Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования: исследовать стратегическое управление на ОАО «ЧЭМК».
Предмет исследования: стратегическое управление.
Объект исследования: ОАО «ЧЭМК».
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические аспекты стратегического управления на предприятии;
2. Провести анализ текущего состояния ОАО «ЧЭМК»;
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 5
1.1 Сущность стратегического управления. 5
1.2 Определение стратегии. 9
1.3 Процесс разработки и реализации стратегии. 17
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ЧЭМК». 24
2.1 Общая характеристика. 24
2.3 Организация производства. 24
2.4 Анализ персонала и системы управления. 29
2.5 Анализ маркетинга и сбыта. 32
2.6 Анализ рынка и конкурентов. 37
2.7 Экономическая характеристика ОАО «ЧЭМК». 38
2.8 Анализ внутренней среды.. 40
2.9 PEST-анализ. 41
2.10 Итоговый SWOT-анализ. 43
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО «ЧЭМК». 46
3.1 Миссия и стратегические цели ОАО «ЧЭМК». 46
3.2 Стратегия развития ОАО «ЧЭМК». 47
3.3 Реализация стратегии ЗАО Партнер». 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 54
В условиях рынка применение
«народнохозяйственного подхода» при
выборе предпочтительных стратегических
целей и способов их достижения на
уровне фирмы теряет всякий смысл, поскольку
собственник средств
Вместе с тем, выбирая ту или иную стратегическую зону хозяйствования для удовлетворения потребностей множества входящих в нее субъектов рынка, предприниматель должен учитывать интересы всего множества потенциальных потребителей его продукции. Порой это множество может быть представлено целой отраслью народного хозяйства, либо отраслью промышленности, либо значительной социальной группой индивидуальных покупателей. Следовательно, принимая то или иное стратегическое решение, в частности выбирая ту или иную стратегического характера для своей фирмы, предприниматель должен оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях, отражающих интересы других субъектов рынка, и могущих принести ему в стратегической перспективе определенный эффект.
Выбор цели предполагает направление на ее достижение определенной совокупности ресурсов, которыми располагает фирма. Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, предприниматель должен определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов, то есть обеспечит конкурентное преимущество фирмы.
Выбор стратегической цели всегда связан с определением ее альтернативной стоимости, то есть с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь этой цели.
Это означает, что экономическая стратегия должна вырабатывать такие правила и приемы выбора целей и средств их достижения, чтобы направление какого-либо ресурса на реализацию той или иной цели не оказывало бы отрицательного влияния на процесс достижения хотя бы одной из других стратегических целей. То есть экономическая стратегия — это план поддержания фирмы (отрасли, национальной экономики и целом) в состоянии, соответствующем критерию Парето-эффективности.
Однако следует при
этом иметь в виду, что цели, на
достижение которых направляются ресурсы,
должны быть равнозначными с точки
зрения масштабов влияния на живучесть
фирмы (отрасли национальной
Таким образом, экономическая
стратегия вырабатывает правила
и приемы экономически эффективного
достижения однотипных по масштабам
влияния на конкурентный статус фирмы
стратегических целей. Взаимная увязка
по времени и ресурсам таких локальных
стратегических целей
Экономическая стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система:
— что и в каком количестве производить?
— как и какими средствами производить?
— для кого и когда производить?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, экономическая стратегия фирмы должна вырабатывать правила и приемы:
1) исследования условий
конкурентного преимущества, формируемых
детерминантами «национального
ромба» внутри страны и за
ее пределами, и выявления
2) исследования рынков
потенциальных товаров и услуг,
3) формирования товарного
ассортимента фирмы, в
4) распределения имеющихся
в распоряжении фирмы и привле
5) взаимодействия с рынками
факторов производства, ценных бумаг
валютными рынками,
6) формирования эффективной
ценовой политики, обеспечивающей
в долговременной перспективе
устойчивое положение фирмы
в традиционных и вновь
7) раннего обнаружения
кризисных тенденций как в
рамках национальной
Вырабатывая правила и
приемы эффективной реализации этих
направлений деятельности, экономическая
стратегия фирмы — с момента
определения ее миссии, формирования
ее производственного профиля и
в течение всего периода
Как видно из перечисленных
аспектов экономической стратегии,
главными направлениями деятельности
фирмы в выработке страте
Таким образом, разработка вариантов и выбор предпочтительной экономической стратегии представляет собой, по существу, процесс формирования портфеля (набора) стратегических рыночных трансакций, то есть разнообразных соглашений, сделок с многочисленными партнерами, которые фирма должна осуществить в перспективе, чтобы обеспечить себе устойчивое процветание. Создание такого портфеля связано с весьма существенными издержками, которые с полным правом могут быть отнесены к категории «трансакционных издержек».
В статье «Проблемы рыночных
издержек» [6, с. 9] Р. Коуз так определяет
экономический смысл
Но, что же говорить о выработке портфеля долговременных основополагающих стратегических трансакций, если издержки, связанные только с одной сделкой, так велики! Следовательно, величина трансакционных издержек, связанных с выработкой экономической стратегии, настолько существенна, что оказывает определяющее влияние на направленность этой стратегии.
В этой связи небезынтересно
высказывание Р. Коуза о том, что
существование трансакционных издержек
будет подталкивать к введению
различных форм деловой практики,
обеспечивающих сокращение трансакционных
издержек в том случае, когда затраты
по выработке таких форм оказываются
меньше, чем экономия на трансакционных
издержках. «Выбор партнеров,— пишет
Р. Коуз,— тип контракта, выбор
предлагаемых продуктов и услуг
— все может при этом меняться»
[6, с. 9]. А ведь именно эти изменения
и находят отражение в
— во-первых, в выборе таких способов выявления стратегических целей, которые приводили бы к сокращению трансакционных издержек;
— во-вторых, в выборе таких
целей, достижение которых требовало
бы меньших суммарных
— в-третьих, в выборе целей,
достижение которых обеспечивало бы
наибольший прирост уровня конкурентного
статуса фирмы за счет усиления совокупного
влияния стратегического
Величина стратегических
трансакционных издержек и большой
мере зависит от степени нестабильности
внешней среды, в условиях которой
фирме предстоит
И. Ансофф выделяет следующие виды стратегического управления, используемые в зависимости от степени нестабильности внешней среды:
1) управление на основе
экстраполяции (долгосрочное
2) управление на основе
предвидения изменений (
3) управление на основе
гибких экспертных решений (
Принципиальные положения реализации перечисленных видов стратегического управления будут освещены в последующих разделах.
Наконец, необходимо выделить
некоторые особенности
Первая особенность состоит в том, что процесс выработки экономической стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить желаемый прирост уровня конкурентного статуса фирмы и, как следствие,— уровня конкурентного преимущества фирмы.
Вторая особенность состоит
в существенном отличии выбора и
реализации оперативных (тактических)
трансакций, полнота и надежность
информации для которых значительно
выше, чем полнота и надежность
информации, имеющаяся в распоряжении
фирмы при выборе стратегических
трансакций. В ходе формирования экономической
стратегии нельзя предвидеть все
возможности, которые откроются при
составлении конкретного
Третья особенность выражается
в существенном усилении роли обратной
связи при выработке
Четвертая особенность экономической
стратегии заключается о том,
что на уровне стратегического планирования
— в отличие от планирования
на тактическом уровне — весьма
трудно определить абсолютные (квантифицированные)
показатели полезности тех или иных
стратегических решений. Это приводит
к необходимости пользоваться
для выбора предпочтительных решений
либо порядковыми мерами полезности,
либо «псевдоабсолютными»
Информация о работе Стратегия развития предприятия на ОАО «ЧЭМК»