Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа
Тенденции развития современных рыночных отношений ставят новые задачи перед работниками экономических служб промышленных предприятий. В настоящее время важно не только выявить и использовать резервы повышения операционной эффективности предприятия, но и грамотно определить его стратегические ориентиры и путь развития.
Введение 5
Тема 1. Сущность стратегии. Место и роль стратегии в управлении фирмой 8
Тема 2. Конкурентное состояние рынка и основные теории конкурентных преимуществ10
2.1 Теория конкурентных сил М. Портера 10
2.2 Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы 11
2.3 Конкурентное преимущество и его детерминанты 12
2.4 Поддержание конкурентного преимущества фирмы 15
Тема 3. Основные типы стратегий, разрабатываемые фирмой16
3.1 Общие стратегии развития 16
3.2 Конкурентные стратегии фирмы 19
3.3 Функциональные стратегии фирмы 20
Тема 4. Экономическая стратегия фирмы 21
4.1 Сущность и основные задачи экономической стратегии 21
4.2 Товарная стратегия 22
4.3 Стратегия снижения трансакционных издержек 24
4.4 Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов 25
4.5 Стратегия ценообразования 27
4.6 Стратегия снижения производственных издержек 29
4.7 Стратегия инвестиционной деятельности фирмы 30
4.8 Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы 32
4.9 Стратегия поведения на рынке денег и ценных бумаг 33
4.10 Стратегия стимулирования персонала фирмы 35
Тема 5. Основы стратегического управления фирмой 35
5.1 Процесс стратегического управления 35
5.2 Миссия и цели организации 36
5.3 Оценка и анализ внешней среды 38
5.4 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон 40
5.5 Выработка и анализ стратегических альтернатив 42
5.6 Выбор стратегии 43
5.7 Реализация стратегии 43
5.8 Оценка стратегии 46
Список литературы48
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Тема 1. Сущность стратегии. Место и роль стратегии в управлении фирмой 8
Тема 2. Конкурентное состояние рынка и основные теории конкурентных преимуществ10
2.1 Теория конкурентных сил М. Портера 10
2.2 Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы 11
2.3 Конкурентное преимущество и его детерминанты 12
2.4 Поддержание конкурентного преимущества фирмы 15
Тема 3. Основные типы стратегий, разрабатываемые фирмой16
3.1 Общие стратегии развития 16
3.2 Конкурентные стратегии фирмы 19
3.3 Функциональные стратегии фирмы 20
Тема 4. Экономическая стратегия фирмы 21
4.1 Сущность и основные
задачи экономической
4.2 Товарная стратегия 22
4.3 Стратегия снижения трансакционных издержек 24
4.4 Стратегия взаимодействия
фирмы с рынками
4.5 Стратегия ценообразования 27
4.6 Стратегия снижения производственных издержек 29
4.7 Стратегия
инвестиционной деятельности
4.8 Стратегия
внешнеэкономической
4.9 Стратегия поведения на рынке денег и ценных бумаг 33
4.10 Стратегия
стимулирования персонала
Тема 5. Основы стратегического управления фирмой 35
5.1 Процесс стратегического управления 35
5.2 Миссия и цели организации 36
5.3 Оценка и анализ внешней среды 38
5.4 Управленческое
обследование внутренних
5.5 Выработка
и анализ стратегических
5.6 Выбор стратегии 43
5.7 Реализация стратегии 43
5.8 Оценка стратегии 46
Список литературы48
Введение
Тенденции развития
современных рыночных отношений
ставят новые задачи перед работниками
экономических служб
Цель изучения дисциплины «Экономическая стратегия фирмы» – формирование целостного представления о сущности экономической стратегии фирмы и о процессах ее разработки и реализации. Отдельное внимание уделено формированию умений и навыков стратегического анализа, постановки стратегических ориентиров и разработки экономической стратегии фирмы.
Задачи дисциплины:
- ознакомить студентов с наиболее распространенными в научной сфере определениями понятия «стратегия», сформировать представление об экономической стратегии фирмы;
- рассмотреть основные типы стратегий, разрабатываемых современной фирмой;
- изучить основные составляющие экономической стратегии фирмы;
- развить умения и навыки анализа рыночной ситуации и конкурентного состояния рынка;
- сформировать и развить умения и навыки формирования видения и миссии организации, постановки стратегических целей, выработки и анализа стратегических альтернатив, выбора стратегии.
В результате изучения данной дисциплины будущий экономист-менеджер должен знать:
- сущность экономической стратегии фирмы;
- основные теории
конкурентных преимуществ
- типовые экономические стратегии фирмы;
- структуру
и содержание экономической
- современные
методологические подходы к
По результатам изучения данной дисциплины студент должен уметь:
- использовать современные методики анализа рыночной ситуации и оценки конкурентного состояния рынков;
- определять основные возможности и угрозы по отношению к исследуемой организации, видеть ее сильные и слабые стороны;
- определять
на основе проведенного
- вырабатывать
и оценивать различные
- уметь определять
на основе анализа суть
По результатам изучения дисциплины студент должен обладать навыками:
- стратегического анализа;
- постановки стратегических ориентиров;
- формирования экономической стратегии организации и разработки ос-новных положений плана по ее реализации.
- работы в
команде над проблемными
- работы с информацией;
- организационной деятельности;
- презентации перед «экспертными» группами студентов результатов своей работы и оценки результатов деятельности других студентов.
Особенностью изучения данной дисциплины является тесная взаимосвязь учебного материала с другими дисциплинами менеджмента, в частности, с управлением проектами, персоналом, производством, с стратегическим менеджментом. Еще одна важная особенностью данной дисциплины является ее практическая направленность. Важно не так дать знания в области экономической стратегии, сколько сформировать умения и навыки стратегического мышления. Именно поэтому значительная часть курса отведена анализу конкурентного состояния рынка и процессу разработки стратегии, а практические занятия по некоторым темам имеют определяющее значение перед лекционными.
Тема 1. Сущность стратегии. Место и роль стратегии в управлении фирмой
В теории и практики существует два противоположных взгляда на пони-мание стратегии [1].
При первом понимании
стратегию можно
При втором понимании под стратегией подразумевают «долгосрочное количественно определенное направление развития организации, касающееся сферы средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящих организацию к ее целям». В данном случае исключается детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменения ситуации. В последнем случае стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде.
Относительно
гласности стратегии в
- стратегию необходимо держать в секрете (до 50 гг. XX в).
- стратегия должна быть известна (с середины 50 гг.).
В современной российской и зарубежной литературе можно встретить различные трактовки определения стратегии. Различные авторы по-разному подходят причинам, обуславливающим необходимость стратегии. Приведем в таблице 1 наиболее распространенные российские и зарубежные научные взгляды и представим студенту самому выбрать наиболее «близкое» ему определение [2,3,4,5,6,7].
Таблица 1 – Наиболее распространенные научные взгляды на сущность стратегии
автор Чем обуславливает необходи-мость стратегии Сущность стратегии
Фатхутдинов Р.А. Достижение оптимального уровня эффективности и конку-рентоспособности товаров и ор-ганизации в целом. Программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой об-ласти деятельности
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Четкий способ оценки целей и направлений развития корпора-тивного предприятия Детальный комплексный план, предна-значенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение ее целей
Томпсон А.А., Стрикленд А Дж.
Зайцев Л.Г., Со-колова М.И. Средство создания, реализации и поддержания конкурентных преимуществКомбинация из запланированных дей-ствий и быстрых решений по адапта-ции фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурент-ных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных преиму-ществ.
Дж. О`Шонесси Фирма пытается прогнозиро-вать свое будущее, чтобы по-влиять на него, т.е. адаптироваться лучшим из возможных способов Развернутая концепция того, как необ-ходимо использовать ресурсы для дос-тижения целей
Градов А.П. Стратегия – основа для важ-нейших управленческих реше-ний Набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагаю-щие цели развития той или иной систе-мы
Игорь Ансофф Стратегия как способ установ-ления целей для корпоративно-го, делового и функционально-го уровней Новые правила принятия решений и установок, направляющие процесс раз-вития организации.
Один из нескольких наборов правил принятия решения относительно пове-дения организации в условиях непол-ноты информации
Определяя момент
времени, когда перед организацией
остро встает во-прос разработки и
следования определенной стратегии, один
из родоначальников
В зависимости от степени нестабильности могут применяться следующие системы управления:
Управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование). Оценка 2,5-3,0
Управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование, выбор стратегических позиций). Оценка 3,0-3,5.
Управление на основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических задач, управление по «слабым сигналам», управление в условиях стратегических неожиданностей). Оценка > 3,5
Тема 2. Конкурентное состояние рынка и основные теории конкурентных преимуществ
2.1 Теория конкурентных сил М. Портера
Теоретические разработки М. Портера сегодня являются классическими в области методики определения направлений успешного развития организации в условиях конкуренции. Основные принципы теории конкурентных сил универсальны и могут быть применены в любой сфере хозяйствования в конкурентных условиях, будь-то материальная сфера хозяйствования или сфера услуг.
В своей теории М. Портер выделил пять основных сил, которые определяют потенциал прибыльности организации [2,7,8]. Это рыночная власть поставщиков и потребителей, угрозы вторжения на рынок новых участников и появления продуктов-заменителей и общий уровень конкуренции на рынке. Схему влияния сил М. Портер представил в виде рисунка 2.
2.2 Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
В маркетинге и менеджменте выделяют следующие факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы [7,8]:
- Рост числа конкурирующих фирм, их сравнимость с точки зрения размеров и возможностей.
- Медленный рост спроса на продукт.
- Недостаточная дифференциация товаров.
- Успешность стратегических маневров.
- Стоимость ухода из бизнеса.
- Различия стратегий фирм, их кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов и стран происхождения.
- Интеграция сильных компаний из других отраслей.
При анализе интенсивности конкуренции, планировании стратегии и реакции рынка на нее следует использовать так называемую модель стратегических групп. Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентных активностей и одинаковыми позициями на рынке [7]. Компании, принадлежащие одной группе, могут быть похожи:
- имея сравнимый ассортимент продукции;
- используя одинаковые типы каналов распространения продукции;
- вступив в вертикальную интеграции в одинаковой степени;
- предлагая покупателю одинаковый сервис и техническую помощь;
- имея одинаковый тип покупателей;
- стараясь удовлетворить покупательские потребности с помощью одинакового набора свойств продукта;
- интенсивно используя похожую рекламу в средствах массовой информации;
- находясь в зависимости от использования одинаковых технических достижений;