Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса формирования стратегии повышения конкурентоспособности, анализ данного процесса на предприятии и разработка предложений по совершенствованию организационного механизма выработки стратегии в современных условиях на примере ОАО «ЛАТО».
Задачи данного исследования:
-изучить теоретические основы процесса формирования стратегии повышения конкурентоспособности организации;
-проанализировать конкурентоспособность ОАО «ЛАТО» и исследовать существующую в нем практику разработки стратегии;
-разработать предложения по совершенствованию процесса выработки стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО».

Содержание работы

Введение 6
1. Теоретические основы формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Принципы и факторы, формирующие стратегическое развитие предприятия 8
1.2 Содержание основных видов конкурентных стратегий организации и их влияние на достижение устойчивой конкурентоспособности 11
1.3 Процесс разработки стратегии повышения конкурентоспособности 16
2. Анализ действующей практики формирования стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО» 24
2.1 Анализ сильных и слабых сторон исследуемого предприятия 24
2.2 Оценка конкурентоспособности организации 28
2.3 Исследование организационного механизма разработки стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО» 35
3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки стратегии повышения конкурентоспособности ОАО «ЛАТО» в современных условиях 40
3.1 Использование современных методов стратегического анализа на предприятии как необходимое условие разработки стратегии 41
3.2 Совершенствование организационного механизма разработки стратегии повышения конкурентоспособности на основе инструментов и методов менеджмента 50
Заключение 58
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

levaya_kurs.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Каждому предприятию  необходимо вырабатывать стратегические, финансовые цели. Достижение приемлемых финансовых показателей является основой  поддержания и улучшения конкурентной позиции на рынке в долгосрочной перспективе. [79, с.352] Стратегические цели необходимо фокусировать на создании устойчивого конкурентного преимущества.

Третий этап – анализ конкурентной ситуации в отрасли. Здесь  используется совокупность концепций  и методов точного определения  условий изменения отрасли, природы  и интенсивности конкурентных сил.

К ним относят: модель «пяти конкурентных сил» Портера, карта стратегических групп, концепция движущих сил, метод  сценариев, метод Дельфи, схема систематизации целей и стратегий конкурентов, SWOT – анализ.

Основной целью формирования стратегии повышения конкурентоспособности организации является обеспечение наилучших возможностей ее роста и развития, а также защита конкурентной позиции  и будущей деятельности.[118, с.223] В этой связи четвертым этапом данного процесса является анализ состояния предприятия. С этой целью используются четыре основных аналитических метода: SWOT – анализ, анализ цепи затрат, стратегический анализ затрат, модель конкурентного анализа.

 

2. Анализ действующей практики формирования стратегии повышения конкурентоспособности в ОАО «ЛАТО»

 

2.1 Анализ сильных и слабых сторон исследуемого предприятия

 

Предприятие ОАО “ЛАТО” расположено в п.Комсомольский  Чамзинского района Республики Мордовия. Оно создано в 1993 году в процессе приватизации на базе государственного предприятия - Алексеевский комбинат асбоцементных изделий, основанного в 1960 году. Основным видом деятельности ОАО “ЛАТО” является производство шифера (кровельного и конструкционного плоского) и асбестоцементных напорных и безнапорных труб. На предприятии освоена новая технология производства цветного шифера. Наряду с осуществлением профилирующей деятельности предприятие выпускает: акриловые краски для фасадов и внутренней отделки помещений, а также краску для окраски шифера, тротуарную плитку, строительный кирпич. ОАО «ЛАТО» имеет в своём составе дочернее и зависимое общества: Общество с ограниченной ответственностью «Атемарские строительные материалы» и Общество с ограниченной ответственностью «Завод сухих строительных смесей».

Предприятие располагает  мощной инженерной инфраструктурой - современные  производственные корпуса, электро- и  теплоснабжение, водопровод, подъездные железные и автомобильные дороги, современные средства механизации  погрузочно-разгрузочных работ. Наличие производственных площадей, высококвалифицированного персонала (ИТР и рабочих), материально-технической, ремонтной баз, нормативно-технической документации позволяет сделать изделия из асбестоцемента отвечающими всем требованиям стандартов по качеству, доступными по цене, конкурентоспособными, создать новые рабочие места.

     На предприятии  постоянно ведется работа по  техническому перевооружению производства, освоению новых технологий в  целях расширения ассортимента  выпускаемых строительных материалов. Удерживая свои позиции на рынке, предприятие старается тонко реагировать на запросы потребителей.

Для повышения конкурентоспособности  организации руководству необходимо постоянно определять, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявлять внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.

Основными преимуществами предприятия, обеспечивающими ему  большое количество постоянных клиентов, являются – высокое качество выпускаемой продукции, конкурентоспособная цена, а также наличие факторов, влияющих на успешное продвижение товара, которые условно можно разделить на внешние и внутренние:

 

 

 

 

 

 

Внутренняя  среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Бесперебойность работы предприятия;

Стабильность  поставок;

Обеспеченность  сырьем и материалами;

Высокое качество выпускаемой продукции;

Транспортные  возможности;

Наличие складских  помещений;

Экология производства;

Высокопрофессиональный  состав работников;

Финансовая  устойчивость и платежеспособность;

Недостаточно  развитая маркетинговая политика в  области сбыта, планируемой к  выпуску продукции;

Недостаточно  полный уровень информации о потенциальных  потребителях данного вида продукции;

Отсутствие  дилерской сети;

 

 

 

 

 

 

Внешняя среда

Территориальная близость производителя к потребителю;

Расширение  географии поставок выпускаемой  продукции;

Способность товара конкурировать на рынке аналогичной  продукции по цене и качеству;

Использование хорошо отлаженных связей с предприятиями- потребителями по основным видам выпускаемой продукции;

Информационная  обеспеченность о научно-технических  достижениях и технологиях, новых  видах сырья;

Влияние экономико-правовых факторов на условия деятельности предприятия: уровень инфляции и безработицы; процентные ставки за кредит; инвестиционная и налоговая политика, политика в области заработной платы и цен;

Неудовлетворительное  исполнение контрагентом условий договора;

Возможная реакция  конкурентов на деловую активность предприятия.


 

 Уменьшить  отрицательное влияние вышеперечисленных  факторов можно следующим образом:

- постоянно  контролировать рынок сбыта выпускаемой  продукции и реагировать на  действия конкурентов, выпускающих  аналогичную продукцию;

- постоянный  контроль за качеством продукции;

- постоянный  поиск новых рынков сбыта и  контроль за ранее освоенными  регионами; 

- расширение  ассортимента выпускаемой продукции;

- развитие маркетинговой  политики в области реализации  выпускаемой продукции (определение  ценовой политики, проведение рекламной компании);

 

 

Аналитическая записка о результатах  финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЛАТО» в 2007 году.

 

Показатели

Ед.

изм.

Отчет

2006 г.

Отчет

2007 г.

Отчет

2008 г.

 

+ / -

2008 г.

в % к

2006 г.

1) Объем товарной продукции в  действующих ценах каждого года

 

т.  руб.

 

807669

 

1096032

 

 

 

2) Тоже в сопоставимых ценах

т.  руб.

1153942

1096032

1168457

+14515

101,3%

3) Реализуемая продукция в действующих  ценах соответствующего года

 

т.  руб.

 

1169285

 

1041653

 

1174174

 

+4889

 

100,4%

  1. Производство продукции в натуральном выражении:

  Листы асбестоцементные - всего:

 

 

туп.

                                                                 

        150634

                                                                 

        123815

 

 

108073

 

 

-42561

 

 

71,7%

в т. ч.  СВ 40/150-1750 8-ми волнового

туп.

60865

52379

44593

-16272

73,3%

  СВ 40/150-1750 7-ми волнового

туп.

53946

41986

38234

-15712

70,9%

из них окрашенные

туп.

2934

1980

2322

-612

79,1%

Плоский лист

туп.

35823

29450

25246

-10577

70,5%

Коньковые изделия

туп.

99

66

79

-20

79,8%

Асботрубы - всего:

кут.

1767,6

1823,2

1748,3

-19,3

98,9%

в т. ч.  5-ти метровые

кут.

989,0

966,0

759,5

-229,5

76,8%

4-х    метровые

кут.

796,8

857

988,5

+191,7

124,1%

Формовка кирпича

т. шт.

367,2

291,2

418,8

+51,6

114,1%

Изготовление красок

кг.

78989

77509,3

89989,2

+11000,2

113,9%

Формовка тротуарной плитки

м. кв.

5935

3937

481,3

-5453,7

8,1%

Балансовая прибыль

т. руб.

16194

16620

17510

+1316

108,1%

Среднесписочная численность работающих

 

чел.

907

905

 

846

-61

93,3%

Среднемесячная заработная плата

руб.

8657

9869

12651,4

+3994,4

146,1%

Товарооборот

т. руб.

122860,4

195815,2

202284,0

+79423,6

164,6%


   Выше приведенные  данные показывают, что в ОАО «ЛАТО» наблюдался незначительный рост производства продукции. Объем производства товарной продукции в 2008 году увеличился на 1,3% или на 14 млн. 515 тыс. рублей выше уровня 2006 года в сопоставимых ценах и составил 1 млрд. 168 млн. 457 тыс. рублей. Производство асбестоцеме6нтных листов уменьшилось на 42 млн. 561 тыс. условных плиток и составило 108 млн. 73 тыс. условных плиток, а производство асбестоцементных труб составило 1748,3 км. условных труб, что на 74,9 километров условных туб. ниже  уровня прошлого года и составляет 95,9% от его уровня.

    Из общего объема произведенного шифера 2322 тысяч условных плит окрашено, что составляет 117,2% к уровню прошлого года. В отчетном году на предприятии продолжен выпуск кирпича, сформовано – 418,8 тыс. штук, тротуарной плитки – 481,3 м. кв., произвели акриловых красок 89989 кг.

   Производительность  труда понизилась на 3,5 % и  составила  1381 тыс. рублей на работающего.

   Среднемесячная  заработная плата составила 12651 рублей, что на 2782 рубля больше, чем  в 2007 году. Товарооборот увеличился  на 6 млн. 469 тыс. рублей к уровню прошлого года и составил 202 млн. 284 тыс. рублей.

 

 

2.2 Оценка конкурентоспособности организации

 

Анализ конкурентоспособности  дает предприятию время для прогнозирования  возможностей и для составления  плана действий на случай непредвиденных обстоятельств, а также время для разработки системы раннего предупреждения на случай угроз, чтобы их нейтрализовать и свести ущерб от них к минимуму.

     На предприятии  постоянно ведется работа по  техническому перевооружению производства, освоению новых технологии в целях расширения ассортимента выпускаемых строительных материалов. Удерживая свои позиции на рынке, предприятие старается тонко реагировать на запросы потребителей.

   Основные показатели  ОАО «Лато», характеризующие положение  в отрасли, приведены в таблице:

 

Наименование  предприятия

Шифер, муп*

*муп – миллионы  условных плит

Асбестоцементные  трубы, кут*

* кут – километры  условных труб

 

2006 г

2007 г

2008 г

Прирост

%

Доля

рынка

%

2006 г

2007 г

2008 г

Прирост

%

Доля

рынка

%

Всего по Росии

2022,3

1851,5

1422,2

70,3

 

11179

12349

10850

97,1

 

ОАО СКАИ

(Волгоградская обл)

509,4

549,6

481,5

94,5

28

1843

2719

2553

138,5

20

ОАО БЕЛАЦИ

(Белгородская обл.)

277,4

192

154,9

55,8

10

2318

2547

2142

92,4

19

 Красный строитель 

( Московская обл.)

184,7

140,1

95,1

51,5

8

3346

3070

2696

80,6

23

ОАО ЛАТО

(Республика  Мордовия)

150,6

123,3

108,4

72

7,0

1767

          1823

1854

104,9

15

ОАО Ульяновскшифер

(Ульяновская обл.)

107,5

127,9

62,7

58,3

5,5

260

396

334

128,5

-

Комбинат ВОЛНА

(Красноярский край)

143,8

115,3

119,2

82,9

6

474

444

417

88

-

Сухоложскасбоцемент

(Свердловская обл.)

102,5

109,5

52,1

50,8

5

967

1138

589

60,9

9


 

Как видно из таблицы,  в  2008 г. произошел общий спад по отрасли, в частности значительное сокращение объемов производства шифера.

Анализ рынка показывает, что ОАО «ЛАТО» занимает четвертое  место среди ведущих производителей асбестоцементных изделий в России. В 2008 году  в ОАО «Лато» произошло  снижение производства продукции по отношению с соответствующим  периодом прошлого года, при этом объем реализации продукции остался на уровне 2007 года. Приоритетный рынок сбыта – это Приволжский федеральный округ ( до 70 %), а также Уральский, Сибирский и Северо-Западный регион.

       Основными причинами снижения объемов производства в 2008 году  явились:

-  общий спад в  строительной отрасли, вызванной  последствиями мирового финансового  кризиса;

- установление монопольно  высоких цен на основное сырье  – цемент, которое ведет к   устранению основного конкурентного  преимущества асбестоцементной продукции  - доступной для массового потребителя цены;

  Нестабильность производства строительных материалов в промышленной отрасли, дальнейшее нарастание отрицательных тенденций ожидаются и в среднесрочной перспективе.

Основными рынками сбыта  асбестоцементных изделий являются: г. Москва и Московская область, г. Санкт – Петербург и Ленинградская область, Республика Чувашия, Нижегородская область, Пензенская область, Новосибирская область, Пермский край, Республика Удмуртия.

Основными рынками  сбыта фиброцементных плит являются: г. Москва и Московская область, г. Санкт – Петербург и Ленинградская область, Нижегородская область, Иркутская область, Пензенская область, Свердловская область, Республика Чувашия, Республика Татарстан,  Ставропольский край, Краснодарский край, Казахстан.

Факторы, которые  могут негативно повлиять на сбыт ОАО «ЛАТО» асбестоцементной продукции:

- конкуренция  со стороны производителей металлической  кровли, черепицы, новых полимерных  и мягких кровельных материалов  на органических вяжущих;

- антиасбестовая  компания, периодически возобновляющаяся  в средствах массовой информации;

- общее снижение  объемов строительства и частных  долгосрочных капитальных инвестиций  граждан в условиях финансового  кризиса.

Возможные действия ОАО «ЛАТО» по уменьшению такого влияния:

- иметь значительно более низкую по сравнению с конкурентами стоимость;

- иметь долговечное  цветное декоративное покрытие;

Информация о работе Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия