Стратегическое планирование на предприятии (на примере ООО «ВолгаОптТорг»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:54, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты стратегического менеджмента организации;
- охарактеризовать организационно-экономическое состояние организации;
- проанализировать состояние стратегического планирования в организации;
- рекомендовать предложения по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования в организации.
Стратегическое планирование как основа развития предприятия.
Сущность, функции и структура процесса стратегического управления и планирования.
1.3. Требования к эффективной стратегии.
1.4.Процесс разработки и внедрения стратегии развития предприятия.
1.5. Преимущества и недостатки стратегического планирования.
Глава 2.Общая характеристика ООО «ВолгаОптТорг»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей
2.3 Анализ стратегического планирования ООО «ВолгаОптТорг»
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВолгаОптТорг»
3.1 Основные мероприятия по улучшению стратегического планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом Юлов М.Н. группа 759.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное  БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Нижегородский Государственный  Университет им. Н. И. Лобачевского»

 

 

Экономический факультет

Кафедра «Экономика и управление предприятиями и организациями»

 

 

 

Дипломная Работа

 

 

Тема дипломной работы: «Стратегическое планирование на предприятии»

(на примере ООО «ВолгаОптТорг»)

 

 

 

Выполнил:

 

Студент _5_ курса, группы 759

дневного отделения, специальность: экономика и управление на предприятии (в машиностроении)

Юлов М.Н.

________________

                                              подпись

Руководитель практики:

к.э.н., ст.преп. Удалов А.С.

________________

                                              подпись


 

Нижний Новгород,

2013 год

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические  основы стратегического планирования в организации.

    1. Стратегическое планирование как основа развития предприятия.
    2. Сущность, функции и структура процесса стратегического управления и планирования.

1.3. Требования к эффективной  стратегии.                     

1.4.Процесс разработки  и внедрения стратегии развития  предприятия.

1.5. Преимущества и  недостатки стратегического планирования.    

Глава 2.Общая характеристика ООО «ВолгаОптТорг»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей

2.3 Анализ стратегического планирования ООО «ВолгаОптТорг»

Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВолгаОптТорг»

3.1 Основные мероприятия  по улучшению стратегического  планирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложения

 

 

 

 

 

Введение

 

Менеджмент рассматривается как  процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это  не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Одним из самых важных этих действий является планирование, а именно стратегическое планирование.

Процесс стратегического планирования является очень динамичным, в той  или иной форме объединяет все  другие функции управления, так как  стратегическое планирование предопределяет практическое действие членов трудового  коллектива, каждого работника в отдельности и коллектива в целом.

Не используя преимущества стратегического  планирования, организации в целом  и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или  направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Эффективно реализованный стратегический менеджмент в условиях глобализации и интернационализации экономических  процессов, когда большая часть  товаров и услуг стала доступной  потребителям любой страны, позволяет организациям и фирмам максимально точно определить запросы целевых групп покупателей, сделать их своими постоянными клиентами.

Необходимость стратегического управления организациями обусловлена рядом  внешних объективных причин, главными из которых выступают:

- развитие с помощью Интернета  глобальной сети коммуникаций, что  ведет к глобализации мировой  экономики и вовлечению национальных  экономик во все более тесные  двусторонние и многосторонние  деловые контакты;

- проникновение на национальные  рынки ТНК (транснациональных корпораций), МНК (международных корпораций), ФПГ (финансово-промышленных групп), крупных концернов, что существенно влияет на деятельность субъектов хозяйствования.

Актуальность темы работы подчеркивается тем, что в результате усилившейся конкуренции российские предприятия все больше находят у себя конкурентные преимущества, используя процессы стратегического планирования. В условиях развития экономики России стратегическое планирование становится все более актуальным для наших предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

В данной работе мы рассмотрим стратегическое планирование на предприятии на примере  ООО «ВолгаОптТорг».

Объект исследования - деятельность ООО «ВолгаОптТорг».

Предмет исследования - анализ среды фирмы, ее стратегическая направленность и положение на рынке, пути повышения  эффективности деятельности посредством  формулирования стратегических целей  фирмы.

В соответствии с объектом и предметом исследования определена цель исследования: изучение процессов стратегического планирования на предприятии.

Задачи работы:

- изучить теоретические  аспекты стратегического менеджмента  организации;

- охарактеризовать организационно-экономическое  состояние организации;

- проанализировать состояние стратегического планирования в организации;

- рекомендовать предложения  по совершенствованию стратегического  планирования на предприятии.

Главная цель данной дипломной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. 

Методы, использованные в данной работе: анализ элементов  внешней и внутренней среды фирмы, SWOT- анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы стратегического планирования в организации.

1.1.Стратегическое планирование как основа развития предприятия.

 

Стратегия развития предприятия определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности       с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или  планируемого положения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.        При этом уточняются стратегические вопросы, связанные с выбором выпускаемой продукции, обслуживаемых потребителей, применяемых производственных процессов, используемых экономических ресурсов, а       также формированием общей линии поведения на рынке с учетом своих возможностей и сил конкурентов. Кроме того, в ходе планирования учитываются возможные стратегии развития следующих рыночных услуг          на предприятии: выход на рынок с новым продуктом, привлечение              новых поставщиков и потребителей товаров, расширение или прекращение производства и продажи прежних товаров и услуг.

Выбор цели и стратегии  развития предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров в свободных  рыночных отношениях. При долгосрочном планировании предприятие может  также использовать такие известные стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на     рынок, сокращение издержек, изменение цен и все остальные функциональные или целевые стратегии (маркетинговую, производственную, финансовую, конкурентную и т.д.). 1

На российских предприятиях широкое распространение имеет стратегия выживания, на зарубежных — завоевание лидерства на рынке и др. Каждое предприятие в ходе перспективного планирования должно    само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности.

Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития     предприятий на предстоящий долгосрочный период. 2

 

 

1.2. Сущность, функции и структура процесса стратегического управления и планирования.

 

 

 

Стратегическое планирование как новый подход в менеджменте был сформирован в 70–80 гг. XX в.

Термин «стратегическое  планирование» был введен в обиход для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.3

  • Термин «стратегия» теоретики менеджмента заимствовали из области военных искусств (греч. stratos – войско + ago – веду). Один из ведущих военных теоретиков К. Клаузевиц так различал стратегию и тактику: «Тактика есть учение об использовании вооруженных сил в бою, а стратегия – учение об использовании боев в целях войны». 4

Стратегия организации  — это комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации.

Под планированием принято понимать такой процесс принятия решения, при котором достигается целевое (желательное и более совершенное) состояние деятельности и путь его достижения с учетом внутренних возможностей и внешних факторов (условий).

Стратегический план – долговременный план, как правило, охватывающий период 10 – 15 лет, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей.5

Будучи  функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система  управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления.

Наиболее  ограниченными являются такие ресурсы, как время и деньги. Поэтому  одной из важнейших задач стратегического  планирования является принятие решений  о распределении ресурсов между  разными потребностями предприятия. Этот процесс принятия решений является ядром стратегического планирования.6 Без стратегического планирование распределение ресурсов может происходить под влияние момента и основываться на соображениях сиюминутной необходимости, а не на стратегической важности, т.е. работать по принципу «решения «горящих» проблем».7

Предприятие должно определить, на чем будет  сконцентрированы    его усилия, для того, чтобы оно могло развить  весь свой потенциал.     Будет  ли предприятие зависеть от заказчиков, или оно будет опираться     на инновации, совершенство технологических процессов, четком управлении  материально-техническим снабжением или на  технологии?

Стратегия не является производителем различных  планов. Планы являются лишь побочным продуктом разработки стратегии. Стратегия является производителем результатов. Она является частью процесса управления предприятием.

И.А. Ильин отмечает, что стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет ему достичь своих целей (см. рис. 1.1).

Рисунок 1.1 — Логика стратегического  планирования

Процесс стратегического  планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности: его важнейшая задача – обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. 8

Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности, иначе говоря — функции стратегического планирования.        К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренне координация и регулирование, организационные изменения (см. рис. 1.2).

 

Рисунок 1.2 — Функциональная структура стратегического планирования.

 

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии (на примере ООО «ВолгаОптТорг»)