Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена тем, что стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…………………………………………………………………..…8
1.1Виды и функции планирования……………………………………………8
1.2Современное планирование и общие направления……………………...14
1.3 Необходимость и перспективы планирования в современных организациях…………………………………………………………………………..14
2.РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.34
2.1 Значение факторов неопределённости и риска в стратегическом планировании………………………………………………………………………….34
2.2Оценка и анализ деловой среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации…………………………….36
3. ОЦЕНКА УРОВНЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕДИА-ХОЛДИНГА ЛЕККС, ООО «БОРИС»………………………………………………41
3.1. Организационно-экономическая характеристика Медиа-холдинга Леккс, ООО «Борис»………………………………………………………………….41
3.2. Оценка среды функционирования Медиа-холдинг Леккс……………42
3.3. Рекомендации по развитию стратегического планирования………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 103.53 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 5

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…………………………………………………………………..…8

1.1Виды и функции планирования……………………………………………8

1.2Современное планирование  и общие направления……………………...14

1.3 Необходимость и перспективы  планирования в современных организациях…………………………………………………………………………..14

2.РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.34

    1. Значение факторов  неопределённости  и риска в стратегическом  планировании………………………………………………………………………….34

      2.2Оценка и анализ  деловой среды.  Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации…………………………….36

3. ОЦЕНКА УРОВНЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ МЕДИА-ХОЛДИНГА ЛЕККС, ООО «БОРИС»………………………………………………41

3.1. Организационно-экономическая  характеристика Медиа-холдинга Леккс, ООО «Борис»………………………………………………………………….41

3.2. Оценка среды функционирования  Медиа-холдинг Леккс……………42

3.3. Рекомендации  по развитию стратегического  планирования………….44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...49

 

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации  в достаточной степени.

Стратегическое планирование –  относительно молодой вид деятельности фирм. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять в 50-х годах. Уже долгосрочное планирование оказалось большим  шагом вперед, оно дало возможность  фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую  деятельность с более масштабными  задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному планированию приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании по сравнению  с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической  организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме  того, долгосрочные цели фирмы в  стратегическом планировании перестают  быть простым отражением условий  текущей деятельности, а оказываются  результатом анализа изменений  во внешней и внутренней среде  фирмы.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в  ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с  гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными  методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный  подход. Не являясь универсальным  способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

Актуальность  темы работы обусловлена тем, что  стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

Процесс развития организации не может быть представлен как процесс, ориентированный  на перспективу и организуемый соответствующим  образом, исходя из требований и тенденций  изменения внешней среды. Это требует четкого представления о реальных возможностях организации, умении правильного определения и выбора направлений развития, подробного обоснования перспективных целей и способов их достижений и многого другого, что составляет сущность стратегического управления, с помощью которого обеспечивается поступательное развитие компании.

Стратегическое  управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением. В то же время стратегическое управление – это область научных знаний, изучающая приемы, инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют добиваться ей своих целей, соответствует ее внутренним возможностям и позволяет оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды. Стратегическое управление – это управление в социально-экономических системах.

Цель  исследования - исследование стратегического  планирования на предприятии.

Исходя  из поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и проблемы стратегического планирования на предприятии;
  • дать характеристику стратегического потенциала организации при стратегическом планировании;
  • разработать стратегию развития предприятия;

Предмет исследования - процесс стратегического  планирования в системе стратегического  управления.

Объект  исследования - стратегическое планирование в Медиа-холдинге Леккс ООО «Борис».

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.1Виды и функции планирования

 

В современных теориях  планирование означает процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и  включающий в себя определение средств  и путей их достижения посредством  сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого  из них в ожидаемых условиях.

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленного предприятия состоит  в обоснованном определении основных направлений развития производства с учетом существующих и возможных  ресурсов, источников обеспечения, а  также спроса потребителей.

Разработка и формализация планов, определяющих будущее состояние, не является прерогативой только крупных  компаний, а жизненной необходимостью любой организации.

Планирование побуждает  руководство думать о будущем, заставляет компанию определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности  в работе и дает объективные показатели эффективности работы.

Внутрифирменное планирование рассматривается как система  долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных  планов, соподчиненных и определяющих стратегию деятельности фирмы, цели функционирования, прогноз развития внешних факторов, внутренних ресурсов и др.

Классификация видов планирования

По срокам планирования: 

  • оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;
  • краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;
  • среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;
  • долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы. 

По функциям назначения: 

  • производственные - план производства;
  • коммерческие - сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия;
  • инвестиционные - план техперевооружения, организационно-техническое развитие предприятия;
  • социальные планы - содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала;
  • планы по труду и заработной плате;
  • другие планы по функциям и сферам деятельности. 

По уровням управления предприятием: 

  • общефирменные планы
  • планы структурных подразделений (филиал, производство, цех)
  • планы работ функциональных отделов;
  • планы работ участков и бригад. 

По объектам планирования: 

  • по видам деятельности;
  • по конкретным продуктам, видам работ и услуг;
  • план выпуска новых изделий;
  • план по видам продукции, находящейся в процессе освоения и т.д. 

Также различают следующие  виды: 

  • последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;
  • скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных;
  • гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов. 

Таким образом, сущность планирования проявляется в конкретизации  целей развития всей фирмы и каждого  подразделения в отдельности  на установленный период; определении  хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых  для решения поставленных задач. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования).(рис. 1.1) К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения. 

 

  Рис. 1.1. Функциональная структура стратегического планирования

 

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции - приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.

3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии