Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является: определить понятие стратегического планирования, рассмотреть этапы формирования стратегического плана, разработать рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования на предприятии.
Задание на курсовой проект
Введение
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на предприятии 2
4
6
1.1 Система стратегического планирования 6
1.2 Методы стратегического анализа и планирования 9
1.3 Этапы составления стратегического плана 14
2 Расчет основных показателей производственной деятельности предприятия
18
2.1 Обоснование плана производства продукции
2.2 Расчет численности промышленно-производственного персонала 27
2.3 Расчет себестоимости продукции по предприятию
2.4 Расчет технико-экономических показателей предприятия 33
3 Разработка предположений по совершенствованию стратегии развития предприятия 35
3.1 Мероприятия по совершенствованию стратегического развития ЗАО «Лилия»
3.2 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
35
39
Заключение 44
Список литературы 46
Глоссарий
3) Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
4) Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.
5) Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.
6) Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.
7) Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.
Формирование
стратегического плана
1) Выбор миссии - формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
2) Разработка обеспечивающих планов - политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты.
Таким образом,
применение фирмой стратегического
плана, как документа ее стратегического
развития, позволяет системно и масштабно
обосновать необходимые направления
будущих действий для достижения
целей предпринимательства. Однако
процесс стратегического
Хозяйственный
портфель — совокупность отдельных
направлений деятельности и продуктов
организации. Анализ хозяйственного портфеля
— инструмент, с помощью которого
руководство организации
1) обслуживать
внешний рынок, а не
2) иметь своих, отличных от других, потребителей и конкурентов;
3) руководство
СХЕ должно контролировать все
ключевые факторы, которые
Далее с
целью выработки стратегий
Рисунок 1 – Матрица Бостонской консультационной группы
С помощью
данной матрицы руководители решают
вопросы определения
Рисунок 2 – Решетка планирования СХЕ
Индекс силы позиции определяется с учетом показателя относительной рыночной доли, динамики ее изменения, величины получаемой прибыли, имиджа, степени конкурентности цены, качества продукта, эффективности сбыта, географических преимуществ рынка, эффективности работы сотрудников. Приняты три уровня градации данного индекса: сильная, средняя, слабая. Индекс привлекательности отрасли определяется с учетом размера и разнообразия рынков, скорости роста рынка, числа конкурентов, среднеотраслевой величины прибыли, цикличности спроса, структуры отраслевых затрат, ценовой политики, законодательства, трудовых ресурсов. Используются три уровня градации данного индекса: высокая, средняя и низкая. Пересечение линий, характеризующих различные уровни значений этих двух уровней, образует решетку, которая делится на три зоны: зону, в которую организация должна инвестировать; зону, в которой организация должна поддерживать инвестиции на прежнем уровне, и зону, в которой надо получить максимально возможную прибыль, после чего ее следует покинуть.
Несмотря на всю привлекательность подобных подходов, они обладают и рядом недостатков. Они достаточно трудоемки и дорогостоящи, ряд показателей с их помощью трудно измерить, концентрируют внимание на текущих СХЕ и дают мало информации о планировании новых СХЕ, основываются преимущественно на экспертных оценках, прежде всего сотрудников данной организации.[1]
Использование методологии управления проектами.
Методология стратегического планирования опирается на четыре уровня знаний:
Методологической
базой стратегического
- обоснованный
и сознательный выбор целей
и стратегии развития
- постоянный
поиск новых форм и видов
деятельности, для повышения
- обеспечение
соответствия между
- индивидуализация
стратегии, где каждая
- четкое
организационное разделение
Для каждой
конкретной организации системы
более высокого порядка выступают
в виде определенной среды, состоящих
из хозяйственных и
Стратегическое планирование организациями основывается на следующих положениях:
1) Организации
являются сложными социально-
- организации
создаются для достижения
- наличие
определенных ресурсов и их
преобразование в материальные
блага; соизмерение затрат на
производство и использование
товара с результатами
- сложность внутренней среды организации;
- многокритериальность задач управления;
- большая
динамичность протекающих в
- необходимость
управления организацией, для чего
создается специальный орган
управления, имеющий определенную
функцию и организационную
2) Организации
являются открытыми системами,
на которые воздействуют
3) Стратегии
организаций во многом
Основное
преимущество стратегического планирования
состоит в большей степени
обоснованности плановых показателей,
в большей вероятности
Обобщая вышеизложенный материал, можно сказать, что современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.
1.3 Этапы составления стратегического плана
А.Чандлер,
автор одной из пионерских работ
в области стратегического
А.Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:
Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.[5]
Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
В ходе формулирования
стратегий нельзя предвидеть все
возможности, которые откроются
при составлении проекта
При появлении
более точной информации может быть
поставлена под сомнение обоснованность
первоначальной стратегии. Поэтому
необходима обратная связь, позволяющая
обеспечить своевременное
Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:
а) процесс
стратегического планирования - выработка
набора стратегий, начиная от базовой
стратегии предприятия и
б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.
Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.
Стратегии
предприятий должны быть построены
по иерархическому принципу. При этом
уровни стратегий, комплексность, их интеграция
очень различны в зависимости
от типа и размера предприятия. Так,
простая организация может
Концептуальная
модель стратегического плана
Анализ окружающей среды:
а) внешняя среда,
б) внутренние возможности.
Определение политики предприятия (целеполагание).
Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
а) стратегия маркетинга,
б) финансовая стратегия,
в) стратегия НИОКР
г) стратегия производства,
д) социальная стратегия,
е) стратегия организационных изменений,
ж) экологическая стратегия.
Результатом
деятельности по предложенной выше схеме
составления стратегического
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии ЗАО «Лилия»