Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 11:09, курсовая работа
Цель: продемонстрировать положительные результаты разработанной модели стратегии управления развитием потенциала персонала как основного условия обеспечения конкурентного преимущества образовательного учреждения.
Задачи:
1. Выявить сущностные характеристики кадровой политики образовательного учреждения как составной части стратегического управления.
2. Осуществить анализ кадровой политики МБОУ «Зиянчуринская СОШ», с целью выявления направлений ее совершенствования.
3. Разработать структурно-функциональную модель повышения квалификации педагогов, обеспечивающую конкурентоспособность общеобразовательного учреждения.
– политика занятости – обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы посредством создания привлекательных условий работы, безопасности и возможностей для продвижения;
– политика обучения – обеспечение соответствующими обучающими мощностями, чтобы работники могли улучшить исполнение своих нынешних обязанностей и подготовиться к продвижению. В частности зам директора по УВР совместно с руководителями предметных МО разрабатывают графики обучения и аттестации для работников на вторую кв. категорию, предварительный заказ на повышение квалификации и переподготовку кадров, совместно с педагогами определяют траекторию самообразования;
– политика оплаты труда – предоставление заработной платы в соответствии со структурой, определяемой способностями, опытом, квалификационной категорией, ответственностью, поощрения в виде премии;
– политика благосостояния – обеспечение услуг и льгот; условий для отдыха.
Каждое из этих направлений требует точного выполнения посредством охвата таких субъектов, как:
– занятость (анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижение по службе, отпуска, увольнения);
– обучение (проверка новых работников, практическое обучение, развитие);
– оплата труда (льготные схемы, скользящие ставки, учёт различий в жизненном уровне);
– трудовые отношения (шаги по установлению лучшего стиля руководства);
– благосостояние (пенсии по выслуге, пособия по болезни и нетрудоспособности, транспортные услуги, помощь в личных проблемах).
Кадровая политика образовательного учреждения нашла свое документальное отражение в таких документах как программы развития Зиянчуринской СОШ, «Педагогические кадры». Главные преимущества письменного оформления кадровой политики:
– четкое определение действий, которые должны предприниматься для достижения целей школы;
– ясность в понимании проблем руководства и кадров;
– побуждение к сотрудничеству путём координации деятельности между различными службами и объединениями;
– единообразие и последовательность в принятии решений;
– менеджеры руководствуются установленными стандартами в различных ситуациях;
– содействие децентрализации власти, что улучшает производственные отношения;
– содействие развитию обучения и менеджмента;
– убеждение рабочих в “доброй воле” компании;
– информирование работников о правилах, которыми они должны руководствоваться;
– укрепление морали и улучшение общих отношений.
В числе главных недостатков этого варианта следующие:
– трудности с определением широкого круга проблем, которые могут возникнуть в будущем;
– в случае изменения обстоятельств письменного оформления кадровая политика может оказаться непригодной;
– письменная форма негибка и может ограничивать свободу менеджера в индивидуальных случаях.
При приеме на работу в Зиянчуринскую СОШ принимаемый работник знакомится под подпись со своей должностной инструкцией, в которой определяются все цели и задачи его деятельности, права и обязанности сотрудника, от кого получает и кому передает информацию на новом месте, оформляется трудовой договор с испытательным сроком.
Обеспеченность учреждения трудовыми ресурсами. Необходимость анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их эффективного использования, объясняется тем, что достаточное их количество, рациональное использование, высокий уровень профессиональной компетентности имеют большое значение для повышения эффективности образовательного процесса и соответствия требованиям потребителя – учащихся, их родителей. В частности от обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят и рейтинговая оценка образовательного учреждения в районе, микрозоне, и положение на рынке образовательных услуг среди конкурентов.
В рамках анализа эффективности использования кадров в образовательном учреждении необходимо изучить следующие его составляющие:
Анализ необходимо начинать с рассмотрения обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами, так как не укомплектованность персонала нередко оказывает отрицательное воздействие на динамику качественных показателей деятельности школы.
За исследуемый период 2010–2012 гг. существенных изменений в структуре персонала Зиянчуринской СОШ не произошло. Среднесписочная численность 30 человек. В 2012 г. уволились 2 человека по семейным обстоятельствам переехали в другой регион страны. Был принят на вакантную должность психолога молодой специалист. Администрация остается прежней на протяжении 12 лет.
Свободные вакансии: учитель английского/немецкого языков. Особенности сельской школы также говорят в пользу стабильности кадров.
Что касается найма персонала, то здесь следует отметить следующее. В школе используются как внешние, так и внутренние источники привлечения персонала. Из-за сокращения числа учащихся, а также условий сельской местности администрация мотивирует педагогов на получение первого или второго высшего образования по смежным специальностям или специальностям, которые будут вакантны через некоторый промежуток времени. В данный момент обучается заочно в педуниверситете по специальности ПиМНО 1 педагог, 1 педагог получает там же вторую специальность учителя-дефектолога.
Прогноз состояния кадров на ближайшие пять лет показывает, что необходимо подготовить специалиста по немецкому языку и физкльтуры. Из числа работников школы осуществить невозможно, следует использовать внешние источники: пригласить на работу по договору учителя соседней школы, создать условия привлечения будущего молодого специалиста немецкого языка.
Обеспеченность кадрами, особенно педагогами, зависит от их движения в течение анализируемого периода. Коэффициенты движения кадров запланировать нельзя, поэтому их анализ проводится по фактическим данным, сравнивая показатели отчетного года с предыдущим периодом. В учреждении движение кадров незначительно (1-2 педагога в год).
Постоянство кадров положительно влияет на деятельность образовательной организации. Постоянные кадры длительное время работающие в данной школе, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные специальности, быстро ориентируются в любой нетипичной ситуации, создают определенную атмосферу в коллективе, что влияет на результаты деятельности школы.
Для того чтобы оценить социальную удовлетворенность коллектива рассчитывают коэффициенты постоянства (Кп) и стабильности кадров (Кс)
Кп = число проработавших на предприятии более 1 года
среднесписочная численность
Кп = 29/30 =.0,966, т.е. 96,6%
Кс = Число проработавших на предприятии более 3 лет
среднесписочная численность
Кс = 28/30 =.0,933, т.е. 93,3%
Заметим, что данные коэффициенты примерно равны. Следовательно, можем говорить о высокой степени удовлетворенности коллектива школы.
Для совершенствования кадровой политики в педагогическом коллективе Зиянчуринской СОШ необходимо:
2. Принципы и содержание организационно-педагогической модели управленческой деятельности по развитию потенциала персонала.
В построении модели развития потенциала персонала коллектив ориентировался не только на социальный заказ родителей и учащихся, но и особенности образовательного окружения нашей зоны. МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа Зиянчуринского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области» является самой большой сельской школой в районе. Тенденции реструктуризации образовательных учреждений коснуться практически всех окружающих школ, поэтому мы должны быть готовы к работе в условиях объединения образовательных ресурсов. Это подтверждает необходимость вовлечения ближайших образовательных учреждений и социального окружения в решение образовательных задач нашей школы.
Основные теоретические позиции развития кадрового потенциала Зиянчуринской средней школы определяются, исходя из результатов анализа кадровой политики. Они связаны с необходимостью расширения сообщества педагогов нашей зоны, образовательной среды, осуществляющей функции мотивации и стимулирования успешного труда педагогов, способной повысить кадровый потенциал школы, профессиональную компетентность педагогов, активного включения педагогического коллектива в образовательную среду.
Обозначим следующие концептуальные подходы модели:
С учетом выбранных концептуальных подходов мы формулируем принципы деятельности.
Основные направления деятельности: