решения;  
наличие механизма реализации решения.

Лидерство и власть в организации

Менеджер в своем влиянии на работу и отношения с подчиненными, прежде всего, использует должностную основу власти и источники ее создающие.

Лидерство – это специфический тип отношений на процесс социального воздействия, а точнее процесс взаимодействия.

Лидерство – это ведущее положение отдельной личности или социальной группы обусловленное более эффективным результатом деятельности.

Лидер предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Позиция лидера может быть формальной, а также через способности или умения, другие востребованные людьми ресурсы – неформальным.

Лидерство как статус – это ведущее положение отдельной личности или социальной группы которую отличает именно результат.

Типы лидеров:

    1. С позиции ориентации на людей. (Командный – который вырабатывает традиции, рассматривает вопросы стимулирования, развития организации. Лидер-эксперт – который ориентирован больше на себя, в основе власти – собственная исключительность)
    2. Силовой лидер – ориентирован против людей, в основе власти принуждение, он сам формулирует задачи, дает алгоритм решений, освобождается от тех, кто идет против него.
    3. Лидер-интивитуист – по натуре игрок, ориентирован на максимальные действия.
    4. Компанейский – конкурентность, стимулирование инноваций, допуск положительных нарушений.
    5. Харизматический – исключительность личности.
    6. Лидер-манипулятор – добивается результата путем интуитивно найденного стимулирования.

Формальный лидер назначается, получает ресурсы для поощрения и принуждения. В основе власти – сила и принуждение.

Харизматические лидеры могут предложить знания и навыки, признание вклада, обладают личной харизмой, которая символизирует ценности. Основа власти – культура и поддержка.

Ситуацию с лидерством можно определить по следующим моделям:

Рис. Хелси-Бланшер (квадрат, разделенный на 4 сектора и «холмик». Х – ориентация не задания, У – ориентация на взаимоотношения. От нижнего левого к нижнему правому. S1 – делегировать, наблюдать, отслеживать, наблюдать. S2 – участвовать, поощрять, сотрудничать, проявлять, преданность. S3 – «продавать», объяснять, прояснять, убеждать. S4 – говорить, указывать, направлять, устанавливать.

Принципиальное утверждение модели – как двигатель лидерства. Стать лидером – физическая и эмоциональная выносливость, понимание назначения организации и направлений ее деятельности, энтузиазм, быть дружелюбным и симпатизирующим, для лидера важнее, что его любят, а не боятся; должен добиваться, чтобы ему симпатизировали, порядочность.

Победители – те, чей успех устойчив. В компании есть лидеры на любом уровне управления. Лучший способ умножения числа лидеров – воспитать их другими лидерами. Чтобы это сделать лидер должен обладать передаваемой точкой зрения, также необходима определенная методика обучения.

Власть в организации.

Проявление лидерских качеств или полномочий влияния позволяет эффективно управлять при разумном их сочетании.

Власть – возможность действовать или воздействовать на ситуацию или на других людей.

Полномочия – право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.

Влияние  - это ассиметричные отношения между людьми, позволяющие одному воздействовать на другого.

Рис. 2 пересекающихся круга. 1 – есть власть, но нет полномочий. 2 – есть полномочия, и нет власти. 3 (пересечение) – есть и власть и полномочия.

Власть:

- основана на вознаграждении  – осуществляет контроль над  положительным результатом.

- основана на принуждении  – контроль над негативным  результатом.

Постоянно необходимо влияние для поддержки изменений.

Экспертная власть – над полезной информацией. Референтная власть – обладать привлекательными чертами характера.

Возможны разные источники для злоупотребления в частности и власть.

График – парабола. Х – индивидуальная власть, У – индивидуальная деятельность. В середине – оптимальная власть.

Характеристики харизматической личности: энергетика, внешность, независимость характера, ораторские способности, восприятие восхищения своей личностью, достойная и уверенная манера держаться.

 

 

 


Информация о работе Стратегический менеджмент