Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена тем, что стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…………………………………………………………………..…8
1.1Виды и функции планирования……………………………………………8
1.2Современное планирование и общие направления……………………...14
1.3 Необходимость и перспективы планирования в современных организациях…………………………………………………………………………..14
2.РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.34
2.1 Значение факторов неопределённости и риска в стратегическом планировании………………………………………………………………………….34
2.2Оценка и анализ деловой среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации…………………………….36
3. ОЦЕНКА УРОВНЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕДИА-ХОЛДИНГА ЛЕККС, ООО «БОРИС»………………………………………………41
3.1. Организационно-экономическая характеристика Медиа-холдинга Леккс, ООО «Борис»………………………………………………………………….41
3.2. Оценка среды функционирования Медиа-холдинг Леккс……………42
3.3. Рекомендации по развитию стратегического планирования………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 103.53 Кб (Скачать файл)

Если есть уверенность, что  задача хорошо изучена и достаточно Проста для того, чтобы можно было искать ее решение умозрительно, без  применения каких-либо формальных методов  планирования, но то обстоятельство оправдывает  стремление сэкономить время на Планировании и использовать его для организации  и координации. Поэтому некоторые  организации могут достичь определенного  уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, само планирование и  сам план сами по себе не гарантируют  успеха. Тем не менее, формальное планирование Может создать ряд ценных и  существенных факторов для успеха организации.

1. Если набор работ  дает решение конкретной задачи, а набор задач отражает конечные  цели управленческой деятельности, то хорошо разработанные планы  обеспечивают средства их достижения. Планирование связано с определением  того, что, кто, когда, где, как,  сколько и зачем требуется  для достижения данной цели. Таким  образом, оно является способом  создания звена между постановкой  цели и более полным планом  ее реализации.

2. Планирование позволяет оценить практические возможности достижения целей. Оно является единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей.

3. Планирование облегчает  поиск лучших и более эффективных  путей достижения целей организации.

4. Планирование выявляет  и устанавливает зоны потенциальных  проблем и неожиданных последствий.

5. Планирование обеспечивает  основы для оценки затрат и  разработки бюджетов, календарных  планов и ресурсов.

6. Планирование является  основой для контроля. Чтобы контроль  был эффективным, его следует  тесно связать с планированием.  Такая увязка является очень  существенной для обеспечения  эффективности процесса управления  в целом. Эффективный количественный метод ее осуществления - это составление графиков, расписаний и бюджета.

7. Планирование помогает  определить, какие требуются рабочие  взаимодействия и взаимоотношения.  Поскольку оно служит для формирования  целей, то помогает создать  единство общих целей внутри  организации.

8. Планирование позволяет  выявить непредвиденные обстоятельства, которые следует учитывать для  достижения целей. Формальное  планирование способствует снижению  риска в процессе принятия  решений.

В методологии управления передовыми фирмами сформирована следующая  система планов:

  • стратегическое планирование;
  • тактическое планирование;
  • текущее планирование;
  • оперативное планирование.

Для каждого уровня должен быть разработан соответствующий план.

Как видно из рисунка, функции  планирования рассредоточены по уровням  управленческой иерархии. Таким образом, внутрифирменное планирование стратегии, тактики и управленческой политики представляется следующим образом. Высшее, "думающее" звено в лице руководителя и его заместителей (заместителей по отдельным функциям) планирует развитие фирмы на перспективу, создавая долгосрочные программы. На этом концептуальном уровне, исходя из оценки общей экономической конъюнктуры, на максимально возможный срок (2 года и более, а при стабильной экономической ситуации и устоявшемся  положении фирмы на своем рынке - и до 10 лет) планируются стратегические цели и управленческая политика в главных вопросах.

Реализация этих относительно долгосрочных программ передается на следующий уровень управления - заместителям, руководителям производственных подразделений и организаторам главных функций в масштабе всей фирмы (финансовой, маркетинговой, МТС, НИОКР и т. д.). На этом уровне разрабатываются краткосрочные программы реализации стратегических целей - как правило, на каждый планируемый год (годовой план экономического и социального развития предприятия). На следующем уровне - уровне исполнителей - разрабатываются планы по всем разделам, вопросам с четкими временными, объемными, ресурсными параметрами и четкими границами между участками работ, за выполнение которых отвечают различные исполнители в течение года, полугода или квартала.

Оперативный план детализирует задание исполнителям на месяц, неделю, сутки по комплексам работ.

Кроме того, планы должны детализироваться по функциям управления. Функциональный план может быть разработан на каждый комплекс задач, комплекс работ  или на комплекс работ, выполняемых  одним подразделением.

Как уже было сказано, хозяйственные  задачи, решаемые предприятием, особенно крупным, достаточно сложны и комплексны. Наиболее приемлемой при решении  сложных задач является методология  проектирования систем. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику системы. В нашем случае система определяется как совокупность объектов, принципов или факторов, взаимосвязанных некоторым определенным образом и потому составляющих единое целое (такое, как организация или план). В системной методологии декомпозиция некоторого сложного объекта (системы) на его составляющие части является основным способом, позволяющим понять сущность объекта и познать его свойства. Осуществляя декомпозицию, необходимо учитывать взаимозависимости между компонентами.

