Стратегии конкуренции в новых и зрелых отраслях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является совершенствование стратегического управления, конкурентоспособностью предприятия.
Для достижения выбранной цели исследования сформулированы и решены следующие задачи:
• рассмотрена сущность понятия «конкурентоспособность»;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Сущность стратегического управления 10
1.3. Основные стратегии предприятий……………………………………………14
2. Оценка кокнурентоспособности АЗС «Татнефтепродукт» 18
2.1. Общая характеристика АЗС «Татнефтепродукт» 18
2.2.Анализ эффективности финансово-экономической деятельности 19
2.3. Анализ конкурентоспособности АЗС «Татнефтепродукт» 26
3. Стратегия повышения конкурентоспособности АЗС «Татнефтепродукт» 32
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Стратегии конкуренции в новых и зрелых отраслях (Волков) Курсач.docx

— 168.69 Кб (Скачать файл)

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического  управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и  для выработки стратегий.

Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:13

1. Анализ макроокружения. Включает изучение влияния таких  компонентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т.п.

2. Конкурентная среда.  Анализируется по ее пяти основным  составляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты; производители возможной замещающей продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.

3. Анализ внутренней среды.  Вскрывает те внутренние возможности  и тот потенциал, на который  может рассчитывать фирма в  конкурентной борьбе в процессе  достижения своих целей, а также  позволяет лучше уяснить цели  организации, более верно сформулировать миссию. Важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п.

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов  стратегического управления, состоит  из трех подпроцессов - определение  миссии фирмы; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей.

Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его  существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Определение миссии и целей  фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма  и к чему она стремится. Зная это, можно вернее выбрать стратегию  поведения.

Стратегическое управление предполагает реализацию следующих  функций: определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации; определение средств достижение этих целей; сегментация, то есть разделение общей цели на подцели; разработка соответствующих перспективных планов и программ.14

Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.

Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического  управления предприятиями в современных  условиях:15

1. Разделение управления  имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера). Согласно российскому законодательству, в акционерном обществе только собрание акционеров-собственников может принимать решения об изменении уставного капитала, продаже, покупке, сдаче в аренду дорогостоящего (более 10% общих активов) имущества, распределении прибыли (после уплаты налогов), эмиссии ценных бумаг, реорганизации предприятий, открытии и закрытии филиалов и т.д. В то же время собственник (в том числе, фонд государственного имущества) не вправе вмешиваться в управление производством (выбор поставщиков, сбыт продукции, набор и увольнение работников и т.д.). Арендодатель следит за изменением стоимости своего имущества, соотношением активов и пассивов, прибылей и убытков, внесением арендной платы, но не может указывать арендатору условия реализации продукции и распределения доходов.

2. Основой стратегии предприятия  становится планирование доходов  и расходов, внимание руководителей  перемещается из снабженческо-производственной  в финансово-сбытовую сферу.

В условиях кризиса или  постоянного риска развития такового, средства можно вкладывать лишь в  наиболее надежные и перспективные  проекты, которые не только обеспечат заданный уровень доходности, но и укрепят рыночные позиции фирмы.

Оценка эффективности  производства, в конечном счете, характеризует результативность конкретных проектов и управления предприятием в целом. Она включает четыре основных этапа: исчисление производственных расходов; определение требуемых инвестиций (капиталовложений); прогнозирование ежегодных доходов с учетом износа активов; определение срока окупаемости капиталовложений и его соответствия нормативу.16

3. Разделение функций  стратегического и оперативного  управления производством. Первые осуществляет руководитель (совет директоров) и штаб (консультативный совет, не имеющий права давать прямые указания исполнителям), вторые управление, директора по производству, маркетингу и сбыту и т.д., подчиненные им отделы управления.

4. Многообразие стратегий  управления в зависимости от  рыночных позиций фирмы и сфер деятельности, где она может рассчитывать на успех.

5. Организация сотрудничества  крупного и малого бизнеса.80-е  г.г. XX в. стали во всем мире  периодом возрождения малого  бизнеса. Стало очевидным, что теоретические положения нашей политэкономии о замене мелких производителей корпорациями по мере концентрации производства оказались справедливыми лишь для конца XIX - начала XX в.в.

 

 

 

1.3. Основные стратегии предприятий

 

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается  высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней  управления.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки  зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегический план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса, фирма  должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции  и других факторах.

Стратегический план придает  фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только оставаться целостными в  течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Роль стратегии в стратегическом планировании - обеспечить четко сформулированную, ясную, желаемую, реалистичную и желаемую конкурентную позицию.

Стратегия должна быть максимально  ясной. Например, планирование новой  продукции должно предусматривать  установление приоритетов, распределение ответственности, временной и производственной графики. Вот пример плохой, нечеткой стратегии: для того чтобы увеличить долю на рынке для товара (X), дополнительные средства будут выделены на дизайн и рекламу. Хорошая стратегия той же организации должна показать более четкие направления деятельности. Доля на рынке товара (X) должна быть увеличена с 6 до 8% в течение 12 месяцев посредством разработки привлекательной и функциональной упаковки; усиленной рекламой для привлечения 200 основных потребителей, изменения реконструкции товара для улучшения его внешнего вида без увеличения издержек.

Стратегия маркетинга определяет, как нужно применять структуру  маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки и достичь целей организации. В решениях о структуре маркетинга главное - планирование продукции, сбыт, продвижение и цена.

Часто фирма выбирает стратегию  из двух и более возможных вариантов. Например, компания, которая хочет  увеличить свою долю на рынке до 40%, может сделать это несколькими  путями: создать более благоприятный  образ товара через интенсивную рекламу; увеличить численность торгового персонала; представить новую модель; понизить цены и продавать через большое число розничных магазинов; Эффективно объединить и скоординировать все эти элементы маркетинга.

