Стратегическое планирование в организации (на примере ООО «Синергия»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «Синергия».
Основные задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы стратегического планирования в организации;
провести анализ производственной деятельности предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии 7
1.2 Этапы стратегического планирования на предприятии………………
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СИНЕРГИЯ» 16
2.1 Общая характеристика вино-водочной промышленности России 16
2.2 Общая характеристика ОАО «Синергия» 20
ГЛАВА 3.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОАО «Синергия» 27
3.1 Формирование миссии и определение целей предприятия 27
3.2 Анализ внешней среды ОАО «Синергия» 32
3.3 Анализ потенциала ОАО «Синергия» 36
3.4 SWОT-анализ и выбор стратегических альтернатив развития предприятия 39
3.5 Портфолио-анализ на основе матрицы БКГ 43
3.6 Разработка и реализация выбранной для ОАО «Синергия» стратегии развития 46
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА «СИНЕРГИИ»
4.1Анализ существующей организационной структуры управления………………………………………………………………………..
4.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Файлы: 1 файл

moya_kursovaya_Avtosokhranenny__vosstanovlen (4).docx

— 211.77 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Кафедра «Экономика, организация производства, управление»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Менеджмент»

 

Стратегическое  планирование в организации

(на примере ООО «Синергия»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2013

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5

1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии 7

1.2 Этапы стратегического  планирования на предприятии………………                                 

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СИНЕРГИЯ» 16

2.1 Общая характеристика вино-водочной промышленности России 16

2.2 Общая характеристика ОАО «Синергия» 20

ГЛАВА 3.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОАО «Синергия» 27

3.1 Формирование миссии  и определение целей предприятия 27

3.2 Анализ внешней среды  ОАО «Синергия» 32

3.3 Анализ потенциала ОАО  «Синергия» 36

3.4 SWОT-анализ и выбор  стратегических альтернатив развития  предприятия 39

3.5 Портфолио-анализ на  основе матрицы БКГ 43

3.6 Разработка и реализация выбранной для ОАО «Синергия» стратегии развития 46

ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА «СИНЕРГИИ»

4.1Анализ существующей  организационной структуры управления………………………………………………………………………..

4.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию…………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют  более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего  с ограничением свободы планирования и свободы действий. Российские экономические  реформы открыли путь к экономической  свободе предприятий. В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от «оков» планирования. Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным  результатам. Образовавшись, многие предприятия  мелкого бизнеса не совершили  ни одной хозяйственной операции. Сегодня примерно одна треть зарегистрированных малых и средних предприятий  экономически не функционирует. Если говорить о крупных предприятиях, то огромное их количество находится в состоянии  неплатежеспособности. Причин такого состояния много, но среди них  — и отсутствие квалифицированного планирования.

Но все же увеличивающаяся  конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать  конкурентные стратегии и планы.

Что же такое планирование?

Планирование — один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов  в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «Синергия».

    Основные задачи  курсовой работы:

  1. изучить теоретические основы стратегического планирования в организации;
  2. провести анализ производственной деятельности предприятия;
  3. изучить стратегическое и тактическое планирование организации как инструмента развития, разработать стратегию развития предприятия.

Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО  «Синергия». Предметом исследования является внешняя и внутренняя среда рассматриваемой организации, её потенциал и перспективы развития.

В работе использованы такие  методы, как анализ, синтез, индукция, метод экспертного оценивания и  оптимального выбора.

Информационную базу исследования составляют материалы ОАО «Синергия», статистические и аналитические данные по развитию зарубежных и отечественных компаний изготовителей ликероводочных изделий и экономические периодические издания.

Практическая значимость проведенного исследования состоит  в разработке механизма управления изменениями организационной структуры  и целей ОАО «Синергия», формировании методики разработки и оптимального выбора организационной структуры. Данные предложения могут быть широко использованы для дальнейшего совершенствования организационной структуры предприятий и выработки эффективной стратегии организационного развития.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка используемой литературы. Содержание курсовой работы изложено на 52 страницах машинописного текста, включает 13 таблиц и 8 рисунков.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и основное  назначение стратегического планирования  на предприятии

Стратегическое планирование вышло на передний план совсем недавно, лишь в 70-х годах, когда стало очевидно, что внутрифирменное управление должно обеспечивать в первую очередь  ясное видение перспективы, что  оно должно быть нацелено на прогнозирование  состояния внешней для организации  среды, на поиск возможностей долгосрочного  и адаптивного роста.

Стратегическое планирование - это одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации  и контроля ориентированы на выработку  стратегических планов. Динамичный процесс  стратегического планирования является той базой, на которой строятся все  управленческие функции, не используя  преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные  люди будут лишены четкого способа  оценки цели и направления корпоративного предприятия [15, с. 50].

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

План должен разрабатываться  скорее с точки зрения перспективы  всей корпорации, а не конкретного  индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому  необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.

Стратегические планы  должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течении длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий  стратегический план следует рассматривать  как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно  меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Процесс стратегического  планирования обеспечивает основу для  управления членами организации.

Сущность планирования состоит  в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления  комплекса задач и работ, а  также определения эффективных  методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Деятельность по разработке планов охватывает все стороны жизни, все этапы деятельности организации. На этапе планирования определяются все необходимые параметры достижения целей — время, потребности в  трудовых, материально-технических  и финансовых ресурсах, сроки поставки сырья, материалов, оборудования и т. д. Принятые в плане решения должны обеспечить достижение целей организации  в запланированные сроки с  минимальными издержками при требуемом качестве.

Что касается нашей страны, то можно отметить, что стратегическое планирование становится все более  актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с  иностранными корпорациями. Некоторые  организации и предприятия могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

Современный темп изменения  и увеличения знаний является настолько  высоким, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих  проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для  принятия решения. Знание того, чего организация  хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска  при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения  из-за ошибочной или недостоверной  информации о возможностях предприятия  или о внешней ситуации [4, с. 19]. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных  целей, помогает создать единство общей  цели «утри организации. Сегодня  в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением.

Планирование необходимо для достижения фирмой следующих  целей [4, c. 19]:

- повышение контролируемой  доли рынка,

- предвидение требований  потребителя,

- выпуск продукции более  высокого качества,

- обеспечение согласованных  сроков поставок,

- установление уровня  цен с учетом условий конкуренции,

- поддержание репутации  фирмы у потребителей.

Под стратегическим планированием  в данной работе мы будем понимать набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей [13, с. 221].

Основная цель стратегического  планирования — интеграция всех членов организации для решения комплекса  задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов. Современный подход к стратегическому  планированию признает взаимозависимость  планирования и других функций и  видов деятельности промышленного  предприятия, указывая на необходимость  учета этой взаимозависимости при  проектировании систем планирования в  промышленном предприятии, их информационных и других обеспечивающих подсистем, а также иных процессов и систем.

Схематически систему  стратегического планирования можно  представить, следующим образом (рис. 1.1). [ 11, с. 58]

 

Рис. 1 – Элементы системы стратегического планирования на предприятии.

          Система планов. Результатом процесса стратегического планирования, его выходом является плановая документация (так называемая "система планов»), в которой находят отражение все виды планируемых показателей на конец соответствующих периодов.

Необходимость разработки системы  планов, то есть совокупности взаимосвязанных  планов, определяется тем, что решения  сложных стратегических проблем  также достаточно сложны. Они сложны в том смысле, что требуют учета  таких столь разных по природе  факторов, как научные, технические, технологические, финансовые и так  далее, участия и поддержки самых  разных потребителей.

Подсистема принятия решений. Из описания процесса планирования видно, что планирование неразрывно связано с принятием решений о целях и стратегиях. Следовательно, никакая процедура планирования не будет до конца системной без упорядоченного подхода к его важнейшей фазе — принятию решений. Конечно, процесс принятия плановых решений нельзя сделать полностью объективным и систематическим. Средством же объединения суждений и оценок руководителей в одно целое в рамках формального анализа решений должна служить подсистема принятия решений. Такое взаимное дополнение субъективных оценок и формального анализа усиливает возможности руководителей принимать стратегические решения в сложных ситуациях.

Включение подсистемы принятия решений в систему планирования служит для того, чтобы подчеркнуть  характер планирования как процесса именно принятия решений, а также  для того, чтобы показать необходимость  получения специальной информации и такой ее обработки, которая  способствует принятию более качественных решений.

Подсистема информационного  обеспечения. Многие неудачи в планировании обусловлены отсутствием необходимой плановой информации ("баз данных", на основе которых можно принять решение).

 Часто информация, обрабатываемая  в информационных системах предприятий,  носит преимущественно описательно-исторический  характер, относящийся к прошлой  деятельности его подразделений.  Многое из такой информации  устарело и связано лишь с  ним самим. Чтобы быть полезной  для стратегического планирования, информация должна показывать  перспективы и быть сосредоточена на тех аспектах окружающей среды и конкуренции, которые в наибольшей мере влияют на будущее предприятия.

Информация о работе Стратегическое планирование в организации (на примере ООО «Синергия»)