Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса формирования стратегии повышения конкурентоспособности, анализ данного процесса на предприятии и разработка предложений по совершенствованию организационного механизма выработки стратегии в современных условиях на примере ОАО «ЛАТО».
Задачи данного исследования:
-изучить теоретические основы процесса формирования стратегии повышения конкурентоспособности организации;
-проанализировать конкурентоспособность ОАО «ЛАТО» и исследовать существующую в нем практику разработки стратегии;
-разработать предложения по совершенствованию процесса выработки стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО».
Введение 6
1. Теоретические основы формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Принципы и факторы, формирующие стратегическое развитие предприятия 8
1.2 Содержание основных видов конкурентных стратегий организации и их влияние на достижение устойчивой конкурентоспособности 11
1.3 Процесс разработки стратегии повышения конкурентоспособности 16
2. Анализ действующей практики формирования стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО» 24
2.1 Анализ сильных и слабых сторон исследуемого предприятия 24
2.2 Оценка конкурентоспособности организации 28
2.3 Исследование организационного механизма разработки стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО» 35
3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки стратегии повышения конкурентоспособности ОАО «ЛАТО» в современных условиях 40
3.1 Использование современных методов стратегического анализа на предприятии как необходимое условие разработки стратегии 41
3.2 Совершенствование организационного механизма разработки стратегии повышения конкурентоспособности на основе инструментов и методов менеджмента 50
Заключение 58
Список использованных источников 60
- лидирующая роль руководства.
Установление стратегических
- ориентация на долгосрочную
перспективу и эффективные
- соответствие внутренним
возможностям организации и
- учет интересов всех групп;
- непрерывность совершенствовани
- обеспечение синергетического
эффекта процесса формирования
стратегии на основе
Данные принципы направлены на поиск организациями новых конкурентных преимуществ в соответствии с современными тенденциями рыночного развития.
Рассмотрим основные
факторы, которые оказывают влияние
на выбор стратегии повышения
конкурентоспособности
На рисунке 1.1 показаны основные факторы, влияющие на выбор стратегии компании. [139, с.90]
Внешние факторы
\
Внутренние факторы
Рисунок 1.1 – Факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации
Руководству организации
при формировании стратегии повышения
конкурентоспособности
1.2 Содержание основных видов конкурентных стратегий организации и их влияние на достижение устойчивой конкурентоспособности
Стратегию конкуренции организации, исходя из предложенного интегрированного подхода к формированию стратегии, мы определяем как всевозможные подходы к бизнесу и инициативы, которые она использует для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и укрепления своих позиций на рынке в целях достижения устойчивой конкурентоспособности.
Стратегия конкуренции
предусматривает как
Пять основных подходов к стратегии конкуренции компании были сформированы М.Портером. [110, с.154] Данные подходы представлены на рис.
Широкий круг покупателей
на всем рынке
Отдельный сегмент покупателей
или рыночная ниша
Рис. – Основные типы конкурентных стратегий предприятия
Остановимся более подробно на каждом из базовых подходов базовых подходов к содержанию стратегии конкуренции предприятия и их влиянии на достижение устойчивой конкурентоспособности.
Основная цель стратегии лидерства по издержкам заключается в создании устойчивого превосходства по издержкам над конкурентами, которые предлагают низкие цены, а затем в использовании его как основы борьбы завоевания доли рынка по их ценам или извлечение дополнительной прибыли от продажи товаров по рыночным ценам. [54, C.97J Стратегия ориентирована на весь рынок. Ассортиментный набор предельно узок и представляет собой качественный базовый набор без излишеств.
Необходимо отметить, что преимущество по издержкам приносит доход до тех пор, пока конкуренты не предпримут агрессивных попыток снизитъ цены и увеличить за счет этого объем продаж.
Формирование стратегии лидерства по издержкам предусматривает создание и проведение многофакторного анализа цепочки ценностей компании.[75, с.164] Для достижения преимущества по издержкам общие издержки производства предприятия по всей цепочке ценностей должны быть меньше совокупных затрат конкурентов.
Стратегия лидерства по издержкам целесообразна в тех случаях, когда:
Однако реализация стратегии лидерства по издержкам способна привести к негативным последствиям, если она является ведущей в общей стратегии развития предприятия (использование улучшений конкурентами, покупатель может изменить свои предпочтения и потребовать товар улучшенного качества).
Стратегии дифференциации становятся привлекательными по мере того, как потребительские запросы и предпочтения становятся разнообразными и не могут более удовлетворяться стандартными товарами. [36, с.77] Сущность данной стратегии состоит в том, чтобы находить пути бьть единственным, кто предлагает покупателям дополнительные черты товара, которые они хотят, и постоянно поддерживать это преимущество. [38, с.305]
Исходя из цели стратегии дифференциации, мы определили основные мотивы разработки и реализации данной стратегии, проиллюстрировав их помощью рис. 1.3.
Рис. 1.3 – Мотивы дифференциации
Успешная дифференциация способна создать входные барьеры для новичков в отрасли, которые для них преодолимы; а также сглаживает влияние силы покупателей, поскольку продукция альтернативных продавцов менее привлекательна для них и помогает предприятию избежать угрозы со стороны товаров-субститутов, так как их характеристики и качество не сравнимы с дифференцированной продукцией. [54, с.86] Также к очевидным преимуществам дифференциации можно отнести возможность установить повышенную цену на товар или услугу, увеличить объем продаж или услуг, завоевать лояльность покупателей к своей торговой марке.
