Стратегия фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Тенденции развития современных рыночных отношений ставят новые задачи перед работниками экономических служб промышленных предприятий. В настоящее время важно не только выявить и использовать резервы повышения операционной эффективности предприятия, но и грамотно определить его стратегические ориентиры и путь развития.

Содержание работы

Введение 5
Тема 1. Сущность стратегии. Место и роль стратегии в управлении фирмой 8
Тема 2. Конкурентное состояние рынка и основные теории конкурентных преимуществ10
2.1 Теория конкурентных сил М. Портера 10
2.2 Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы 11
2.3 Конкурентное преимущество и его детерминанты 12
2.4 Поддержание конкурентного преимущества фирмы 15
Тема 3. Основные типы стратегий, разрабатываемые фирмой16
3.1 Общие стратегии развития 16
3.2 Конкурентные стратегии фирмы 19
3.3 Функциональные стратегии фирмы 20
Тема 4. Экономическая стратегия фирмы 21
4.1 Сущность и основные задачи экономической стратегии 21
4.2 Товарная стратегия 22
4.3 Стратегия снижения трансакционных издержек 24
4.4 Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов 25
4.5 Стратегия ценообразования 27
4.6 Стратегия снижения производственных издержек 29
4.7 Стратегия инвестиционной деятельности фирмы 30
4.8 Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы 32
4.9 Стратегия поведения на рынке денег и ценных бумаг 33
4.10 Стратегия стимулирования персонала фирмы 35
Тема 5. Основы стратегического управления фирмой 35
5.1 Процесс стратегического управления 35
5.2 Миссия и цели организации 36
5.3 Оценка и анализ внешней среды 38
5.4 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон 40
5.5 Выработка и анализ стратегических альтернатив 42
5.6 Выбор стратегии 43
5.7 Реализация стратегии 43
5.8 Оценка стратегии 46
Список литературы48

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Отличительной чертой другого мнения, широко распространенного  в работах по стратегическому  менеджменту, является то, что предлагаемые к рассмотрению стратегические альтернативы должны изначально соответствовать не только целям компании, но и ее ресурсам и возможностям рынка, т.е. находиться в секторе А рисунка 10 [5]. Данная методика более экономична и основана на широком использовании различных научных методов выработки стратегических альтернатив. Недостатком ее является более высокая вероятность упущения из виду более оптимальных вариантов стратегического поведения.  

 

5.6 Выбор стратегии

На стратегический выбор, осуществляемый руководителями влияют разнообразные факторы. Некоторые  из них [3,15]:

-           риски (в том числе изменений рыночной ситуации, ответной реакции кон-курентов на вашу стратегию и т.д.);

-           опыт прошлых стратегий. Часто бессознательно или сознательно руково-дство находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив, выбранных фирмой.

-           приоритеты инвесторов (владельцев). На что готовы выделять деньги инвесторы, каковы цели сегодняшних владельцев по отношению к предприятию и как избавится от притязаний нежелательных владельцев – ответы на эти вопросы прямо влияют на выбор стратегии.

-           Фактор времени. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент мо-жет привести к краху организации.

5.7 Реализация  стратегии

Для выбранной  стратегии обычно создается план ее реализации, который содержит [1,2,14]:

-           перечень основных этапов работы;

-           их временные рамки;

-           распределение ответственности;

-           описание механизма привлечения и использования ресурсов;

-           требования к персоналу и методам его мотивации;

-           перечень обстоятельств, которые нужно постоянно контролировать;

-           ключевые критерии, позволяющие судить об успехе организации.

С целью реализации того или иного стратегического  плана руководство организации  дополнительно вырабатывает тактику, политику, процедуры и правила поведения в той или иной ситуации [3,4].

По своей  сути, тактика, как бы является краткосрочной  стратегией, позволяющей добиваться промежуточных целей выбранной  стратегии. Рассмотрим некоторые характеристики тактических планов:

-           тактику вырабатывают в развитие стратегии;

-           в отличие от стратегии тактика обычно вырабатывается на уровне руководства среднего звена;

-           тактика рассчитана на более короткий срок, чем стратегия

-           в то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются достаточно быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

Дополнительным  ориентиром, призванным избежать дезорганизацию в стратегии и тактике, выступает политика.

Политика представляет собой общее руководство для  действий и принятия решений, которое  облегчает достижение целей. По словам Штейнера и Майнера: « Политику можно  представить в качестве «кодекса законов», который определяет в каком направлении могут осуществляться действия... Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать». При выработке политики, необходимо помнить, что политика должна обязательно оставлять определенную свободу для выбора оптимальных решений в тех или иных ситуациях.

Когда в управленческой деятельности одной политики бывает недостаточно руководство разрабатывает  определенные процедуры поведения  в определенных ситуациях. В частности, когда ситуация при принятии решений имеет тенденцию часто повторяться, руководство зачастую прибегает к испытанному временем способу действий и вырабатывает стандартные указания. Выраженные  формально они называются процедурами.

Когда успешная реализация плана напрямую зависит от точного выполнения задания, то есть конкретных действий конкретными способами, руководство прибегает к выработке и использованию в текущей деятельности определенных правил, которые точно определяют, что должно быть сделано в конкретной специфической единичной ситуации.

Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой  действий.

Одной из основных задач экономической стратегии  является наиболее эффективное распределение  ресурсов. Планы помогают распределять действия, относящиеся к использованию  ресурсов, по направлениям, которые, по мнению руководства, способствуют достижению целей. Однако в планах часто остаются нерешенными фундаментальные вопросы - какие именно ресурсы имеются и как именно их следует использовать для достижения целей. Чтобы ответить на данные вопросы, используют бюджеты.

Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.

Для эффективного управления реализацией стратегией фирмы в науке управления рекомендуют  использовать такой метод управления как управление по целям [3,14]. Один из приверженцев данного метода Антони Райа сформулировал его как «ориентированную на результаты» философию управления, где выделяется значение достижений и результатов». Управление по целям можно описать как процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов:

1.         Выработка четких, кратких формулировок целей

2.         Разработка реалистичных планов их достижения

3.         Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов

4.         Корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

5.8 Оценка стратегии

Оценка стратегии  производится не только в период принятия решения о выборе стратегии, но и  по мере ее реализации. Топ менеджменту  желательно иметь всегда «в рукаве»  «запасные» стратегии, чтобы в случае воз-никновения непредвиденных проблем или допущенных в ходе выработки принятой стратегии ошибок перейти на реализацию другой стратегии. В некоторых случаях  принятую стратегию просто корректируют. Однако и  в том и в другом случае, необходима постоянная оценка принятой стратегии как в процессе ее планирования, так и по ходе ее реализации.

Оценку стратегии  рекомендуется проводить по следующим  критериям:

-           соответствие стратегическим ориентирам (позволяет ли развиваться организации в соответствии с видением, миссией и стратегическими целями);

-           соответствие современному потенциалу фирмы (потенциал фирмы есть функция производная от изначальных условий деятельности, предпринятых фирмой усилий и состояния внешней среды, в том числе конкурентов, потребителей и поставщиков);

-           соответствие уточненным/новым возможностям и угрозам, заложенным во внешней среде;

-           приемлемость риска (вероятность наступления тех или иных страте-гических событий, помноженная на прогнозируемый выиг-рыш/проигрыш);

-           гибкость (возможность для быстрого маневра в отношении коррек-тировки стратегии и ее замены, возможности для вариативности в принятии решений в будущем);

-           предпочтения перед другими стратегическими альтернативами (оценка тех же факторов по отношению к другим стратегиям). 

 

 

 

Список литературы

Основная литература:

1. Ильин А.И.  Планирование на предприятии: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование.Мн.: ООО «Новое знание», 2000

2. Фатхутдинов  Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. – 3-е  изд. – М.: ЗАО «Бизнес-школа  «Интел-Синтез», 1999. – 416 с.

3. Мескон М.Х.  Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1999. – 702 с. (586-600 с.).

4. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический  менеджмент. Искусство разработки  и реализации стратегии: учебник  для вузов / Пер. с англ. Под  ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

5. Зайцев Л.Г., Соколова  М.И. Стратегический менеджмент: учебник. – М.: Юристъ, 2002

6. Ансофф И.  Новая корпоративная стратегия.  – СПб: Питер Ком, 1999

7. Экономическая  стратегия фирмы. Учебное пособие  / Под ред. А.П. Градова. – 3-е изд., испр. – СПб: СпецЛит, 2000.

8. Портер М.  Конкуренция: учебное пособие  / пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2001 

 

Дополнительная литература

9. Басовский Л. Е. Маркетинг:  Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1999. –  219 с. (http://www.vvb.ru/0010101/15.htm)

10. Библиотека управления / Корпоративный менеджмент [Электронный  источник] - http://www.cfin.ru/

10. Макконнелл К., Брю С.  Экономикс: принципы, проблемы и  политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го  изд. Т.2. – М.: Республика, 1992

11. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; Издательский дом «Вильямс», 2003

12. Джестер П, Хасси  Д. Анализ сильных и слабых  сторон компании: оп-ределение стратегических  возможностей: Пер. с англ. – М. Издательский дом «Вильямс», 2003

13 О`Шонесси Дж. Конкурентный  маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ.; Под ред. Д.О.  Ямпольской. – СПб: Питер, 2001.

14. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во  Проспект, 2004

15. Управление  организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2001 

 


Информация о работе Стратегия фирмы