Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 11:09, курсовая работа
Цель: продемонстрировать положительные результаты разработанной модели стратегии управления развитием потенциала персонала как основного условия обеспечения конкурентного преимущества образовательного учреждения.
Задачи:
1. Выявить сущностные характеристики кадровой политики образовательного учреждения как составной части стратегического управления.
2. Осуществить анализ кадровой политики МБОУ «Зиянчуринская СОШ», с целью выявления направлений ее совершенствования.
3. Разработать структурно-функциональную модель повышения квалификации педагогов, обеспечивающую конкурентоспособность общеобразовательного учреждения.
Структура модели состоит из следующих уровней:
- первый уровень – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления);
- второй уровень
– уровень заместителей и
- третий уровень
– уровень руководителей
Достигнутый уровень профессиональной компетентности персонала учреждения обеспечивает целенаправленные действия педагога по отношению к учащимся, самому себе как профессионалу и как личности.
Осуществление данных в анализе направлений развития потенциала персонала в нашем коллективе мы подразумеваем в следующих мероприятиях:
Структурно-функциональная модель повышения квалификации педагогического персонала образовательного учреждения «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа»
7.Организацию межшкольного интеллектуального
марафона по предметам «Самый грамотный»
с целью соотнесения результатов образовательной
деятельности и условиями обеспечения
конкурентоспособности учащихся, персонала,
учреждения.
8. Информатизация рабочего места учителя и учащегося, способствующих демонстрации ученических проектов, результатов исследовательской, познавательной, поисковой деятельности школьников, информационной и когнитивной компетентности педагогического персонала.
Так как сельская школа не имеет широких возможностей удовлетворить запросы социума, учащихся и родителей, а также не у всех педагогов имеется возможность (материальная в первую очередь) повышать свой профессиональный уровень за пределами района, поэтому педагогический коллектив школы выбрал следующие мероприятия для повышения профессиональной компетентности всего персонала:
Формы работы: теоретические семинары, семинары-практикумы, разработка проектов, лекции психологов, ученых-практиков, научно-практические конференции, творческие мастерские, круглый стол, конкурсы, коллективные праздники, которые демонстрируют корпоративную культуру, формируют тесные неформальные связи. Социальные связи, которые устанавливаются на рабочем месте, являются по нашему мнению очень сильным средством удержания и поддержания сотрудников. Более эффективные формы работы с персоналом – деловые игры и тренинги. Они разрабатываются под конкретные цели и поэтому обычно дают хорошие результаты, так как несут развитие не только личностного потенциала, но и потенциала персонала.
Наиболее эффективным методом по нашему мнению является 1) работа в новой должности с расширенными обязанностями. Полезно не изменение должности, а полная реорганизация должностных обязанностей. Ведь доказано, что каждые 3-4 года сотруднику требуется перемещение, иначе наступает застой, консервация личности. Сменяя участки работы, специалист лучше узнает все пространство, расширяет свой профессиональный кругозор, демонстрирует компетентности в разных условиях. Повышение по службе или перемещение по горизонтальной плоскости дает педагогам моральное удовлетворение престижного выделения, что является оценкой его достоинств окружающими.
2) Действенным методом развития персонала является также участие в различных долгосрочных проектах, например в программе развития ОУ, в отработке целевой программы и др.
3) Метод публичной оценки результатов работы за учебный год, оценочное собеседование – очень важный элемент развития потенциала персонала – обратная связь. Сотрудник должен знать и постоянно получать сигналы о том, как хорошо он развивается, в том ли направлении он движется.
4) Проектирование своих рабочих мест. Персонал должен быть вовлечен в процесс проектирования. Мы спрашиваем сотрудника, как он видит свое рабочее место, с кем ему нужно установить контакт, какие ему нужны финансовые средства. Эти вопросы меняют отношение педкадров к рабочему месту, подсказывают много интересных идей. Педагог не должен принимать решения, но быть вовлеченным в этот процесс ему необходимо.
Мы находимся в контакте с внешней средой, которая оказывает на нас давление и стремится отобрать у нас лучших сотрудников. Что противопоставить этому? Мы находим новые формы работы с персоналом, внедряем новые услуги. Организация и сотрудник делают общее дело и одинаково важны друг для друга: организация дает человеку возможность для реализации и саморазвития, а сотрудник больше сил и таланта вкладывает в общее дело. В результате выигрывают и администрация, и персонал, и дети, и родители.
Для соотнесения результатов модели повышения квалификации педагогов Зиянчуринской СОШ и эффективности развития и конкурентоспособности учреждения мы выработали критерии оценки эффективности развития потенциала персонала.
Перед нами стояла задача конструирования такой системы критериев развития, которая учитывала бы направления развития персонала нашей школы и условия его конкурентоспособности, была оптимальной, обладала возможностью для использования педагогами школы и социумом.
Все названные основания, а так же опора на исследования в области структурного анализа школы как образовательной системы, позволили сформировать следующие группы критериев: внутренние и внешние критерии.
Внутренние критерии (изучение динамики личностных характеристик персонала:.
Критерий результативности, (показатели: стабилизация или рост достижений педагогов и их учащихся, конкурентоспособность персонала школы; методики – рейтинговая и экспертная оценка педагогов, объективные данные экзаменационных комиссий, анализ данных результатов участия по уровням: районный, областной, федеральный).
Критерий развития творческих способностей (показатели: гибкость мышления, критичность, цельность восприятия, портфолио учителя, его творческие выступления, работы, проекты на уровне микрозоны, района; методики – решение творческих ситуаций, тестирование, оценка портфолио).
Критерии развития профессиональной компетентности (показатели: владение содержанием преподаваемого предмета (базовый и сверхбазовый уровень), умение анализировать результаты своего труда, опыт коллег на основе методологических знаний, знание современных педтехнологий, уровень общей культуры педагога; мотивация повышения компетентности; методики – диагностика, собеседование, анализ портфолио педагога)
Внешние критерии (изучение условий, обеспечивающих достижение целей школы, программы развития персонала):
1. Критерий результативности на уровне роста научно-методического обеспечения (показатели: рост образованности, категорийности педагогов, конкретные научно-методические разработки, личностные достижения педагогов; методики – экспертный анализ).
2. Критерий удовлетворенности всех субъектов развития (показатели – отношения субъектов; методики - опросы, анализ поля конфликтов, контент-анализ документов).
3. Мотивационный критерий (показатели – потребность педагогов постоянного обновления методического инструментария; включенность педагогов в инновационную деятельность, стремление к поиску новых знаний; потребность в обновлении содержания образования; методики - экспертный анализ, контент-анализ, наблюдение, анкетирование, заключение, решение и оценки официальных структур управления отраслевого уровня).
Критерий экономического и материального развития (объективные показатели человеческих ресурсов и трудозатрат, развитие материально-технической базы).
Социальная эффективность деятельности персонала школы и ее звеньев (показатели: уровень социальной благополучности семей учащихся, социальная направленность проектов учащихся, включенность педагогов и их учащихся в социально общественные процессы жизни села, работу педагогического сообщества микрозоны, активность социума в оценке деятельности персонала школы; методики - анализ статистических данных, анкетирование, публичный отчет персонала, контент-анализ документов).
В результате мы подготовим такой педагогический корпус, который будет способен перенести акцент с формирования содержания учебных материалов на развитие компетентностей, решить социальные задачи школы, а также повышать потенциал личностный и организации с целью обеспечения конкурентоспособности.
Исходя из определенных в работе критериев эффективности развития потенциала персонала, мы будем говорить о прогрессивном развитии персонала школы так как:
Констатируем выполнение поставленных задач: модель самоактуализации и повышения квалификации, профессиональной компетентности педагога в последипломном образовании оправдана; формы и методы позволяют развивать потенциал персонала, личности педагога. Подтверждена эффективность педагогических условий развития потенциала педагога, персонала организации, возможность обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения.
Муниципальное образовательное учреждение
«Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа Зиянчуринского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»