Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа
Стратегический менеджмент как функция управления всегда в той или иной форме был представлен в деятельности организаций. Если на ранних этапах развития теории управления руководители организаций и предприниматели интуитивно искали возможности обеспечения долгосрочной экономической эффективности и конкурентоспособности своих компаний, то в ХХ в. возникла и успешно развивается концепция стратегического управления.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Предпосылки стратегического управления и общая концепция стратегического управления
1.1. Понятие стратегического управления
1.2. Этапы развития стратегического управления
1.3. Первоначальная концепция стратегического управления
1.4. Сущность стратегического управления
1.5. Основные компоненты и этапы стратегического управления
1.6. Объекты стратегического управления
1.7. Принципы стратегического управления
Глава II. Миссия и цели организации
2.1. Формирование видения
2.2. Определение сферы и миссии бизнеса
2.3. Установление целей бизнеса
2.4. Построение иерархии целей
2.6. Общий подход к выработке стратегии
2.7. Разработка стратегии однозначного бизнеса
2.8. Выполнение и контроль стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основными из них являются следующее:
Глава II. Миссия и цели организации
2.1. Формирование видения
Видение организации – это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности:
Формирование видения – это одна из задач высшего руководства. Горизонт видения, то есть период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть различным от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего крупной компании – это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации.
Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою «силу» при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь.
Формулировка миссии должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям:
Обладание видением является большой ценностью для организации, необходимым условием:
2.2. Определение сферы и миссии бизнеса
Для того чтобы определиться со сферой деятельности будущей организации и в формировании мисси, необходимо раскрыть смысл и суть данных понятий.
Понятие миссии
Миссия –
это деловое понятие,
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. Основными компонентами миссии являются:
1. Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей;
2. Категории целевых групп потребителей;
3.
Применяемые управленческие
4. Конкурентные преимущества;
5. Философия бизнеса.
Характеристика основных компонентов, определяющих содержание миссии организации, приведена в таблице 2. (Компоненты миссии организации).
Таблица 2.
Подходы к формированию миссии
Существует
два подхода к пониманию
В широком
понимании миссия – это
Содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять.
При узком подходе
миссия рассматривается как
Миссия, в узком подходе концентрирует стратегию на производстве ограниченной номенклатуры продукции, конкретных рыночных сегментах, группах потребителей или используемых стратегических путях достижения целей бизнеса.
Такой подход способствует
повышению действенности
Правильно сформулированная миссия наряду с общим смыслом обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Значение миссии
Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления:
Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений;
Во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в единое целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях;
В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.
2.3. Установление целей бизнеса
Прежде чем задаться установкой целей бизнеса, необходимо разобрать три критерия, перед составлением системного подхода ( описанием целей, упорядоченных иерархично).
Установление общих долгосрочных целей
Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Признак «общие» означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик.
Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе.
Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации.
Можно выделить семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:
Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера;
Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства;
Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов;
Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами;
Общей целью является сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование;
Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда;
Критерии качества целей
Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей.
К числу основных
характеристик целей можно отне
Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ;
Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда;
Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
Недостаточное
внимание к процессу
Определение конкретных целей (задач)
Конкретные
цели устанавливаются на
Конкретные цели в различных областях деятельности: