Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса формирования стратегии повышения конкурентоспособности, анализ данного процесса на предприятии и разработка предложений по совершенствованию организационного механизма выработки стратегии в современных условиях на примере ОАО «ЛАТО».
Задачи данного исследования:
-изучить теоретические основы процесса формирования стратегии повышения конкурентоспособности организации;
-проанализировать конкурентоспособность ОАО «ЛАТО» и исследовать существующую в нем практику разработки стратегии;
-разработать предложения по совершенствованию процесса выработки стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО».
Введение 6
1. Теоретические основы формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Принципы и факторы, формирующие стратегическое развитие предприятия 8
1.2 Содержание основных видов конкурентных стратегий организации и их влияние на достижение устойчивой конкурентоспособности 11
1.3 Процесс разработки стратегии повышения конкурентоспособности 16
2. Анализ действующей практики формирования стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО» 24
2.1 Анализ сильных и слабых сторон исследуемого предприятия 24
2.2 Оценка конкурентоспособности организации 28
2.3 Исследование организационного механизма разработки стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО» 35
3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки стратегии повышения конкурентоспособности ОАО «ЛАТО» в современных условиях 40
3.1 Использование современных методов стратегического анализа на предприятии как необходимое условие разработки стратегии 41
3.2 Совершенствование организационного механизма разработки стратегии повышения конкурентоспособности на основе инструментов и методов менеджмента 50
Заключение 58
Список использованных источников 60
Каждому предприятию
необходимо вырабатывать стратегические,
финансовые цели. Достижение приемлемых
финансовых показателей является основой
поддержания и улучшения
Третий этап – анализ конкурентной ситуации в отрасли. Здесь используется совокупность концепций и методов точного определения условий изменения отрасли, природы и интенсивности конкурентных сил.
К ним относят: модель «пяти конкурентных сил» Портера, карта стратегических групп, концепция движущих сил, метод сценариев, метод Дельфи, схема систематизации целей и стратегий конкурентов, SWOT – анализ.
Основной целью формирования стратегии повышения конкурентоспособности организации является обеспечение наилучших возможностей ее роста и развития, а также защита конкурентной позиции и будущей деятельности.[118, с.223] В этой связи четвертым этапом данного процесса является анализ состояния предприятия. С этой целью используются четыре основных аналитических метода: SWOT – анализ, анализ цепи затрат, стратегический анализ затрат, модель конкурентного анализа.
2. Анализ действующей практики формирования стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО»
2.1 Анализ сильных и слабых сторон исследуемого предприятия
Предприятие ОАО “ЛАТО” расположено в п.Комсомольский Чамзинского района Республики Мордовия. Оно создано в 1993 году в процессе приватизации на базе государственного предприятия - Алексеевский комбинат асбоцементных изделий, основанного в 1960 году. Основным видом деятельности ОАО “ЛАТО” является производство шифера (кровельного и конструкционного плоского) и асбестоцементных напорных и безнапорных труб. На предприятии освоена новая технология производства цветного шифера. Наряду с осуществлением профилирующей деятельности предприятие выпускает: акриловые краски для фасадов и внутренней отделки помещений, а также краску для окраски шифера, тротуарную плитку, строительный кирпич. ОАО «ЛАТО» имеет в своём составе дочернее и зависимое общества: Общество с ограниченной ответственностью «Атемарские строительные материалы» и Общество с ограниченной ответственностью «Завод сухих строительных смесей».
Предприятие располагает мощной инженерной инфраструктурой - современные производственные корпуса, электро- и теплоснабжение, водопровод, подъездные железные и автомобильные дороги, современные средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Наличие производственных площадей, высококвалифицированного персонала (ИТР и рабочих), материально-технической, ремонтной баз, нормативно-технической документации позволяет сделать изделия из асбестоцемента отвечающими всем требованиям стандартов по качеству, доступными по цене, конкурентоспособными, создать новые рабочие места.
На предприятии
постоянно ведется работа по
техническому перевооружению
Для повышения
Основными преимуществами предприятия, обеспечивающими ему большое количество постоянных клиентов, являются – высокое качество выпускаемой продукции, конкурентоспособная цена, а также наличие факторов, влияющих на успешное продвижение товара, которые условно можно разделить на внешние и внутренние:
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Бесперебойность работы предприятия; Стабильность поставок; Обеспеченность сырьем и материалами; Высокое качество выпускаемой продукции; Транспортные возможности; Наличие складских помещений; Экология производства; Высокопрофессиональный состав работников; Финансовая устойчивость и платежеспособность; |
Недостаточно развитая маркетинговая политика в области сбыта, планируемой к выпуску продукции; Недостаточно полный уровень информации о потенциальных потребителях данного вида продукции; Отсутствие дилерской сети; | |
Внешняя среда |
Территориальная близость производителя к потребителю; Расширение географии поставок выпускаемой продукции; Способность товара конкурировать на рынке аналогичной продукции по цене и качеству; Использование хорошо отлаженных связей с предприятиями- потребителями по основным видам выпускаемой продукции; Информационная обеспеченность о научно-технических достижениях и технологиях, новых видах сырья; |
Влияние экономико-правовых факторов на условия деятельности предприятия: уровень инфляции и безработицы; процентные ставки за кредит; инвестиционная и налоговая политика, политика в области заработной платы и цен; Неудовлетворительное исполнение контрагентом условий договора; Возможная реакция конкурентов на деловую активность предприятия. |
Уменьшить
отрицательное влияние
- постоянно
контролировать рынок сбыта
- постоянный контроль за качеством продукции;
- постоянный поиск новых рынков сбыта и контроль за ранее освоенными регионами;
- расширение
ассортимента выпускаемой
- развитие маркетинговой
политики в области реализации
выпускаемой продукции (
Аналитическая записка о результатах
финансово-хозяйственной
Показатели |
Ед. изм. |
Отчет 2006 г. |
Отчет 2007 г. |
Отчет 2008 г. |
+ / - |
2008 г. в % к 2006 г. |
1) Объем товарной продукции в действующих ценах каждого года |
т. руб. |
807669 |
1096032 |
|
||
2) Тоже в сопоставимых ценах |
т. руб. |
1153942 |
1096032 |
1168457 |
+14515 |
101,3% |
3) Реализуемая продукция в |
т. руб. |
1169285 |
1041653 |
1174174 |
+4889 |
100,4% |
Листы асбестоцементные - всего: |
туп. |
150634 |
123815 |
108073 |
-42561 |
71,7% |
в т. ч. СВ 40/150-1750 8-ми волнового |
туп. |
60865 |
52379 |
44593 |
-16272 |
73,3% |
СВ 40/150-1750 7-ми волнового |
туп. |
53946 |
41986 |
38234 |
-15712 |
70,9% |
из них окрашенные |
туп. |
2934 |
1980 |
2322 |
-612 |
79,1% |
Плоский лист |
туп. |
35823 |
29450 |
25246 |
-10577 |
70,5% |
Коньковые изделия |
туп. |
99 |
66 |
79 |
-20 |
79,8% |
Асботрубы - всего: |
кут. |
1767,6 |
1823,2 |
1748,3 |
-19,3 |
98,9% |
в т. ч. 5-ти метровые |
кут. |
989,0 |
966,0 |
759,5 |
-229,5 |
76,8% |
4-х метровые |
кут. |
796,8 |
857 |
988,5 |
+191,7 |
124,1% |
Формовка кирпича |
т. шт. |
367,2 |
291,2 |
418,8 |
+51,6 |
114,1% |
Изготовление красок |
кг. |
78989 |
77509,3 |
89989,2 |
+11000,2 |
113,9% |
Формовка тротуарной плитки |
м. кв. |
5935 |
3937 |
481,3 |
-5453,7 |
8,1% |
Балансовая прибыль |
т. руб. |
16194 |
16620 |
17510 |
+1316 |
108,1% |
Среднесписочная численность работающих |
чел. |
907 |
905 |
846 |
-61 |
93,3% |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
8657 |
9869 |
12651,4 |
+3994,4 |
146,1% |
Товарооборот |
т. руб. |
122860,4 |
195815,2 |
202284,0 |
+79423,6 |
164,6% |
Выше приведенные данные показывают, что в ОАО «ЛАТО» наблюдался незначительный рост производства продукции. Объем производства товарной продукции в 2008 году увеличился на 1,3% или на 14 млн. 515 тыс. рублей выше уровня 2006 года в сопоставимых ценах и составил 1 млрд. 168 млн. 457 тыс. рублей. Производство асбестоцеме6нтных листов уменьшилось на 42 млн. 561 тыс. условных плиток и составило 108 млн. 73 тыс. условных плиток, а производство асбестоцементных труб составило 1748,3 км. условных труб, что на 74,9 километров условных туб. ниже уровня прошлого года и составляет 95,9% от его уровня.
