Стратегия в производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент как функция управления всегда в той или иной форме был представлен в деятельности организаций. Если на ранних этапах развития теории управления руководители организаций и предприниматели интуитивно искали возможности обеспечения долгосрочной экономической эффективности и конкурентоспособности своих компаний, то в ХХ в. возникла и успешно развивается концепция стратегического управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Предпосылки стратегического управления и общая концепция стратегического управления
1.1. Понятие стратегического управления
1.2. Этапы развития стратегического управления
1.3. Первоначальная концепция стратегического управления
1.4. Сущность стратегического управления
1.5. Основные компоненты и этапы стратегического управления
1.6. Объекты стратегического управления
1.7. Принципы стратегического управления
Глава II. Миссия и цели организации
2.1. Формирование видения
2.2. Определение сферы и миссии бизнеса
2.3. Установление целей бизнеса
2.4. Построение иерархии целей
2.6. Общий подход к выработке стратегии
2.7. Разработка стратегии однозначного бизнеса
2.8. Выполнение и контроль стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 849.00 Кб (Скачать файл)

Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития; создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.

Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.

Мотивация как  функция стратегического управления связана с разработкой системы  стимулов за достижение поставленных стратегических результатов.

Контроль состоит  в непрерывном наблюдении за процессом  реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявить  ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.

Определение сущности стратегического управления

Главной целью  стратегического управления является развитие потенциала и поддержание  стратегической способности предприятия  к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Совокупность  рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического  управления.

Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации  на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

 

Особенности стратегических решений

Реализация  функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений.

К числу стратегических решений следует отнести все  решения, затрагивающие основные стороны  деятельности предприятия, ориентированные  на перспективу и принимаемые в условиях неопределенности.

Стратегические  решения имеют ряд отличительных  особенностей. Главными из них являются следующее:

  • инновационный характер;
  • направленность на перспективные цели и возможности;
  • сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
  • субъективность оценки;
  • необратимость и высокая степень риска.

К числу стратегических решений можно отнести решения  о реконструкции предприятия, внедрении  новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта, приобретении и слиянии предприятий, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и так далее).

 

1.5. Основные  компоненты и этапы стратегического  управления

 

Основные компоненты и этапы стратегического управления включают в себя такие определения как:

  • Составляющие стратегического управления
  • Этапы стратегического управления

 

 

Составляющие  стратегического управления

Стратегическое  управление предприятием включает пять основных компонент, образующих следующую цепь перспективно-целевых решений  (Рис. 2).

            

Рис. 2. Цепь перспективно-целевых решений в управлении развитием

предприятия

 

1.   Видение – это образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия.

2. Сфера бизнеса – вид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т.д. Определение бизнеса предполагает оценку его перспектив и уяснения в нем своего конкретного места и возможностей.

3.  Миссия, или общественно-значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса.

4.  Стратегия – интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии является набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

5.  Программы и планы – это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ.

Этапы стратегического управления. Основными этапами стратегического управления являются:

  • анализ среды;
  • определение миссии и целей организации;
  • формирование и выбор стратегии;
  • оценка и контроль выполнения стратегии.

Анализ среды  является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает  базу для определения миссии и  целей организации, выработки стратегии  ее развития. Внутренняя среда организации  анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение делят на две компоненты: непосредственное окружение (среда прямого воздействия) и макроокружение (среда косвенного воздействия). Целью стратегического анализа является выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (это так называемый SWOT–анализ).

Процесс определения  миссии и целей состоит из трех под процессов:

  • формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;
  • определение долгосрочных целей;
  • определение среднесрочных целей.

Формулирование  и выбор стратегии предполагает формирование альтернативных направлений  развития организации, их оценку и выбор  лучшей стратегической альтернативы для  реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Реализация  стратегии является критическим  процессом, так как именно он в  случае успешного осуществления  приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

  • цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
  • руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
  • в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Результаты  реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

Последовательность  взаимосвязанных работ по стратегическому  анализу, выбору и реализации стратегии  составляет процесс стратегического управления (Рис. 3.).

       

Рис. 3. Выбор и реализация стратегии

 

Как видно из схемы, процесс разработки стратегии  является итеративным (циклическим). Так, определение и отбор стратегии  может происходить на этапе анализа  внешней среды, а оценка стратегии  потребует дополнительного внешнего анализа. Кроме того, изменение стратегии приводит к  необходимости мониторинга и ежегодной корректировки стратегических решений и планов.

 

1.6. Объекты  стратегического управления

 

В данный раздел входят такие понятия как: характеристика объектов стратегического управления и концепция стратегического управления Венсила/Лагранжа (Vencil R.T./P.Lagrange), которые рассмотрим далее.

Характеристика  объектов стратегического управления

Выделяют три  группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:

1.   Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика);

  1. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики.

Стратегическое  поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса.

Стратегическая  единица бизнеса – это внутрифирменная  организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы  в одном или нескольких сегментах  целевого рынка.

 Концепция  стратегических единиц бизнеса  оказала существенное влияние  на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.

В основе выделения  стратегических единиц бизнеса лежит  концепция сегментации рынка. Сегмент  – это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора.

Можно предложить следующие критерии выделения бизнес-единиц:

    • стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;
    • бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;
    • деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

Основной задачей  стратегической единицы бизнеса  является достижение поставленных перед  ней стратегических целей (внедрение  на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и другие).

  1. Функциональная сфера деятельности, или подразделение, – структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и другие).

 Концепция стратегического управления Венсила/Лагранжа

 Авторы этой  концепции на основе дифференциации  уровней стратегий смогли представить  в единой форме процесс, носителей  и уровни стратегического планирования.

Процесс стратегического  планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа:

  1. структуризация целей и определение расхождения между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов);

 

  1. определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов;
  2. распределение ресурсов (составление планов и бюджетов);

4. наблюдение и контроль, за ходом выполнения намеченных планов и программ.

 Содержание этапов стратегического управления по уровням принятия решения (А - корпоративный уровень, В – бизнес-уровень, С – функциональный уровень) приведено в таблице 1. (Модель   процесса   стратегического   управления).

 

Таблица 1.

 

 

 Уяснение корпоративных целей и структуризация;

 Прогноз будущей деятельности на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между прогнозами и целями;

  Установление разницы между показателями  стратегического  плана и возможностями предприятия;

   Корректировка стратегических целей по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей;

,   Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях;

  Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений;

  Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей;

 

,   Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии;

, Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.

Таким образом, формирование стратегии развития организации  является итеративным процессом  и осуществляется на всех уровнях  иерархии.

 

1.7. Принципы  стратегического управления

Информация о работе Стратегия в производстве