Стратегии конкуренции в новых и зрелых отраслях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является совершенствование стратегического управления, конкурентоспособностью предприятия.
Для достижения выбранной цели исследования сформулированы и решены следующие задачи:
• рассмотрена сущность понятия «конкурентоспособность»;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Сущность стратегического управления 10
1.3. Основные стратегии предприятий……………………………………………14
2. Оценка кокнурентоспособности АЗС «Татнефтепродукт» 18
2.1. Общая характеристика АЗС «Татнефтепродукт» 18
2.2.Анализ эффективности финансово-экономической деятельности 19
2.3. Анализ конкурентоспособности АЗС «Татнефтепродукт» 26
3. Стратегия повышения конкурентоспособности АЗС «Татнефтепродукт» 32
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Стратегии конкуренции в новых и зрелых отраслях (Волков) Курсач.docx

— 168.69 Кб (Скачать файл)

 

Коэффициент текущей ликвидности  характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства  за счет оборотных активов. Это один из важнейших финансовых коэффициентов. Чем выше показатель, тем лучше  платежеспособность предприятия. Хорошим  считается значение коэффициента более 2. С другой стороны, значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала, что может быть связано с замедлением оборачиваемости средств, вложенных в запасы, неоправданным ростом дебиторской задолженности.

Коэффициент текущей ликвидности  компании АЗС «Татнефтепродукт» (0,81 д/ед.) свидетельствует о низкой способности организации погашать текущие активы за счет оборотных активов, хотя необходимо отметить тенденцию к увеличению данного показателя (увеличение на 0,78 д/ед.). О низкой способности компании АЗС «Татнефтепродукт» погашать текущие обязательства за счет оборотных активов свидетельствует коэффициент срочной ликвидности, составляющий в 2011 г. 0,53 д/ед., нормативное значение которого составляет более 0,8 д/ед. Хотя за анализируемый период также отмечается динамика его увеличения (на 0,3 д/ед.).

Несмотря на то, что АЗС «Татнефтепродукт» не способно за счет оборотных активов погашать свои текущие обязательства, в 2011 г. у него имеются возможности погашать 40% краткосрочных обязательств за счет денежных средств, средств на расчетных счетах и краткосрочных финансовых вложений. Можно отметить, что в 2009 г. такой возможности у предприятия не было (компания могла погасить только 7% обязательств).

Степень платежеспособности общая, характеризует общую ситуацию с платежеспособностью организации, объемами ее заемных средств и сроками возможного погашения задолженности организации перед ее кредиторами. Степень платежеспособности общая компании АЗС «Татнефтепродукт» в 2011 г. составляет 0,6 месяцев, тогда как в 2009 г. – 0,67 месяцев, т.е. незначительно увеличилась (на 0,07 месяцев). Степень платежеспособности по кредиторской задолженности также увеличилась, хотя и незначительно – на 0,09 месяцев – и составила в 2011 г. 0,2 месяца против 0,29 месяцев в 2009 г.

По кредитам и займам степень  платежеспособности составляет 0,09 месяцев против 0,02 месяца, т.е. увеличилась на 0,07 месяцев, что может отрицательно сказываться на деятельности предприятия.

Таблица 2.5

Экспресс-анализ эффективности  предприятия

Показатели

Обозначение, формула

Единицы измерения

2009

2011

Изменение

Рентабельность активов

Ra = ПЧ * 100% / СА

%

0,39

0,4

0,01

Рентабельность собственного капитала

Ra = ПЧ * 100% / СК

%

0,48

0,5

0,02

Рентабельность продаж

Ra = ПЧ * 100% / Вод

%

1,37

1,3

-0,07

Коэффициент оборачиваемости активов

Коба = Вод / СА

Обор./год

0,28

0,31

0,03

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Коба = Вод / СК

Обор./год

0,35

0,38

0,03

Срок окупаемости собственного капитала

Тоск = СК / ПЧ

лет

20,57

19,98

-0,59


 

Рентабельность активов  характеризует степень эффективности  использования имущества предприятия, которая в компании АЗС «Татнефтепродукт» составляет в 2011 г. 0,4% против 0,39% в 2009 г., т.е. практически без изменений. Эффективность использования собственного капитала составляет 0,5% (в 2009 г. – 0,48%).

Коэффициент рентабельность продаж характеризует эффективность  производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж. В компании АЗС «Татнефтепродукт» рентабельность продаж составляет 1,37% в 2009 г. и 1,3% в 2011 г., т.е. в 2011 г. с рубля выручки АЗС «Татнефтепродукт» имеет 30 копеек чистой прибыли, что на 7 копеек меньше, чем в 2009 г.

