Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:19, дипломная работа
Деятельность предприятия на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка ни что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стратегическое планирование как функция управления
1.1 Управления развитием предприятия как актуальная проблема менеджмента 10
1.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия 14
3 Сущность стратегического планирования
1.4 Функции стратегического планирования 31
1.5 Структура процесса стратегического управления и планирования 34
2 ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИ 41
2.1 Требования к эффективной стратегии 41
2.2 Процесс разработки и внедрения стратегии развития предприятия 42
2.2.1 Выбор миссии и целей предприятия 42
2.2.2 Оценка и анализ внешней среды 47
2.2.3 Анализ и оценка внутренней структуры, сильных и слабых сторон предприяти 57
2.2.4 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратеги 64
2.2.5 Реализация стратегии 66
2.2.6 Оценка и контроль стратегии 68
2.3 Преимущества и недостатки стратегического планирования 70
3 АНЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО” РОСТ РЕГИОН» 3.1 История предприятия 3.2 Краткая характеристика 3.3 Мероприятия по стратегическому планированию и их эффективность 3.4 Рекомендации по развитию стратегического планирования 74
Заключение 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 84
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 Стратегическое планирование как функция управления |
10 |
1.1 Управления развитием
предприятия как актуальная |
10 |
1.2 Стратегическое планирование
как основа развития |
14 |
1.3 Сущность стратегического планирования |
19 |
1.4
Функции стратегического |
31 |
1.5
Структура процесса |
34 |
2 ПРОЦЕСС
РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ |
41 |
2.1 Требования к эффективной стратегии |
41 |
2.2
Процесс разработки и |
42 |
2.2.1
Выбор миссии и целей |
42 |
2.2.2 Оценка и анализ внешней среды |
47 |
2.2.3 Анализ и оценка внутренней структуры, сильных и слабых сторон предприятия |
57 |
2.2.4 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии |
64 |
2.2.5 Реализация стратегии |
66 |
2.2.6 Оценка и контроль стратегии |
68 |
2.3 Преимущества и недостатки стратегического планирования |
70 |
3 АНЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ООО” РОСТ РЕГИОН» |
74 |
Заключение |
76 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
79 |
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ |
84 |
Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями,
а с будущим решений, принимаемых сегодня.
П. Дракер
Деятельность предприятия на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка ни что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.
Многие ли российские
предприятия имеют сегодня
Быстрые изменения внешней среды
отечественных предприятий
Сегодня руководители российских предприятий
вынуждены принимать
Кроме того, большинство
руководителей отечественных
Предприятие
без ясной и эффективной
Безусловно, идеальных
планов, которые будут выполнены
в точности, как это задумывалось
первоначально, не существует. Планы
разрабатываются для
Он позволяет мобилизовать необходимые ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного – в хорошо организованный, последовательный и логичный.
Стратегическое планирование — это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели [51].
Следует также
отметить, что стратегическое планирование
внутрихозяйственной
В настоящее время стратегическое
планирование заняло свое место в
ряду функций менеджмента. Во многом
оно приобрело новое
В настоящее время важнейшей
предпосылкой стратегического планирования
и роста объемов производства
на отечественных предприятиях стало
развитие свободных рыночных отношений,
их постоянное и непрерывное
Процесс стратегического планирования по своей сути является доминантой, которой определяются все управленческие функции. Практика показывает, что, используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди получают в свои руки эффективный способ оценки цели и направления развития предприятия. Основная функция стратегического планирования – обеспечивать основу для управления организацией.
Процесс планирования в условиях современного рынка, характеризуемого высокой степенью неопределенности, требует от специалистов предприятия значительных усилий, новых навыков и знаний, а также применения современных методик и инструментов.
Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Проецируя все сказанное выше на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.
Проблеме стратегического
Сегодня выбор работ российских авторов, которые уделяют пристальное внимание разработке средств, методов и технологий обоснования плановых решений на отечественных предприятиях, достаточно велик. Среди них можно выделить «Внутрифирменное планирование» М.И. Бухалкова, «Стратегический менеджмент» А.И. Панова и И.О. Коробейникова, «Стратегическое управление» А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина и т.д.
Главная цель данной дипломной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Дипломная работа состоит из двух глав: в первой главе рассматривается содержание понятия развития предприятия на базе стратегического планирования, вторая глава посвящена всестороннему изучению аспектов разработки оптимальной стратегии предприятия, выявлению и исправлению ее недостатков.
1.1 Управления
развитием предприятия как
В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Следовательно, стратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников [11; с.75].