Из общего объема произведенного шифера 2322 тысяч условных плит окрашено, что составляет 117,2% к уровню прошлого года. В отчетном году на предприятии продолжен выпуск кирпича, сформовано – 418,8 тыс. штук, тротуарной плитки – 481,3 м. кв., произвели акриловых красок 89989 кг.
Производительность труда понизилась на 3,5 % и составила 1381 тыс. рублей на работающего.
Среднемесячная
заработная плата составила
2.2 Оценка конкурентоспособности организации
Анализ конкурентоспособности
дает предприятию время для
На предприятии
постоянно ведется работа по
техническому перевооружению
Основные показатели ОАО «Лато», характеризующие положение в отрасли, приведены в таблице:
Наименование предприятия |
Шифер, муп* *муп – миллионы условных плит |
Асбестоцементные трубы, кут* * кут – километры условных труб | ||||||||
2006 г |
2007 г |
2008 г |
Прирост % |
Доля рынка % |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
Прирост % |
Доля рынка % | |
Всего по Росии |
2022,3 |
1851,5 |
1422,2 |
70,3 |
11179 |
12349 |
10850 |
97,1 |
||
ОАО СКАИ (Волгоградская обл) |
509,4 |
549,6 |
481,5 |
94,5 |
28 |
1843 |
2719 |
2553 |
138,5 |
20 |
ОАО БЕЛАЦИ (Белгородская обл.) |
277,4 |
192 |
154,9 |
55,8 |
10 |
2318 |
2547 |
2142 |
92,4 |
19 |
Красный строитель ( Московская обл.) |
184,7 |
140,1 |
95,1 |
51,5 |
8 |
3346 |
3070 |
2696 |
80,6 |
23 |
ОАО ЛАТО (Республика Мордовия) |
150,6 |
123,3 |
108,4 |
72 |
7,0 |
1767 |
1823 |
1854 |
104,9 |
15 |
ОАО Ульяновскшифер (Ульяновская обл.) |
107,5 |
127,9 |
62,7 |
58,3 |
5,5 |
260 |
396 |
334 |
128,5 |
- |
Комбинат ВОЛНА (Красноярский край) |
143,8 |
115,3 |
119,2 |
82,9 |
6 |
474 |
444 |
417 |
88 |
- |
Сухоложскасбоцемент (Свердловская обл.) |
102,5 |
109,5 |
52,1 |
50,8 |
5 |
967 |
1138 |
589 |
60,9 |
9 |
Как видно из таблицы, в 2008 г. произошел общий спад по отрасли, в частности значительное сокращение объемов производства шифера.
Анализ рынка показывает,
что ОАО «ЛАТО» занимает четвертое
место среди ведущих
Основными причинами снижения объемов производства в 2008 году явились:
- общий спад в
строительной отрасли,
- установление монопольно
высоких цен на основное сырье
– цемент, которое ведет к
устранению основного
Нестабильность производства строительных материалов в промышленной отрасли, дальнейшее нарастание отрицательных тенденций ожидаются и в среднесрочной перспективе.
Основными рынками сбыта асбестоцементных изделий являются: г. Москва и Московская область, г. Санкт – Петербург и Ленинградская область, Республика Чувашия, Нижегородская область, Пензенская область, Новосибирская область, Пермский край, Республика Удмуртия.
Основными рынками сбыта фиброцементных плит являются: г. Москва и Московская область, г. Санкт – Петербург и Ленинградская область, Нижегородская область, Иркутская область, Пензенская область, Свердловская область, Республика Чувашия, Республика Татарстан, Ставропольский край, Краснодарский край, Казахстан.
Факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт ОАО «ЛАТО» асбестоцементной продукции:
- конкуренция
со стороны производителей
- антиасбестовая
компания, периодически возобновляющаяся
в средствах массовой
- общее снижение
объемов строительства и
Возможные действия ОАО «ЛАТО» по уменьшению такого влияния:
- иметь значительно более низкую по сравнению с конкурентами стоимость;
- иметь долговечное цветное декоративное покрытие;
Информация о работе Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия