Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:19, дипломная работа
Деятельность предприятия на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка ни что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стратегическое планирование как функция управления
1.1 Управления развитием предприятия как актуальная проблема менеджмента 10
1.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия 14
3 Сущность стратегического планирования
1.4 Функции стратегического планирования 31
1.5 Структура процесса стратегического управления и планирования 34
2 ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИ 41
2.1 Требования к эффективной стратегии 41
2.2 Процесс разработки и внедрения стратегии развития предприятия 42
2.2.1 Выбор миссии и целей предприятия 42
2.2.2 Оценка и анализ внешней среды 47
2.2.3 Анализ и оценка внутренней структуры, сильных и слабых сторон предприяти 57
2.2.4 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратеги 64
2.2.5 Реализация стратегии 66
2.2.6 Оценка и контроль стратегии 68
2.3 Преимущества и недостатки стратегического планирования 70
3 АНЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО” РОСТ РЕГИОН» 3.1 История предприятия 3.2 Краткая характеристика 3.3 Мероприятия по стратегическому планированию и их эффективность 3.4 Рекомендации по развитию стратегического планирования 74
Заключение 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 84
Стратегия развития предприятия определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. При этом уточняются стратегические вопросы, связанные с выбором выпускаемой продукции, обслуживаемых потребителей, применяемых производственных процессов, используемых экономических ресурсов, а также формированием общей линии поведения на рынке с учетом своих возможностей и сил конкурентов. Кроме того, в ходе планирования учитываются возможные стратегии развития следующих рыночных услуг на предприятии: выход на рынок с новым продуктом, привлечение новых поставщиков и потребителей товаров, расширение или прекращение производства и продажи прежних товаров и услуг.
Выбор цели и стратегии развития
предприятия составляет основу самостоятельной
планово-управленческой деятельности
менеджеров в свободных рыночных
отношениях. При долгосрочном планировании
предприятие может также
На российских предприятиях широкое распространение имеет стратегия выживания, на зарубежных — завоевание лидерства на рынке и др. Каждое предприятие в ходе перспективного планирования должно само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности.
Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятий на предстоящий долгосрочный период [11; с.75].
Стратегическое планирование как новый подход в менеджменте был сформирован в 70–80 гг. XX в. Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абраме, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хемел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон и др. [7; с.8]
Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Остановим свое внимание на понятиях, которые стали основой для формулировки «стратегическое планирование». Для этого необходимо будет рассмотреть такие термины как «стратегия» и «планирование».
Термин
«стратегия» теоретики
Обратимся к мнениям ведущих современных специалистов в области менеджмента относительно термина «стратегия». Стратегия — это:
Обобщая многообразие приведенных определений стратегии, выведем общую формулу: стратегия — это нечто, обеспечивающее достижение целей организации. Кроме того, общим для большей части определений является нормативный статус стратегии, т.е. стратегия отвечает на вопрос, как должно действовать предприятие. Иными словами, стратегия выступает в качестве нормативного средства перевода предприятия в запланированное целевое состояние («желаемое руководством будущее состояние»). В функцию этого средства и попадают отмеченные специалистами: способ, новые правила, инструмент, система мер, генеральное направление (план) действий, наиболее общий подход, взаимосвязанный комплекс деятельности, обобщающая модель действий, образ действий, качественная последовательность действий и состояний, совокупность ориентиров.
Итак, стратегия организации — это комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации. Это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала.
Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством организации, а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой – гибким, допускающим коррекцию. Выработанная стратегия придает организации общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам – четкие ориентиры в повседневных действиях [18; c.6].
Перейдем теперь к понятию «планирование». Формально планирование – это процесс построения плана деятельности. Однако явление «планирования» в условиях рынка многоаспектно и предполагает анализ с различных точек зрения.
Обратимся
к исследованиям проблем
Планирование – это:
Приведенные характеристики планирования позволяют обобщенно выделить два обязательных аспекта:
1) постановка целевого представления;
2) разработка пути достижения цели.
Таким образом, под планированием будем понимать такой процесс принятия решения, при котором достигается целевое (желательное и более совершенное) состояние деятельности и путь его достижения с учетом внутренних возможностей и внешних факторов (условий).
С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов:
Перейдем
к рассмотрению непосредственно
понятия «стретегическое
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению. Другими словами, стратегическое планирование предусматривает такое управление предприятием, которое позволяет достигать поставленных целей.
Стратегическое планирование решает следующие проблемы предприятия:
Из сказанного выше следует, что стратегическое планирование показывает, как нужно управлять деятельностью предприятия в течение нескольких следующих лет, какие ресурсы необходимы для того, чтобы деятельность предприятия была успешной, что нужно делать, для того, чтобы достичь поставленных целей и какие риски ожидают предприятие на этом пути.
Наиболее ограниченными
являются такие ресурсы, как время
и деньги. Поэтому одной из важнейших
задач стратегического
Предприятие должно определить, на чем будет сконцентрированы его усилия, для того, чтобы оно могло развить весь свой потенциал. Будет ли предприятие зависеть от заказчиков, или оно будет опираться на инновации, совершенство технологических процессов, четком управлении материально-техническим снабжением или на технологии?