Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:19, дипломная работа
Деятельность предприятия на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка ни что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стратегическое планирование как функция управления
1.1 Управления развитием предприятия как актуальная проблема менеджмента 10
1.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия 14
3 Сущность стратегического планирования
1.4 Функции стратегического планирования 31
1.5 Структура процесса стратегического управления и планирования 34
2 ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИ 41
2.1 Требования к эффективной стратегии 41
2.2 Процесс разработки и внедрения стратегии развития предприятия 42
2.2.1 Выбор миссии и целей предприятия 42
2.2.2 Оценка и анализ внешней среды 47
2.2.3 Анализ и оценка внутренней структуры, сильных и слабых сторон предприяти 57
2.2.4 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратеги 64
2.2.5 Реализация стратегии 66
2.2.6 Оценка и контроль стратегии 68
2.3 Преимущества и недостатки стратегического планирования 70
3 АНЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО” РОСТ РЕГИОН» 3.1 История предприятия 3.2 Краткая характеристика 3.3 Мероприятия по стратегическому планированию и их эффективность 3.4 Рекомендации по развитию стратегического планирования 74
Заключение 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 84
В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это:
Как свидетельствует передовая отечественная практика, наиболее значимыми в рыночных условиях являются финансовые цели, определяющие состояние платежеспособности и экономическую устойчивость предприятий.
3. Анализ и оценка внешней среды. Обычно этот процесс считается исходным процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения.
Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов:
• макросреды;
• непосредственного окружения.
Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как:
• состояние экономики;
• правовое регулирование;
• политические процессы;
• природная среда и ресурсы;
• социальная и культурная составляющие общества;
•
научно-технологический
• инфраструктура и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:
• покупатель;
• поставщик;
• конкуренты;
• рынок рабочей силы.
4. Анализ и оценка внутренней структуры (среды). Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сформулировать ее миссию.
Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям:
• кадровый потенциал;
• организация управления;
• финансы;
• маркетинг;
• организационная структура и т.п.
5. Разработка и анализ
6. Реализация стратегии. Выполнен
Случаи, когда предприятия оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию, нередки. Причины этого:
Успешной же реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:
• цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими;
• необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
7. Оценка и контроль стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии являются логическим завершающим процессом в стратегическом планировании. Данный процесс обеспечивает обратную связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями. Средством обеспечения такого соответствия является контроль, который имеет следующие задачи:
•
определение системы
• оценку состояния параметров контролируемого объекта;
• выяснение причин отклонений параметров объекта от принятых стандартов, нормативов и других эталонов;
• корректировку в случае необходимости показателей плана или хода реализации стратегии.
Главная задача такого контроля — выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии предприятия. Поэтому корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей организации, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми [29; 133-134].
Каждый этап планирования имеет свое специфическое содержание для отдельных организаций. Однако использование сквозного стратегического плана может быть полезным для всех фирм и предприятий.
Кроме общей схемы, в практике стратегического планирования на американских фирмах можно выделить следующие особенности, которые необходимо учитывать и на российских предприятиях:
1. Планы обычно содержат только одну стратегию предстоящих действий. Программы, предусматривающие возможные варианты решений на случай изменения первоначальной стратегии, обычно не включаются в план.
2. В планах оцениваются все сильные и слабые стороны фирмы при анализе благоприятных возможностей или опасных событий в окружающей обстановке.
3. Планы включают данные
прогнозов и предположений,
4. В большинстве планов
оценка риска также не
5. Все планы строятся на основе ожидаемых целей, которые отражаются важнейшие показатели финансовой деятельности фирмы.
6. В долгосрочных планах отражаются данные о требуемых инвестициях, ожидаемых доходах и расходах, выплачиваемых дивидендах в долгосрочном периоде.
7. В планах дается оценка диверсификации, происходящей в результате возможных слияний и поглощений фирмы [11; с.78].
Таким образом, в долгосрочном плане отражается главным образом общая стратегия фирмы и описывается модель будущего с позиций весьма широкого подхода.
2 ПРОЦЕСС
РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ
2.1 Требования к эффективной стратегии
Для того чтобы экономическая стратегия была эффективной, при ее разработке необходимо учитывать некоторые требования, к числу которых можно отнести:
Если изложенные выше требования к стратегии наводят на мысль, что, соблюдая их, можно с успехом разрабатывать эффективные стратегии, то это далеко не так. Их учет поможет компании разработать стратегию развития, однако эффективность данной стратегии будет во многом определяться тем, насколько гибкой является система управления ее реализацией.
Все описанные в учебной и научной литературе рационально-аналитические подходы к созданию стратегии являются лишь необходимым, но отнюдь не достаточным условием успеха. Процесс создания стратегии носит скорее не запланированный, а фрагментарный, эволюционный и во многом интуитивный характер.
В ряде случаев большая свобода в принятии решений менеджерами отдельных структурных подразделений, позволяющая своевременно корректировать стратегию компании на функциональном и операционном уровнях, приводит к успеху, а отсутствие такой свободы — к поражению.
В общем виде процесс разработки и внедрения стратегии состоит из ряда последовательных этапов.
2.2 Процесс разработки и внедрения стратегии развития предприятия
2.2.1 Выбор миссии и целей предприятия
Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей.
Миссия
детализирует статус предприятия и
обеспечивает направление и
ориентиры для определения
Миссия — это краткое описание бизнеса предприятия, которое по возможности должно включать в себя четкие формулировки основной общей цели предприятия и причину его существования. Принципиально это ответ на вопросы:
Очень хорошее толкование миссии дал известный японский предприниматель, создатель крупного концерна, К. Мацусита: «Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование. Она должна иметь собственное призвание в этом мире. Если руководитель четко понимает эту миссию, он может донести до сведения служащих, к чему стремится компания, указать ее идеалы. И если его подчиненные убеждаются, что зарабатывают не только на хлеб насущный, они получают стимул к более напряженной совместной paботе во имя достижения общей цели» [7; с.30].
Действительно, часто руководители предприятий считают, что их основная миссия – получение прибыли: действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, предприятие в конечном счете сможет выжить.
Безусловно, получение прибыли — важная цель, но не единственная, поскольку прибыль позволяет решать только внутренние проблемы организации. Однако, являясь открытой системой, организация может выжить лишь в том случае, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, организация должна следить за средой, в которой функционирует. Именно от окружающей среды зависит общая цель организации; необходимость выбора миссии была признана задолго до разработки теории систем. К примеру, Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию фирмы «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта.
Выбор такой узкой миссии фирмы, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решений. В результате ключевые факторы могут быть не учтены и последующие решения окажутся малоэффективными для фирмы.
Общие фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Выбор и формулирование целей организации — сложнейший многогранный процесс. Это может быть коллективное творчество, а может быть дискреционный процесс, т.е. определяться только высшим руководством предприятия по своему усмотрению. Формальных процедур выбора целей немного, и они меняются гораздо реже, чем сама стратегия.
Для формулирования целей необходимо выработать четкие представления о намерениях предприятия в области предпринимательской деятельности.
Цели должны способствовать: