Стратегия фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Тенденции развития современных рыночных отношений ставят новые задачи перед работниками экономических служб промышленных предприятий. В настоящее время важно не только выявить и использовать резервы повышения операционной эффективности предприятия, но и грамотно определить его стратегические ориентиры и путь развития.

Содержание работы

Введение 5
Тема 1. Сущность стратегии. Место и роль стратегии в управлении фирмой 8
Тема 2. Конкурентное состояние рынка и основные теории конкурентных преимуществ10
2.1 Теория конкурентных сил М. Портера 10
2.2 Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы 11
2.3 Конкурентное преимущество и его детерминанты 12
2.4 Поддержание конкурентного преимущества фирмы 15
Тема 3. Основные типы стратегий, разрабатываемые фирмой16
3.1 Общие стратегии развития 16
3.2 Конкурентные стратегии фирмы 19
3.3 Функциональные стратегии фирмы 20
Тема 4. Экономическая стратегия фирмы 21
4.1 Сущность и основные задачи экономической стратегии 21
4.2 Товарная стратегия 22
4.3 Стратегия снижения трансакционных издержек 24
4.4 Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов 25
4.5 Стратегия ценообразования 27
4.6 Стратегия снижения производственных издержек 29
4.7 Стратегия инвестиционной деятельности фирмы 30
4.8 Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы 32
4.9 Стратегия поведения на рынке денег и ценных бумаг 33
4.10 Стратегия стимулирования персонала фирмы 35
Тема 5. Основы стратегического управления фирмой 35
5.1 Процесс стратегического управления 35
5.2 Миссия и цели организации 36
5.3 Оценка и анализ внешней среды 38
5.4 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон 40
5.5 Выработка и анализ стратегических альтернатив 42
5.6 Выбор стратегии 43
5.7 Реализация стратегии 43
5.8 Оценка стратегии 46
Список литературы48

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

4.5 Стратегия  ценообразования

Для производителей, работающих на рынке, независимо от форм собственности вопрос о ценах имеет зачастую определяющее значение. Цены, находясь в тесной взаимосвязи со всеми переменными маркетинга, определяют рентабельность фирмы, ее жизнеспособность и финансовую стабильность. Конкретным результатом выработки стратегии ценообразования обычно является разработка концепции поведения фирмы в отношении ценообразования, исходя из которой, затем определяется политика ценообразования на конкретный промежуток времени для конкретных товаров и услуг.

Под ценовой  политикой понимается определение такого уровня цен и возможных вариантов в зависимости от целей и задач, решаемых фирмой в краткосрочной и длительной перспективе. Наиболее типичные задачи, решаемые с помощью проведения продуманной ценовой политики [7]:

-           выход на новый рынок;

-           введение нового товара (политика снятия сливок)

-           защита позиций (ценовые методы конкурентной борьбы)

-           последовательный проход по всем сегментам рынка;

-           быстрое возмещение затрат (доступные цены)

-           удовлетворительное возмещение затрат (целевые цены)

-           стимулирование комплексных продаж (убыточный лидер)

-           ценовая дискриминация

-           следование за лидером

Ф. Котлер выделяет несколько основных методов расчета цены [11]:

-           метод «средние издержки + прибыль»

-           на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли

-           на основе ощущаемой ценности товара;

-           на основе уровня текущих цен;

-           на основе закрытых торгов.

К рассмотренным  выше методам можно добавить рекомендуемый  эконо-мистами-теоретиками метод  определения цен и оптимальных  объемов произ-водства на основе равенства предельного дохода (MR) и предельных затрат (МС) [7,10]. Данный метод сложно осуществим в краткосрочном периоде, однако в долгосрочном перспективе может принести необходимый результат.

Для того чтобы  понять смысл данного метода и  все дальнейшие рассуждения, следует  отметить, что под предельными  издержками (МС) понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции и рассчитывают по следующей формуле:           

             (2)

ТС – прирост  общих затрат в результате прироста производства;Dгде

Q – прирост  производства.D

Предельная  выручка или доход (MR) представляет собой изменение общего объема выручки фирмы в результате продажи дополнительной производимого ею продукта:           

             (3)

ТR – прирост  выручки от реализации продукции  в результате увеличения физического  объема продаDгде ж;

Q – прирост  физического объема продаж.D

Принцип сопоставления  предельного дохода с предельными  издержками используется при определении  наиболее прибыльного объема выпуска. Смысл состоит в определении  и сравнении сумм, которые каждая дополнительная единица продукции  будет добавлять к валовому доходу, с одной стороны, и к валовым издержкам – с другой. Иначе говоря, сравниваются предельный доход и предельные издержки каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, следует производить, так как в этом случае фирма получает больше дохода от продаж, чем она прибавляет к издержкам. Таким образом, фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам. Этот принцип получил название правила MR=MC (см. рис. 5)

Этапы выработки  ценовой стратегии фирмы [7]:

1.         Выяснение (определение, корректировка) общих целей фирмы в данном сегменте рынка или в данной СЗХ;

2.         Общее исследование предполагаемого рынка сбыта или СЗХ, прогнозирование конъюнктуры рынка;

3.         Определение рынка с точки зрения его конкурентности;

4.         Определение этапа жизненного цикла товара;

5.         Оценка стратегий конкурентов, в т.ч. в области ценообразования

6.         Прогнозирование изменения цен на данном рынке или СЗХ;

7.         Определение концепции ценообразования на примерные промежутки времени для конкретных товаров/услуг

4.6 Стратегия  снижения производственных издержек

Стратегическое  устремление фирм получить конкурентные преимущества за счет производства с низкими издержками может происходить от эффективного масштаба производства, сильного эффекта жизненного цикла, от других возможностей, снижающих издержки и повышающих эффективность, а также от чувствительности рынка к из-менению цен [7].

Стратегия фирмы  может основываться на низких издержках  по сравнению с конкурентами, однако сами по себе  низкие издержки не могут быть самоцелью, так как это может принести вред предлагаемому фирмой продукту через ослабление его конкурентоспособности (вследствие утери качества, имиджа и представительности, надежности, налаженного технического обслуживания).

Усилия по снижению производственных издержек имеют определяющее значение в рамках поддержания/усиления конкурентных преимуществ при следующих обстоятельствах [7]:

-           спрос эластичен по цене;

-           отрасль и все фирмы в ней производят стандартизированный товар широкого потребления, так что место на рынке определяется ценовой конкуренцией и лидерство остается за эффективными в смысле издержек фирмами;

-           отсутствует возможность для дифференциации продукта;

-           большинство покупателей используют продукцию фирмы одинаковым способом и поэтому имеют общие потребительские требования к продукту;

-           покупатели не терпят больших убытков при переходе от одного продавца к другому и в связи с этим сильно расположены к поиску лучшей цены

При этом стоит  помнить, что стоимостные преимущества сулят большую прибыльность, когда  продукт воспринимается покупателями как достаточно конкурентоспособный (по сравнению с товарами конкурентами), а низкая цена не ассоциируется с низким качеством, плохим сервисом и низким имиджем.

4.7 Стратегия  инвестиционной деятельности фирмы

Главной стратегической задачей инвестирования собственной деятельно-сти является выбор наиболее эффективных направлений вложения средств для повышения конкурентоспособности фирмы. Поскольку конкурентоспособность фирмы определяется внешними (детерминанты «национального ромба» и другими детерминантами) и внутренними (стратегический потенциал фирмы) факторами, инвестиционная деятельность должна быть направлена, с одной стороны, на усиление положительного воздействия внешних условий на деятельность фирмы, а с другой – на совершенствование производственного профиля фирмы [7].

Инвестиции  во «внешние условия» представляют собой:

-           инвестиции  в развитие родственных и поддерживающих отраслей, с которыми фирма поддерживает кооперационные связи;

-           инвестиции в социальную инфраструктуру региона базирования фирмы или в другие регионы, от которых зависит успех деятельности фирмы;

-           инвестиции в факторы производства  общего и узкоспециализированного характера, без развития которых фирма не может получить конкурентного преимущества ни внутри страны, ни за ее пределами и т.д.

Инвестиции  внутреннего характера имеют  целью развитие стратегического  потенциала фирмы за счет приращения тех или иных ресурсов (технических, технологических, пространственных и  т.д.) и создание необходимых товарно-материальных запасов.

Особое внимание должно быть уделено формированию и  поддержанию на соответствующем  уровне стратегической гибкости производства, для чего рекомендуется вырабатывать стратегию обновления производства. При выработке данной стратегии необходимо определить:

-           периодичность проведения перевооружения или реконструкции, обу-словленная темпами физического и морального износа всех ресурсов производственной системы и темпами изменения внешних условий производства;

-           возможные сроки начала и завершения работ в каждом цикле, завися-щие от ресурсных ограничений;

-           требуемый объем средств для различных вариантов стратегии обновления;

-           оптимальный вариант стратегии, обеспечивающий высокий уровень конкурентоспособности предприятия с максимальным эффектом.

В рамках инвестиционной деятельности выделяют:

-           инвестиции в развитие технических и технологических ресурсов;

-           инвестиции в развитие кадрового потенциала организации;

-           инвестиции в развитие информационных ресурсов;

-           инвестиции в развитие пространственных ресурсов;

-           инвестиции в развитие организационно-производственной структуры.

4.8 Стратегия  внешнеэкономической деятельности  фирмы

Во внешнеэкономической деятельности выделяют следующие основные направления [7]:

-           экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала;

-           валютно-финансовые и кредитные операции;

-           создание и участие в деятельности совместных предприятий;

-           международный маркетинг;

-           мониторинг национальной экономической политики и экономики мик-рохозяйственных связей.

Стратегия внешнеэкономической  деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений.

Выделяют следующие  способы достижения стратегических целей внешнеэкономической деятельности фирмы на зарубежных товарных рынках:

-           поставки товаров, услуг на рынок страны с развертыванием торгово-сбытовой сети фирмы в стране;

-           прямые капитальные вложения в экономику страны для строительства новых предприятий и последующего выпуска товаров;

-           приобретение уже существующих предприятий, которые испытывают финансовые затруднения с целью развертывания выпуска товаров.

При оценке вариантов  внешнеэкономической деятельности на конкретном зарубежном рынке принимают  во внимание следующие критерии:

-           политическая и экономическая стабильность;

-           издержки производства;

-           транспортная инфраструктура;

-           государственные льготы и стимулы;

-           наличие квалифицированной и в то же время относительно дешевой рабочей силы;

-           емкость рынка данной страны;

-           наличие торговых ограничений;

-           наличие требуемых поставщиков сырья, материалов и т.д.

Выработка стратегии  внешнеэкономической деятельности фирмы включает в себя следующие  процедуры [7]:

1.         Сканирование мирового рынка;

2.         Определения глобальных и локальных целей внешнеэкономической деятельности;

3.         Выбор предпочтительных сегментов (ниш), где эта деятельность в большей мере позволит достичь выбранных целей;

4.         Приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие с этими целями;

5.         Выработка вариантов наиболее эффективного способа достижения це-лей внешнеэкономической деятельности;

6.         Выбор предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям с целью предотвращения неэффективных международных рыночных трансакций.

4.9 Стратегия  поведения на рынке денег и  ценных бумаг

Под стратегией поведения на рынке денег и  ценных бумаг принято пони-мать правила  и приемы «наилучшего» размещения денег  в ценные бумаги и/или под проценты, а также получения кредитов [7].

Элементы стратегии  предопределяются структурой финансового  рынка (см. рисунок 6).

Факторы, обуславливающие  принятие фирмой решения о привлечении  заемных средств (рисунок 7)

4.10 Стратегия  стимулирования персонала фирмы

Исходя из того, что экономическая стратегия  вырабатывает правила и приемы достижения стратегических целей, система стимулирования персонала должна быть увязана с  этими стратегическими целями [7].

Ориентация  системы стимулов на приоритет указанных целей означает, что доход работников, определяющих цели фирмы, разрабатывающих средства достижения и организующих процесс достижения этих целей должен быть поставлен в зависимость от эффективности этой деятельности [7].

Информация о работе Стратегия фирмы