Каждая из альтернатив  открывает различные возможности  для маркетологов. Например, ценовая стратегия может быть очень гибкой, поскольку цены менять легче, чем создавать различные модификации товара. Однако стратегию, базирующуюся на низких ценах, легче всего скопировать. Кроме того, удачная ценовая стратегия может привести к ценовой войне, которая очень плохо подействует на чистую прибыль. В отличие от этого стратегию, основанную на преимуществах размещения, трудно копировать в силу длительных сроков аренды и недоступности подходящих мест для конкурентов. Но она может быть негибкой и плохо адаптироваться к изменениям окружающей среды.

На уровне компании можно  выделить следующие основные стратегии:

1. Поглощения.

2. Слияния.

3. Открытия филиала в  стране или за рубежом.

4. Приобретение акций  других компаний.

5. Налаживание деловых  контактов в различных сферах  деятельности с другими компаниями.

6. Вертикальная интеграция - приобретение смежных компаний (например, поставщиков, дилеров). Из этих общих стратегий вытекают стратегии по отношению к конкретным рынкам сбыта и выбор альтернативных стратегий в этом случае осуществляется в соответствии с матрицей товарных рынков.

Выбор стратегии зависит  от степени насыщенности рынка и  возможности компании постоянно обновлять производство. Две или более стратегии могут сочетаться.

Стратегия проникновения  на рынок эффективна, когда рынок  растет или еще не насыщен. Фирма  расширить сбыт имеющихся товаров  на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, наступательного продвижения и самых конкурентоспособных цен. Это увеличивает сбыт: привлекает тех, кто раньше не пользовался продукцией данной фирмы, а также клиентов конкурентов и увеличивает спрос уже привлеченных потребителей.

Стратегия развития рынка  эффективна, если: местная фирма  стремится расширить свой рынок; в результате изменения стиля  жизни и демографических факторов возникают новые сегменты на рынке; для хорошо известной продукции выявляются новые области применения. Фирма стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынках или побудить потребителей по-новому использовать существующую продукцию. Она может проникать на новые географические рынки; выходить на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен; по-новому предлагать существующие товары; использовать новые методы распределения и сбыта; сделать более насыщенными усилия по продвижению.

Стратегия разработки товара эффективна, когда фирма имеет  ряд успешных торговых марок и  пользуется приверженностью потребителей. Фирма разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков. Она делает упор на новые модели, улучшение качества и другие мелкие инновации, тесно связанные с уже внедренными товарами, и реализует их потребителям, лояльно настроенным по отношению к данной компании и ее торговым маркам. Используются традиционные методы сбыта; продвижение делает упор на то, что новые товары выпускаются хорошо известной фирмой.

Стратегия диверсификации используется для того, чтобы фирма не стала  чересчур зависимой от одной ассортиментной группы. Фирма начинает выпуск новых  товаров, ориентированных на новые  рынки. Цели распределения, сбыта и  продвижения, отличаются от традиционных для фирмы. В основе выбора организацией одной из перечисленных выше стратегий лежит: соответствие стратегии нашей миссии, внутренние возможности организации и естественно окружающая среда.

Аннотация: В современном мире, базирующемся на рыночных основах, основной кредитной формой является банковский кредит. Основным источником прибыли, получаемой банками, является именно эффективное управление кредитами, о чем свидетельствует опыт работы зарубежных банков. Именно поэтому разработка банковской кредитной политики с ориентацией на ее совершенствование представляется необходимостью для эффективной деятельности как отдельных коммерческих банков, так и всей банковской системы в целом.

Abstract: In the modern world which is based on market bases, the basic credit form is the bank credit. The basic source of the profit received by banks, efficient control credits to what experience of foreign banks testifies is. For this reason working out of a bank credit policy with orientation to its perfection is represented necessity for effective activity both separate commercial banks, and all bank system as a whole.

Ключевые  слова: кредитование физических лиц, кредитная политика, коммерческий банк, кредитный риск, процентная ставка.

Keywords: сrediting of physical persons, the credit policy, commercial bank, credit risk, the interest rate.  

В условиях современной  России банки предлагают клиентам значительное количество кредитных продуктов, стремясь тем самым увеличить свою прибыль. Дифференцируя ссудный портфель для снижения кредитного риска, возможные  убытки от одних кредитных сделок банк компенсирует прибылью от других. Соответственно вопросы привлечения  большего количества клиентов становятся для коммерческих банков жизненно важными. [1] Для расширения же  клиентской базы коммерческие банки, как правило, расширяют кредитный ассортимент, увеличивая тем самым как финансовые риски, так и прибыль.

Кредитная политика, как вытекает из данного понятия, определяет приоритеты банковской кредитной  деятельности. Однако содержательная сторона термина «кредитная политика коммерческого банка» в современной  экономической литературе трактуется неоднозначно, не отвечая при этом всем требованиям, предъявляемым к  банковской деятельности. Так, финансово-кредитный  словарь кредитную политику определяет как система мер в области  кредитования народного хозяйства, которая является элементом экономической  политики государства. [2] В «Большом экономическом словаре» определение  кредитной политики дается как «совокупность  различных мероприятий по изменению  объема кредитов и уровня процентных ставок, регулирования рынка ссудного капитала». [3]

Зарубежные авторы трактуют данное понятие как способ выполнения при кредитовании определенных действий и их последовательность. «Кредитная политика – документально  оформленная схема организации  и контроля кредитной деятельности банка». [4] При этом отмечается, что  этот документ, как правило, содержит такие элементы кредитной политики, как классификация предоставляемых  банком кредитов, правила их предоставления, конкретные направления кредитной  политики, контроль качества, кредитные  комитеты.

Информация о работе Стратегии конкуренции в новых и зрелых отраслях