Структуризация - главный инструмент для решения проблем при сложной работе на рациональной основе; она является предпосылкой, позволяющей сделать сложность обозримой и понятной. Изучение общей картины и исследование внутренних связей и содержания системы в присущей ей внешней среде являются обязательными для понимания любой системы. Задача структуризации сложного объекта такого, как совокупность знаний об управлении предприятием или планировании деятельности предприятия) может быть выполнена при помощи:

- дедуктивного подхода (движения от общего к частному, сверху вниз) -расчленения и группировки частей сложного объекта, начиная с рассмотрения его как единого целого; эта процедура часто используется в системном подходе;

- индуктивного подхода (движения от частного к общему, снизу вверх) -сбора и композиции частей (элементов или подсистем) в соответствии с их взаимоотношениями в древовидную структуру, вершиной которой является целостный объект. Из этого следует, что:

1. Руководство организации  должно расчленить цели на  подцели, задачи, отдельные работы  и распределить имеющиеся ресурсы,  финансы и время.

2.Работы выполняются людьми, использующими различные технологические и материальные средства. Стоимость складывается не из выполнения работ, а из использования ресурсов. Ресурсы абсорбируют стоимость в соответствии с тем, как за них платят. Люди и некоторые механизмы имеют цену за период времени, другие ресурсы обычно имеют цену за единицу качества.

3. Руководство организации  принимает основные решения относительно  того, каким образом лучше достичь  целей организации, используя  имеющиеся ресурсы и возможности,  и руководят другими людьми, принимающими  менее важные решения.

4. Многие работы выполняются  параллельно. Но они не могут  параллельно использовать одни  и те же ресурсы (деньги): их  можно потратить только один  раз. Поэтому руководители организаций  планируют работы, назначают людей  для их выполнения и следят  за выполнением. План или программа  показывает, в какой последовательности  должны выполняться все работы, а бюджет или прогноз стоимости является перечнем работ с ожидаемой стоимостью каждой из них и суммами этих стоимостей.

Таким образом, для успешного  решения стоящих перед организацией задач и достижения ее целей необходимо с помощью методов управления правильно спланировать работу людей. Планирование реализации целей организации  означает определение и представление (в виде графиков, таблиц) всех мер, работ, необходимых для достижения целей:

  • последовательности всех работ во времени и пространстве;
  • взаимосвязи этих работ.

Ранее было упомянуто, что  на выполнение каждой из работ затрачиваются  средства, деньги и время, и каждая работа вносит свой вклад в достижение целей организации. План затрат средств  и времени, включающий большое количество работ и стоимостных оценок, является системой. Поэтому к процессу планирования и анализу самого плана можно  применить методологию системного проектирования. План разрабатывается  для реализации определенной потребности (в достижении целей организации). Чтобы удовлетворить ее, процесс  планирования с применением системной  методологии должен содержать следующие  этапы:

1) анализ потребностей  в планировании и планах;

2) формулирование задач  планирования;

3) формулирование критериев  планирования;

4) выработку альтернатив;

5) проверку физической  реализуемости плана;

6) проверку экономической  реализуемости плана;

7) проверку финансовой  реализуемости плана;

8) оптимизацию плана, оценку  и выбор наилучшего решения;

9) реализацию этих решений;

10) использование обратной  связи и управление.

Таким образом, в научно-методологическом плане системный подход следует  рассматривать как серию логически  взаимосвязанных шагов, с помощью  которых можно использовать многочисленные методы и способы планирования реализации целей организации.

ВЫВОД: Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса:

1.  Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать?

2.  Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах?

3. Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

 

 

2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    1. Значение факторов  неопределённости  и риска в стратегическом  планировании

 

      Реализация  стратегии предприятия всегда связана  с определенным риском. Это может  касаться как стратегии расширения масштабов хозяйственной деятельности предприятия, так и ее сокращения.      

Нередко риск в стратегическом планировании называют хозяйственным или предпринимательским.      

Следует так же учесть, что планирование и реализация стратегии происходят в условиях неопределенности, которая появляется в результате изменчивости внешней среды предприятия. Поэтому в момент составления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая альтернатива приведет к успеху, получению ожидаемого результата, и, конечно, присутствует опасность неудачи, непредвиденных потерь.     

Источником  риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана.     

Планирования в условиях определенности производится при наличии  полной и достоверной информации о состоянии внутренней и внешней  среды, проблемных ситуациях, отражаемых в стратегическом плане и др.      

В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним постоянно имеет дело любой предприниматель, любое предприятие. Фактор риска здесь служит сильным стимулом и ограничением при принятии плановых решений.     

Неопределенность  в рыночной экономике приводит к  тому, что избежать риска становится просто невозможно. Но не следует искать такие решения, в которых заранее известен результат. Необходимо просто научится предвидеть риск, оценивать его размеры, выигрыш, связанный с ним, планировать мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы.      

Хочу  отметить то, что в современно экономике  методы планирования и оценки риска  проработаны явно недостаточно. Отсутствуют  практические рекомендации по его оценке и предотвращению при решении  различных плановых задач.      

Но  все-таки разрабатываются некоторые системы мер, направленные на уменьшение риска до минимально возможного уровня. Наиболее часто применяются следующие группы методов:

- технические (противопожарный контроль, охранная сигнализация и т.п.)

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии