Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования: исследовать стратегическое управление на ОАО «ЧЭМК».
Предмет исследования: стратегическое управление.
Объект исследования: ОАО «ЧЭМК».
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические аспекты стратегического управления на предприятии;
2. Провести анализ текущего состояния ОАО «ЧЭМК»;
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 5
1.1 Сущность стратегического управления. 5
1.2 Определение стратегии. 9
1.3 Процесс разработки и реализации стратегии. 17
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ЧЭМК». 24
2.1 Общая характеристика. 24
2.3 Организация производства. 24
2.4 Анализ персонала и системы управления. 29
2.5 Анализ маркетинга и сбыта. 32
2.6 Анализ рынка и конкурентов. 37
2.7 Экономическая характеристика ОАО «ЧЭМК». 38
2.8 Анализ внутренней среды.. 40
2.9 PEST-анализ. 41
2.10 Итоговый SWOT-анализ. 43
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО «ЧЭМК». 46
3.1 Миссия и стратегические цели ОАО «ЧЭМК». 46
3.2 Стратегия развития ОАО «ЧЭМК». 47
3.3 Реализация стратегии ЗАО Партнер». 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 54
1.3 Процесс разработки и реализации стратегии
Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить.
Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей [13, c.88].
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Определение миссии необходимо для того, чтобы верно принимать «критические» решения. В формулировке миссии (программного заявления) должно быть отражено долговременное ведение того, чем организация стремится стать: уникальная цель, которая отличает организацию от подобных ей.
Выяснение какой предпринимательской деятельностью занималась и занимается фирма; это необходимо учитывать, т.к. каждая фирма имеет свою историю, те задачи и стратегии которые стояли в прошлом, свои ошибки и победы. И чтобы не наделать опять ошибок и приумножить свои победы, фирма должна все проанализировать: свое нынешнее поведение и свое прошлое.
Определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды; среда диктует возможности для развития, но среда может и сдерживать развитие. Поэтому фирма должна определить все факторы окружающей среды перед разработкой миссии.
Выявление культуры фирмы. Культура фирмы определяется как ее положительная работа. То есть, это то, что организация делает хорошо. И культура фирмы дает ей преимущества среди аналогичных организаций. Организация культуры фирмы полностью лежит на плечах менеджеров.
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры.
Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка [7, c.71].
Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.
1. Обще фирменные цели
формируются и устанавливаются
на основе общей миссии
2. Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).
3. Ориентация целей во
времени (здесь необходимо
4. Достижение цели (служит
повышению эффективности
5. Взаимно поддерживающие
цели (действия и решения, необходи
6. Цели будут значимой
частью процесса
Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:
1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий,
его основных рынков и основных технологий.
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри предприятия?
Некоторые руководители никогда
не заботятся о выборе и формулировании
миссии своей организации. Часто
эта миссия кажется для них
очевидной. Если спросить типичного
представителя мелкого
Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации.
Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию "Форд" как предоставление людям дешевого транспорта [9, c.103].
Выбор такой узкой миссии
организации, как прибыль, ограничивает
возможность руководства
Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
Организационные цели (общефирменные)
- это конечные точки программного
заявления организации к
1. Во-первых, цели должны
быть конкретными и измеримыми.
Выражая свои цели в
2. Конкретный горизонт
прогнозирования представляет
3. Цель должна быть достижимой,
- чтобы служить повышению эф
4. Чтобы быть эффективными,
множественные цели
Цели будут значимой частью
процесса стратегического управления
только в том случае, если высшее
руководство правильно их сформулирует,
затем эффективно их институционализирует,
информирует о них и стимули
Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработки стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы [5, c.95].
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут предотвратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
Угрозы и возможности,
с которыми сталкивается организация,
обычно можно выделить в семь областей.
Этими областями являются: экономика,
политика, рынок, технология, конкуренция,
международное положение и
Текущее и прогнозируемое
состояние экономики может
Активное участие лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе является четким указанием на важность государственной политики для организации.
Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное на успехи и провалы организации.
Изменения в технологической
внешней среде могут поставить
организацию в безнадежное, проигрышное
конкурентное положение. Анализ технологической
внешней среды может, по меньшей
мере, учитывать изменения в
Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство сегодня должно постоянно контролировать и оценивать изменения в этой более широкой среде.
Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков [2, c.70].
Выбор стратегии зависит от степени насыщенности рынка и возможности компании постоянно обновлять производство. Две или более стратегии могут сочетаться.
Поэтому для успешного формулирования целей менеджерам необходима информационная поддержка руководства, уточнение полномочий и ответственности, поддержка специалистов и поддержка в обеспечении ресурсами, горизонтальной и вертикальной координации.
Планирование действий. Вторым
этапом процесса управления по целям
является планирование действий. Разработка
планов даёт следующие преимущества:
позволяет оценить возможности
достижения целей; способствует выявлению
потенциальных проблем и
Этап планирования разбивают на 6 стадий:
1. Определение основных
задач и мер, необходимых для
достижения целей. Например, к
выполнению задачи снижения
2. Установление имеющих
определяющее значение
3. Уточнение ролей и
делегирование соответствующих
полномочий для выполнения
4. Оценка затрат времени для всех операций.
5. Определение ресурсов, необходимых
для каждой операции. Потребности
в ресурсах обычно
6. Проверка сроков и
коррекция планов действия. После
обсуждений с подчинёнными
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ЧЭМК»
2.1 Общая характеристика
ОАО «Челябинский электрометаллургический
комбинат» - крупнейший производитель
ферросплавов в России, способный
полностью обеспечить потребности
отечественной металлургии. На предприятии
трудятся около 8 тысяч человек. В
его составе свыше 50 структурных
подразделений ферросплавного и
электродного производства. Среди них
7 ферросплавных цехов, 6 цехов по
производству электродной продукции,
цех обжига известняка, два цеха
по переработке шлаков, железнодорожный
и автотранспортные цеха, цех сетей
и подстанций, центральная заводская
лаборатория и ещё три десятка
вспомогательных цехов и
Ферросплавы выплавляются в 33 электродуговых печах мощностью от 3,5 до 33 МВА. Ежесуточно комбинат потребляет свыше 9 млн кВт.ч электрической энергии.
Информация о работе Стратегия развития предприятия на ОАО «ЧЭМК»