Стратегия в производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент как функция управления всегда в той или иной форме был представлен в деятельности организаций. Если на ранних этапах развития теории управления руководители организаций и предприниматели интуитивно искали возможности обеспечения долгосрочной экономической эффективности и конкурентоспособности своих компаний, то в ХХ в. возникла и успешно развивается концепция стратегического управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Предпосылки стратегического управления и общая концепция стратегического управления
1.1. Понятие стратегического управления
1.2. Этапы развития стратегического управления
1.3. Первоначальная концепция стратегического управления
1.4. Сущность стратегического управления
1.5. Основные компоненты и этапы стратегического управления
1.6. Объекты стратегического управления
1.7. Принципы стратегического управления
Глава II. Миссия и цели организации
2.1. Формирование видения
2.2. Определение сферы и миссии бизнеса
2.3. Установление целей бизнеса
2.4. Построение иерархии целей
2.6. Общий подход к выработке стратегии
2.7. Разработка стратегии однозначного бизнеса
2.8. Выполнение и контроль стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 849.00 Кб (Скачать файл)

 

Стратегическое  управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в  процессе его осуществления. Основными из них являются следующее:

  • Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации.
  • Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, то есть, быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных проблем.
  • Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы.
  • Единство стратегических планов и программ. Для  достижения успеха стратегические  решения  разных  уровней  должны  быть согласованы  и  тесно увязаны  между  собой.  Единство  стратегических  планов  коммерческих организаций  достигается  посредством  консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов, увязки покупателей всех разработанных программ.
  • Создание необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, то есть формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.

 

 

 

 

 

Глава II.  Миссия и цели организации

 

2.1. Формирование  видения

 

Видение организации  – это образное представление  смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и  демонстрирует всем сотрудникам и общественности:

    • что представляет собой организация;
    • какой она должна стать;
    • к чему она стремится?

Формирование  видения – это одна из задач  высшего руководства. Горизонт видения, то есть период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть различным от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего крупной компании – это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации.

Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою «силу» при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь.

Формулировка  миссии должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям:

    • вдохновлять;
    • быть простой как воспоминание или образ;
  • содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.

Обладание видением является большой ценностью для  организации, необходимым условием:

  • единения организации и создания корпоративного духа;
  • мотивации;
  • решения долгосрочных задач предприятия.

 

2.2. Определение  сферы и миссии бизнеса

 

Для того чтобы определиться со сферой деятельности будущей организации и в формировании мисси, необходимо раскрыть смысл и суть данных понятий.

Понятие миссии

 Миссия –  это деловое понятие, отражающее  предназначение бизнеса, его основную  цель.  В отличие от видения  миссия характеризует только  «настоящее» организации: вид,  масштабы деятельности, отличия  от конкурентов, - оставляя без внимания перспективы развития бизнеса.

Миссия детализирует статус предприятия  и обеспечивает ориентиры для выработки целей  и стратегий на различных организационных  уровнях. Основными компонентами миссии являются:

1.      Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей;

2.      Категории целевых групп потребителей;

3.      Применяемые управленческие технологии  и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей;

4.      Конкурентные преимущества;

5.     Философия бизнеса.

Характеристика  основных компонентов, определяющих содержание миссии организации, приведена в таблице 2. (Компоненты миссии организации).

 

 

 

Таблица 2.

 

Подходы к формированию миссии

Существует  два подхода к пониманию миссии:

  • широкий;
  • узкий.

 В широком  понимании миссия – это философия  и предназначение организации.  При таком подходе миссия определяется  в общих  терминах без жесткой  привязки к номенклатуре производимой  продукции, группе потребителей.

Содержание  миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять.

При узком подходе  миссия рассматривается как утверждение, раскрывающее смысл существования  организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Миссия, в узком  подходе концентрирует стратегию на производстве ограниченной номенклатуры продукции, конкретных рыночных сегментах, группах потребителей или используемых стратегических путях достижения целей бизнеса.

Такой подход способствует повышению действенности управления за счет усиления определенности и  организованности вследствие применения более сфокусированных скоординированных  методов осуществления стратегий.

Правильно сформулированная миссия наряду с общим смыслом обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Значение  миссии

Формулирование  миссии способствует решению следующих  проблем управления:

Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений;

Во-вторых, в  случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в единое целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях;

В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.

 

 

 

2.3. Установление  целей бизнеса

Прежде чем  задаться установкой целей бизнеса, необходимо разобрать три критерия, перед составлением системного подхода ( описанием целей, упорядоченных иерархично).

  1. Установление общих долгосрочных целей
  2. Критерии качества целей
  3. Определение конкретных целей (задач)

Установление  общих долгосрочных целей

Цель – это  конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая  организация. Признак «общие» означает широкие по масштабу и времени  цели, которые, как правило, не имеют  четко выраженных количественных характеристик.

Долгосрочные  цели определяют стратегическое намерение  предприятия занять определенное место в бизнесе.

Определение общих  долгосрочных целей требуется для  каждого ключевого результата, который  менеджеры считают важным для  достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации.

Можно выделить семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:

  • Положение на рынке

Рыночными целями могут быть завоевания лидерства  в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера;

  • Инновации

Целевые установки  в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением  новых технологий или способов организации производства;

  • Маркетинг

Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов;

  • Производство

Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами;

  • Финансы

Общей целью  является сохранение и поддержание  на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование;

  • Управление персоналом

Цели в отношении  персонала могут быть связаны  с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда;

  • Менеджмент

Критерии  качества целей

Цели предприятия  должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей.

К числу основных характеристик целей можно отнести следующие:

        • Конкретность и измеримость.

Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ;

  • Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем более узкий горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель;
  • Достижимость

Цели устанавливают  так, чтобы они не превышали возможности  предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда;

  • Непротиворечивость

Действия и  решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

 Недостаточное  внимание к процессу установления  целей или, наоборот, выдвижение  недостижимых целей наносит ущерб  предприятию. Так, широко провозглашенная многими российскими предприятиями в процессе перестройки цель – «сохранение трудового коллектива» – привела к снижению мотивации труда.

Определение конкретных целей (задач)

 Конкретные  цели устанавливаются на основе  выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два–три показателя) в тех сферах,  которые являются решающими  для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.

Конкретные  цели в различных областях деятельности:

    • маркетинг – ежегодно предлагать на рынок новый товар; расширить число потребителей;

Информация о работе Стратегия в производстве