Стратегическое планирование в организации (на примере ООО «Синергия»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «Синергия».
Основные задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы стратегического планирования в организации;
провести анализ производственной деятельности предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии 7
1.2 Этапы стратегического планирования на предприятии………………
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СИНЕРГИЯ» 16
2.1 Общая характеристика вино-водочной промышленности России 16
2.2 Общая характеристика ОАО «Синергия» 20
ГЛАВА 3.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОАО «Синергия» 27
3.1 Формирование миссии и определение целей предприятия 27
3.2 Анализ внешней среды ОАО «Синергия» 32
3.3 Анализ потенциала ОАО «Синергия» 36
3.4 SWОT-анализ и выбор стратегических альтернатив развития предприятия 39
3.5 Портфолио-анализ на основе матрицы БКГ 43
3.6 Разработка и реализация выбранной для ОАО «Синергия» стратегии развития 46
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА «СИНЕРГИИ»
4.1Анализ существующей организационной структуры управления………………………………………………………………………..
4.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Файлы: 1 файл

moya_kursovaya_Avtosokhranenny__vosstanovlen (4).docx

— 211.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СИНЕРГИЯ»

    1. Общая характеристика алкогольной промышленности

     Согласно оценкам Национальной алкогольной ассоциации, в настоящее время объем рынка составляет порядка 200 млн дал. Вероятно, уровень прошлого года (объем российского рынка водки в 2005 году оценивался в 247 млн дал или 14,2 млрд долларов, коньяка - 7 млн дал или 1,4 млрд долларов, прочего крепкого элитного алкоголя -- 0,8 млн дал или 0,5 млрд долларов)будет достигнут. Однако говорить о более конкретных результатах и тем более делать прогноз пока преждевременно - ситуация оказалась дестабилизированной в результате двух кризисов, возникших на рынке.

Что касается результатов 2005 года, то акцизы на ликероводочную продукцию  выросли на 8%. Нынешняя система уплаты акцизов формируется из расчета 159 руб. за 1 л этилового спирта в  готовой продукции. Таким образом, с пол-литровой бутылки водки  производитель выплачивает 32 руб. В 2005 г. производители алкоголя в РФ уплатили в бюджет акцизов на сумму 127 млрд руб. С 2007 г. предполагается увеличение ставки акциза на алкогольную продукцию  с долей этилового спирта выше 25% (за исключением вин) с 159 руб. до 173 руб. за 1 л так называемого безводного спирта.

Структура потребления выглядела  следующим образом: водка - порядка 50% продаж, вина - 30%, слабоалкогольные напитки - 17%, коньяки и бренди - 3%. В сегменте водочных изделий основная тенденция - активный рост среднеценового и премиального сегментов. Последний во многом рос  за счет импорта. По данным Федеральной  таможенной службы (ФТС), импорт водки  в 2005 году по сравнению с 2004 годом  увеличился на 210%. В премиальных  и среднеценовых категориях значительно  усилили свои позиции украинские производители, на долю которых пришлось более 98% импорта. В стоимостном выражении  доля на российском рынке таких украинских компаний, как УВК Nemiroff и "Союз Виктан", достигла соответственно 2% и 1,7%.

По данным Росстата, производство этилового спирта из пищевого сырья  в январе-ноябре 2005 года в РФ составило 62 млн 638,5 тыс. дал (90,9% от уровня аналогичного периода прошлого года). За этот же период производство водки и ликероводочной продукции составило 113 млн 318,3 тыс. дал (94,7% от уровня аналогичного периода  прошлого года). Производство вин виноградных - 27 млн 700,0 тыс. дал (78,6%). Вин шампанских и игристых - 12 млн 76,4 тыс. дал (115,3%). Коньяков - 3 млн 769,3 тыс. дал (110,3%). Слабоалкогольных напитков (с содержанием этилового  спирта не более 9%) - 42 млн 965,5 тыс. дал (99,4%).

В целом, объем российского  рынка водки в 2005 году оценивался в 247 млн дал (14,2 млрд долларов), коньяка - 7 млн дал (1,4 млрд долларов), прочего  крепкого элитного алкоголя -- 0,8 млн дал (0,5 млрд долларов).

В отличие от водочного  рынка российский рынок коньяков (бренди) рос за счет относительно дешевых  ценовых категорий, основу которых  составляла продукция российского  производства. На продукцию отечественных  производителей пришлось более 2/3 (по объему) рынка.

Два кризиса на алкогольном  рынке серьезно повлияли на результаты этого года. По данным Росстата, производство водки и ликероводочных изделий  в январе составило 330 тыс. дал, что  составляет 4,2% от показателя аналогичного периода прошлого года, коньяка - 26,2 тыс. дал (10,8%), виноградных вин - 4,8 тыс. дал (0,3%), плодовых вин - 14 тыс. дал (12,9%). Однако затем положение стало  исправляться. По оценкам Экспертного  совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, производство этилового спирта из пищевого сырья в январе-мае 2006 года составило 20 млн 340,02 тыс. дал (69,7% от уровня аналогичного периода прошлого года). Производство водки и ликероводочной продукции  за данный период составило 36 млн 529,21 тыс. дал (77,1% от уровня аналогичного периода прошлого года). Производство вин виноградных - 9 млн 258,26 тыс. дал (82,9%), вин шампанских и игристых - 3 млн 131,49 тыс. дал (96,2%), коньяков - 1 тыс. 395,06 тыс. дал (90,9%), слабоалкогольных напитков -- 19 млн 660,21 тыс. дал (107,2%).