Данная стратегия работает лучше на тех рынках, где: существует много способов изменения товара или услуг, и большинство покупателей осознает эти различия как имеющие ценность; потребности покупателей и способы использования товара различны; небольшое количество конкурентов применяют аналогичный подход к дифференциации.
Дифференциация проходит успешно, если издержки по ее проведению покрываются за счет увеличения цены на обновленный и измененный товар Дифференциация терпит неудачу в том случае, если покупатели не видят никакой ценности в уникальной торговой марке, чтобы купить этот товар вместо товара конкурентов, и если подход фирмы к дифференциации может быть легко скопирован и применен конкурентами.
Необходимо обметить, что дифференциация обеспечивает более длительное и прибыльное преимущество, если она базируется на техническом совершенстве, качестве продукции, превосходном обслуживании клиентов.
Стратегия оптимальных издержек ориентирована на предоставление покупателям больше ценностей за их деньги. Стратегическая цель состоит в том, чтобы стать производителем товаров, услуг с низкими издержками и отличительными характеристиками «от хороших до превосходных», а затем, используя преимущество по издержкам, снижать цену по сравнению с аналогичными товарами, производимыми конкурентами. [94, с. 166]
Данный конкурентный подход называется стратегией оптимальных издержек, потому что в этом случае производитель имеет наилучшие издержки относительно товаров конкурентов, одинаково позиционированных но шкале «качество – обслуживание - характеристики - привлекательность». (54,с.86|
Данная стратегия имеет наибольшую привлекательность с точки зрения конкурентного маневрирования. Балансируя между стратегиями низких издержек и дифференциации, предприятие может стать производителем с более низкими издержками разнообразных товаров, стремясь стать лидером по издержкам и одновременно производителем различных товаров, лучших в отрасли.
Необходимо отметить, что сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации ориентированы на узкую часть рынка. Целевой сегмент или ниша могут быть определены исходя из географической уникальности, особых требований к использованию товара или особых характеристик товара, которые привлекательны только для данного сегмента. Цель состоит в том, чтобы лучше выполнять работу по обслуживанию покупателей целевого сегмента.
При реализации данной стратегии
можно достичь устойчивого
Сфокусированные стратегии становятся привлекательными, когда выполняется большинство следующих условий: сегмент слишком большой, чтобы быть прибыльным; сегмент имеет хороший потенциал для роста; сегмент не является критическим для успеха большинства конкурентов; компания, использующая стратегию фокусирования, имеет достаточно навыков и ресурсов для успешной работы на сегменте; компания может защищать себя от бросающих вызов фирм благодаря благожелательности клиентов к своим незаурядным способностям в обслуживании покупателей сегмента. [57, с.204]
Стратегия фокусирования может быть успешно реализована в том случае, если: предприятия, работающие на различных сегментах рынка, не в состоянии отвечать требованиям покупателей специализированной ниши; ни одна из фирм-конкурентов не предпринимает попытки специализироваться на данном сегменте: организация не обладает необходимыми ресурсами, чтобы обслуживать более широкую долю рынка; в отрасли есть множество различных сегментов, что позволяет компании выбрать свою нишу, соответствующую ее возможностям и квалификации.
1.3 Процесс разработки стратегии повышения конкурентоспособности
Процесс формирования стратегии повышения конкурентоспособности организации состоит из 5 основных этапов: разработка стратегического видения и предназначения предприятия, определение целей развития, комплексный анализ рынка, анализ конкурентоспособности компании и определение стратегии ее развития в целях достижения устойчивой конкурентоспособности.
Качественная разработка
каждого из этих этапов - обязательное
условие для обеспечения
Этап 1.
Определение философии бизнеса
Этап 2.
Определение целей
Этап 3.
Комплексный анализ рынка
Этап 4.
Анализ конкурентоспособности организации
Этап 5.
Формирование стратегии
Рис. 1. – Модель формирования стратегии
На первом этапе разработки стратегии осуществляется формирование стратегического видения и миссии организации, которые всегда индивидуальны и наделяют ее собственными отличительными чертами, направлением деятельности и путем развития.[21, с.193] Общие формулировки, применимые к любому предприятию или отрасли экономики, не представляют собой управленческой ценности.
Хорошо обоснованная, правильно сформулированная миссия предприятия имеет практическую управленческую ценность: она формулирует взгляды высшего руководства в отношении дальнейшего совершенствования организации; снижает риск принятия необоснованных решений; выражает цели организации и служит сотрудникам стимулом к качественному выполнению работы; помогает менеджерам среднего звена сочетать основную политику отделов с направлением развития всего предприятия; облегчает подготовку организации к будущему.
Вторым этапом в процессе
формирования стратегии повышения
конкурентоспособности
Исходя из анализа международной практики можно сделать вывод, что организации, руководители которых устанавливают цели по каждой группе ключевых показателей деятельности, а впоследствии предпринимают агрессивные действия, направленные на их достижение, имеют более устойчивые конкурентные позиции, чем предприятия, реализующие сдержанные стратегии. Причем цели становятся инструментом стратегического управления, если они определены в количественных и измеримых показателях и содержат в себе предельные значения, которые необходимо достичь.
Информация о работе Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия