Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:19, дипломная работа
Деятельность предприятия на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка ни что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стратегическое планирование как функция управления
1.1 Управления развитием предприятия как актуальная проблема менеджмента 10
1.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия 14
3 Сущность стратегического планирования
1.4 Функции стратегического планирования 31
1.5 Структура процесса стратегического управления и планирования 34
2 ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИ 41
2.1 Требования к эффективной стратегии 41
2.2 Процесс разработки и внедрения стратегии развития предприятия 42
2.2.1 Выбор миссии и целей предприятия 42
2.2.2 Оценка и анализ внешней среды 47
2.2.3 Анализ и оценка внутренней структуры, сильных и слабых сторон предприяти 57
2.2.4 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратеги 64
2.2.5 Реализация стратегии 66
2.2.6 Оценка и контроль стратегии 68
2.3 Преимущества и недостатки стратегического планирования 70
3 АНЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО” РОСТ РЕГИОН» 3.1 История предприятия 3.2 Краткая характеристика 3.3 Мероприятия по стратегическому планированию и их эффективность 3.4 Рекомендации по развитию стратегического планирования 74
Заключение 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 84
Стратегия не является
производителем различных планов. Планы
являются лишь побочным продуктом разработки
стратегии. Стратегия является производителем
результатов. Она является частью процесса
управления предприятием. Как и в
любом другом процессе, при разработке
стратегии каждый «получает то, что
посеял». Инвестиции
как времени, так и средств
в стратегическое планирование приносят
огромные дивиденды в виде раскрытия
потенциала предприятия, создания работоспособной
команды и постоянного
Стратегическое планирование является динамическим процессом. По мере того, как предприятие реализует процесс своего развития, изменяется и поведение предприятия на рынке. Действия должны быть предприняты достаточно быстро. Быстрые действия, основанные на стратегическом подходе, и быстрое достижение успеха создают движущую силу продвижения вперед.
Стратегическое
планирование на микроуровне, как подтверждает
зарубежная практика, является основой
взаимодействия множества внутренних
и внешних экономических
Во-первых, стратегический план задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен.
Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.
В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации.
В-четвертых, стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменении окружающей среды.
В-пятых, план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период.
В-шестых, создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов.
В-седьмых, демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему современного менеджмента [11; с.77-78].
И.А. Ильин отмечает, что стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия [29; с.124]. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет ему достичь своих целей (см. рис. 1.1).
Рисунок 1.1 — Логика стратегического планирования
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности: его важнейшая задача – обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.
Как уже было отмечено выше, особенностью развития стратегического планирования как функции управления организацией в рыночных условиях является учет такого фактора, как непрерывные изменения. В связи с этим стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований, предполагает наличие пяти элементов:
1.4 Функции стратегического
Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности, иначе говоря — функции стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренне координация и регулирование, организационные изменения (см. рис. 1.2).
Рисунок 1.2 — Функциональная структура стратегического планирования
1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
2. Адаптация к внешней среде. Ада
3. Координация и регулирование. Д
4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределении функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т.п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения [29; с.125-126].
В качестве единой стратегии развития фирмы сейчас может быть взята так называемая модель-7С, характеризующая механизм взаимодействия таких важнейших социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и совокупность способностей (см. рис. 1.3).
Рисунок 1.3 — Модель-7С развития фирмы
Все эти
факторы тесно переплетены
Итак, стратегическое планирование – это такой вид планирования, который опирается на человеческий потенциал как основу деятельности предприятия; ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; обеспечивает необходимые преобразования в организации, адекватные изменениям, происходящим во внешней среде, что позволяет предприятию выживать и долгосрочной перспективе достигать своих целей.
1.5 Структура процесса стратегического управления и планирования
Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.
На рисунке 1.4 представлена принципиальная схема процесса стратегического управления.
Видим, что сам процесс стратегического планирования включает:
Процесс стратегического управления помимо стратегического планирования включает также:
Таким образом, стратегическое планирование является одним из компонентов стратегического управления.
Стратегическое управление иногда рассматривается как синоним термина «стратегическое планирование», однако это не так – стратегическое управление помимо стратегического планирования содержит механизм реализации решений. Процесс стратегического управления может быть описан как логический, систематический подход для создания главных решений в организации [18; с.6].
Остановимся подробнее на рассмотрении всех основных компонентов процесса стратегического управления:
1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
2. Формулирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей:
• количественные цели;
• качественные цели;
• стратегические цели;
• тактические цели и т.д.
Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.