А по оценкам Росстата объем  продаж водки и ликероводочных изделий  в России в сегменте розничной  торговли снизился в январе-июне текущего года на 3,8% по сравнению с тем  же периодом 2005 года и составил 103 млн  дал. Продажи виноградных и плодовых вин за 6 месяцев увеличились на 0,4% до 39,7 млн дал, шампанских и игристых вин - на 5,7% до 10 млн дал, коньяков - на 2,9% до 3,6 млн дал, пива - на 9,7% до 467,4 млн  дал.

В последние несколько  лет сегменты рынка крепких и  слабых алкогольных напитков находятся  на расходящихся траекториях. Согласно статистики, в последние годы в стоимостном выражении продажи алкоголя растут, в натуральном выражении — сокращаются. В сегменте крепких спиртных напитков (водки и ликероводочных изделий, а также коньяка) эти тенденции выражены гораздо сильнее – и сокращение, и рост проходят с  более высокой скоростью.

За 2008-2012 годы объем продаж водки и ликероводочных изделий сократился на 17% - примерно до 146-148 млн дкл. Соответственно, сократилось и среднее их потребление на душу населения, упавшее до немногим более 11 литров в год на человека. Однако одновременно увеличивается доля этих напитков в общерыночном объеме выручки от продаж – в 2012 году она должна была составить около 46%, увеличившись за три послекризисных года на 4 процентных пункта. Сама водка, однако, постепенно теряет свою долю: несмотря на рост ее продаж, в других сегментах крепких напитков (коньяке, роме) продажи увеличиваются несколько быстрее.

Стоит отметить, что это  – официальные данные, собираемые и регистрируемые органами государственной  статистики, а рынок алкогольной  продукции традиционно является одним из наиболее прибыльных и одновременно – одним из самых «серых» и закрытых.

Даже если обращать внимание на официальные показатели, бросается  в глаза несоответствие параметров рынка друг другу. Например, производство этилового спирта за 2008-2010 годы сократилось  на четверть, в то время как годовое  производство водки и ликероводочных изделий увеличилось с 131 до 143 млн  дкл при неизменном объеме внешней  торговли спиртом,  т.е. если бы показатели официальной статистики были верны, для производства крепких алкогольных напитков в настоящее время банально не хватало бы спирта. Кроме того, согласно все той же отчетности, демонстрируемая загрузка производственных мощностей водки и ликероводочных изделий в 2000-е годы в целом составляла не больше 35%, а во время экономического кризиса и вовсе приблизилась к 25%, что заметно меньше среднего уровня загрузки по экономике (60-80%).

Не помогает объяснить  эти сомнения и внешняя торговля. Объемы импорта и экспорта в данном сегменте остаются сравнительно стабильными  и на рынок значимо не влияют. Так, ежегодный объем импорта  составляет 14-21 млн дкл (в основном, это английское виски и армянские  и французские настойки), экспорта – чуть меньше 14 млн дкл (в основном, это водка, большая часть которой  поставляется в Латвию и Украину). Стабильность и сравнительная незначительность объема внешней торговли указывает  на стабильность рынка в целом, а  следовательно, наблюдаемые колебания  объема производства и потребления  крепких спиртных напитков скорее вызваны  недостатками статистического учета  и уходом бизнеса в тень, чем  реальным сокращением производства.

Упоминаемый уход в тень, по всей видимости, является следствием амбициозных планов правительства  по снижению потребления алкоголя в  стране. Так, согласно принятой в 2009 году «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления  алкоголем и профилактике алкоголизма  среди населения Российской Федерации  на период до 2020 года», к 2020 году предполагается сократить потребление алкоголя на человека на 55%. В рамках реализации этой программы в последние годы были приняты запрет на торговлю алкоголем в ночное время, требование о необходимости наличия у оптовых торговцев алкогольной продукцией склада площадью не меньше 1 тыс. м2; также регулярно повышаются акцизы и минимальная стоимость продукции. В целом, на алкогольном рынке государственное влияние ощущается сильнее, чем в других отраслях экономики. Так, основные пики роста цен производителей водки и ликероводочной продукции в 2008-2010 годах совпадали по времени с моментами увеличения акцизов (в то же время розничные цены увеличивались заметно более плавно – ритейлеры были готовы скорее пожертвовать частью маржи, чем потерять постоянных покупателей).

Таким образом, постепенное  ужесточение государственной политики в отношении рынка крепкой  алкогольной продукции приводит к нескольким «непредвиденным» эффектам. Наиболее очевидный из них – перекладывание дополнительных затрат, связанных с  производством продукции на потребителей (что, вероятно, соответствует целям  социальной политики государства). С  другой стороны, когда потребительская  готовность к повышению цен достигает  своего предела, производители уходят в тень, снижая налоговые издержки и переходя к альтернативным моделям  продаж, и рынок продолжает занимать «естественные» для него объемы. Этот уход, в свою очередь, начинает делить рынок крепких напитков на два «сегмента».    Первым из них является официально зарегистрированная продукция, растущая в цене быстрее других видов алкоголя, в которой все большую долю начинают занимать импортная продукция и дорогие, качественные, но «нестандартные» для России виды алкоголя (ром, виски, в какой-то степени – коньяк). Второй сегмент – теневой, слабо поддающийся учету и контролю со стороны государства, но который с большой вероятностью продолжает концентрировать в себе достаточно дешевые и низкокачественные крепкие напитки отечественного производства, спрос на которые вряд ли падал с той же скоростью, что и объем их зарегистрированных продаж.

    1. Характеристика деятельности предприятия «Синергия»

          ОАО «Синергия» - одна из лидирующих  компаний российского алкогольного  рынка, стратегическим направлением  деятельности которой является  выпуск ликероводочной продукции.  ОАО «Синергия» структурировано  как холдинг, в который, в  настоящее время, входят 7 ликероводочных  заводов, а также ряд предприятий  в области пищевой промышленности. ОАО «Синергия» основана в  1999 году.

        ОАО «Синергия» включает 16 предприятий в 7 регионах Российской Федерации. Среди основных предприятий компании: ООО «Традиции качества» (г. Краснознаменск, Московская обл.), ОАО «Уссурийский бальзам» (г. Уссурийск), ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» (г. Хабаровск), ОАО «Пермский вино-водочный завод УРАЛАЛКО» (г. Пермь), ОАО «АЛВИЗ» (г. Архангельск), ЗАО «РООМ» (г. Нижний Новогород), ОАО «Мариинский ЛВЗ» (г. Мариинск). Предприятия компании работают в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность ликероводочных заводов.

    В общей сложности,  ликероводочные заводы, входящие  в компанию «Синергия», производят  около 50 видов водок различных  качественных и ценовых групп;  два десятка видов горьких  и сладких настоек на основе  растений и ягод; бальзамы. Ассортимент  предприятий компании включает  ром, коньяк, джин, ликер, вина  и другие алкогольные напитки.

      ОАО «Синергия»  является открытой компанией,  публикуя отчетность по МСФО  с 2003 г., а также крупным налогоплательщиком. Так, по итогам 2009 г., компания  выплатила налогов и сборов  на общую сумму более чем  9 млрд. руб.

    В ноябре 2007 года  компания успешно провела первое  в российском секторе производства  крепкого алкоголя первичное  размещение акций (IPO) на российских  торговых площадках - РТС и  ММВБ. Доля акций в свободном  обращении–19%.

    Высокий профессионализм  и достижения ОАО «Синергия»  признаны деловым сообществом. «Синергия» занимает 31-ю позицию в рейтинге TOP-50 самых быстрорастущих компаний России по версии делового журнала «РБК», являясь единственным представителем категории «Производство спиртных напитков», попавшим в список. По версии журнала «Эксперт» компания включена в рейтинг TOP-200 крупнейших российских компаний по размеру капитализации, где она занимает 101-е место. В рамках данного рейтинга акции «Синергии» отнесены к классу А (высокая ликвидность).    «Синергия» считает себя ответственным игроком национального алкогольного рынка и реализует целенаправленную политику социальной ответственности. В этом направлении финансовая и организационная поддержка культурных, спортивных и социальных проектов, благотворительная помощь являются важной частью деятельности компании.

     Миссия компании  «Синергия» заключается в содействии  процессам интеграции современной  бизнес-культуры в российскую  деловую среду. «Синергия» развивает  бизнес не только с намерением  извлечения прибыли, но и с  целью способствовать достижению  успеха партнерами, клиентами, сотрудниками  компании, а также, безусловно, обществом  в целом.

    «Синергия» работает  в соответствии с требованиями  российского и международного  законодательства, а также нормами  ведения бизнеса, апробированными  международным сообществом. В  основе корпоративных стандартов  деятельности компании лежат  общепринятые ценности современного  общества: право выбора, реализация  личностного потенциала.   

    Стратегические  решения по развитию бизнеса  принимаются управляющей компанией,  тактические решения – руководством  бизнес-единиц на местах. Такое  разделение полномочий способствует  эффективному оперативному управлению  и созданию кумулятивного результата  на уровне управляющей компании  что, в итоге, обеспечивает  общий положительный рост бизнеса.

    Основными стратегическими  задачами компании «Синергия»  являются: лидерство на российском  рынке ликероводочной продукции,  а также повышение общей эффективности  рентабельности бизнеса предприятия.

Информация о работе Стратегическое планирование в организации (на примере ООО «Синергия»)