Таким образом, в результате проведения экспресс-анализа деятельности компании АЗС «Татнефтепродукт» были отмечены особенности экономического состояния данной организации. Относительно 2009 г. в 2011 г. увеличились практически все показатели, характеризующие потенциал предприятия (совокупные активы, выручка от основной деятельности, чистая прибыль, стоимость основных средств), что безусловно является положительным моментом. Техническое состояние основных средств также улучшилось, хотя и незначительно (на 0,01 д/ед.).

Собственные оборотные средства АЗС «Татнефтепродукт» за анализируемый период увеличились на 18939425 тыс. руб., что положительно характеризует деятельность предприятия, у которого соответственно появилось больше возможностей гасить обязательства. Краткосрочная задолженность и долгосрочные обязательства в свою очередь сократились (на 9020270 тыс. руб. и 7634082 тыс. руб. соответственно), что также характеризует деятельность АЗС «Татнефтепродукт» с положительной стороны.

Независимость компании АЗС «Татнефтепродукт» от кредиторов, несмотря на значительные суммы кредиторской задолженности, высока, о чем свидетельствует коэффициент автономии, составляющий в 2011 г. 0,81 д/ед.

У компании АЗС «Татнефтепродукт» в 2011 г. имеются возможности погашать 40% краткосрочных обязательств за счет денежных средств, средств на расчетных счетах и краткосрочных финансовых вложений, хотя в 2009 г. таких возможностей у предприятия не было.

2.3. Анализ конкурентоспособности АЗС «Татнефтепродукт»

 

Для того, чтобы определить показатель конкурентоспособности, необходимо для начала определиться с факторами, по которым будем оценивать АЗС. Их количество возьмем равным 10, чтоб данных для оценки было необходимое и достаточное количество:

1. Цена за литр бензина АИ-92.

2. Время обслуживания.

3. Качество обслуживания.

4. Оборудование.

5. Технологический процесс.

6. Месторасположение.

7. Вид покрытия.

8. Условия для клиентов.

9. Информационные технологии.

10. Реклама.

Выбираем 10 автозаправочных станций АЗС «Татнефтепродукт» в г. Набережные Челны и производим оценку по каждому фактору. Максимальная оценка при идеальных условиях 10 баллов. Фактор цена записываем в рублях.

Результаты таблицы обрабатываются и анализируются. Вычисляем параметрический  коэффициент каждого фактора.

Параметрический коэффициент  ищем следующим образом. Подсчитываем сумму балов поставленных по каждому  фактору:

а) для факторов оцениваемых  по бальной системе:

                                                      (2.1)

где Sj - сумма оценок факторов;

Aij - оценка i-того фактора в j-том сервисе;

б) для цены:

                                                       (2.2)

 

где Sj - сумма оценок факторов;

Aij - цена в j-том сервисе;

Амах - максимальная цена.

Далее находим вес одного балла :

,                                                            (2.3)

И затем параметрические  коэффициенты каждого сервиса по каждому баллу:

а) если фактор оценивался по бальной системе:

                                                            (2.4)

б) для цены:

                                              (2.5)

Параметрический коэффициент  показывает, какую долю рынка занимала бы фирма при равных показателях  по другим факторам.

После нахождения параметрических  коэффициентов проводим сравнительный  анализ сервисов. Параметрические коэффициенты каждого сервиса умножаются на весовой  коэффициент фактора.

 

                                                       (2.6)

где Cj - взвешенная параметрическая оценка;

Bij - параметрическая оценка;

Di - весовой коэффициент фактора.

Сумма взвешенных параметрических  оценок по каждому сервису и будет  показателем конкурентоспособности  фирмы. Показатель конкурентоспособности фирмы показывает, какую долю рынка занимает услуга той или иной фирмы.

Таблица 2.1

Априорное ранжирование факторов

Эксперты

Факторы, влияющие на конкурентоспособность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

2

7

6

9

6

9

8

7

4

9

2.

6

9

8

6

8

4

5

6

7

5

3.

8

6

9

4

9

6

6

5

8

6

4.

4

4

6

5

4

8

4

2

2

4

5.

7

8

4

7

7

7

7

4

6

7

6.

6

9

5

8

2

5

6

8

4

2

7.

9

1

7

2

3

3

9

9

6

8

8.

10

6

10

6

5

8

2

6

5

4

9.

8

7

6

4

6

7

0

3

9

2

10

6

6

9

6

4

10

10

2

4

8

11

9

3

8

5

3

8

3

6

8

4

12

10

7

7

8

10

3

5

6

0

7

13

8

8

9

6

8

8

9

2

10

6

14

7

6

6

9

9

6

3

4

8

7

15

4

5

3

3

6

5

3

7

6

0

16

9

2

2

2

5

6

7

4

5

9

17

6

7

10

4

2

6

10

8

0

3

18

2

10

7

5

7

0

10

7

5

2

19

4

2

9

7

8

8

5

4

2

7

20

9

8

6

6

4

2

4

6

8

9

21

4

9

5

9

10

0

8

6

7

10

22

8

6

2

2

0

9

3

5

6

8

23

7

3

4

6

8

9

10

0

5

2

24

10

10

8

4

9

5

6

8

7

7

25

5

4

9

7

7

10

6

5

1

8

26

8

8

10

5

2

0

7

2

6

9

27

6

7

9

2

6

2

6

8

7

1

28

2

6

9

9

3

8

2

4

6

8

29

6

8

6

7

7

6

9

4

5

7

30

7

6

1

1

8

0

7

9

5

9

Сумма баллов Si

197

188

200

164

176

168

180

157

162

178

Весовой коэффи-циент фактора Dj

0,11

0,10

0,11

0,09

0,09

0,09

0,10

0,08

0,09

0,10


 

Таблица 2.2

Оценка факторов автозаправочных  станции АЗС «Татнефтепродукт»

Название АЗС

Адрес, телефон

Факторы, влияющие на конкурентоспособность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Магнат-РД

Академика Вавилова, 59а

23,90

6

6

9

9

6

3

4

8

7

Красноярскнефтепродукт

Затонская, 11д т. 213-07-39

23,50

5

3

3

6

5

3

7

6

0

Фортуна-плюс

Семафорная, 263б

23,45

2

2

2

5

6

7

4

5

9

Газпромнефть-Кузбасс

60 лет Октября, 171г

24,00

7

10

4

2

6

10

8

0

3

КрасГАЗ сервис

Мичурина, 75 Т. 260-99-86

25,00

10

7

5

7

0

10

7

5

2

Краснефтесервис

Говорова, 71 222-91-91

23,00

2

9

7

8

8

5

4

2

7

Газсервис

Академика Павлова, 2/1 232-05-50

23,80

8

6

6

4

2

4

6

8

9

Красноярск МАЗ сервис

60 лет Октября, 148ж 277-99-66

24,20

9

5

9

10

0

8

6

7

10

Фортуна-плюс

60 лет Октября, 109 294-31-83

25,00

6

2

2

0

9

3

5

6

8

АЗС ГазON

Тамбовская, 35а 240-33-70

23,10

3

4

6

8

9

10

0

5

2


 

Таблица 2.3

Нахождение параметрических  коэффициентов

Название АЗС

Адрес, телефон

Факторы, влияющие на конкурентоспособность

Bi1

Bi2

Bi3

Bi4

Bi5

Bi6

Bi7

Bi8

Bi9

Bi10

Магнат-РД

Академика Вавилова, 59а

9,94

10,34

11,1

16,98

15,25

11,7

4,76

7,84

15,38

12,28

Красноярскнефтепродукт

Затонская, 11д т. 213-07-39

13,56

8,62

5,55

5,66

10,16

9,80

4,76

13,72

11,53

0

Фортуна-плюс

Семафорная, 263б

14,01

3,44

3,70

3,77

8,47

11,7

11,1

7,84

9,61

15,78

Газпромнефть-Кузбасс

60 лет Октября, 171г

9,04

12,06

18,5

7,54

3,38

11,7

15,8

15,68

0

5,26

КрасГАЗ сервис

Мичурина, 75 Т. 260-99-86

0

17,24

12,9

9,43

11,86

0

15,8

13,72

9,61

3,50

Краснефтесервис

Говорова, 71 222-91-91

18,08

3,44

16,6

13,20

13,55

15,6

7,93

7,84

3,84

12,28

Газсервис

Академика Павлова, 2/1 232-05-50

10,84

13,79

11,1

11,32

6,77

3,92

6,34

11,76

15,38

15,78

Красноярск МАЗ сервис

60 лет Октября, 148ж 277-99-66

7,23

15,51

9,25

16,98

16,94

0

12,6

11,76

13,46

17,54

Фортуна-плюс

60 лет Октября, 109 294-31-83

0

10,34

3,70

3,77

0

17,6

4,76

9,80

11,53

14,03

АЗС ГазON

Тамбовская, 35а 240-33-70

17,17

5,17

7,40

11,32

13,55

17,6

15,8

0

9,61

3,50

Информация о работе Стратегии конкуренции в новых и зрелых отраслях