Стратегия в производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент как функция управления всегда в той или иной форме был представлен в деятельности организаций. Если на ранних этапах развития теории управления руководители организаций и предприниматели интуитивно искали возможности обеспечения долгосрочной экономической эффективности и конкурентоспособности своих компаний, то в ХХ в. возникла и успешно развивается концепция стратегического управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Предпосылки стратегического управления и общая концепция стратегического управления
1.1. Понятие стратегического управления
1.2. Этапы развития стратегического управления
1.3. Первоначальная концепция стратегического управления
1.4. Сущность стратегического управления
1.5. Основные компоненты и этапы стратегического управления
1.6. Объекты стратегического управления
1.7. Принципы стратегического управления
Глава II. Миссия и цели организации
2.1. Формирование видения
2.2. Определение сферы и миссии бизнеса
2.3. Установление целей бизнеса
2.4. Построение иерархии целей
2.6. Общий подход к выработке стратегии
2.7. Разработка стратегии однозначного бизнеса
2.8. Выполнение и контроль стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 849.00 Кб (Скачать файл)
        • финансы – увеличить показатель рентабельности;
    • кадры – повышение квалификации сотрудников, проведение всеразличные  виды тренингов и так далее.

В заключение, следует отметить, что цели предприятия могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней среды и внутренних возможностей бизнеса.

Определение миссии и целей служит основой для  выбора стратегии и общей политики предприятия. Стратегия задает направление  реализации миссии и целей, а политика определяет четкие ориентиры для менеджеров всех подразделений.

 

2.4. Построение  иерархии целей

Количество  и разнообразие целей и задач  менеджмента требует системного подхода к определению их состава. В качестве удобного апробированного  на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей  (Рис. 4.).

 

                    

Рис. 4. Иерархия целей организации

 

      • при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
  • при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;
      • подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;
      • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.

Количество  уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от организационной структуры. Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель.

 

2.5. Анализ  внешней  и внутренней среды  предприятия

Для начала рассмотрим анализ внешней среды, а для этого  необходимо раскрыть следующие понятия  как:

    • Цели внешнего анализа;
    • Факторы внешней среды.

Цели  внешнего анализа

Основное назначение анализа внешней среды – выявить и уяснить  возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем с тем, чтобы правильно определить стратегию и общую политику предприятия.

Внешний анализ является частью SWOT–анализа. SWOT – это аббревиатура четырех английских слов: S – Strengths – сильные стороны, W – Weaknesses (слабые стороны), O – Opportunities (возможности),  T - Threats (угрозы).

Под возможностями  понимаются положительные тенденции  и явления внешней среды, которые  могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Такими возможностями  для предприятия являются, например, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов  и т. д.

Угрозы –  это отрицательные тенденции  и явления, которые способны при  отсутствии соответствующей реакции  предприятия ослабить его конкурентный статус. К числу угроз можно отнести снижение покупательной способности населения, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования.

Внешний анализ направлен на выявление реальных возможностей и угроз, связанных  с изменением внешней среды предприятия.

Факторы внешней среды

 Внешняя  среда предприятия представляет  собой совокупность активно действующих  субъектов и сил, которые находятся  вне сферы непосредственного  контроля со стороны руководства  организации и могут оказать влияние на ее стратегию.

По степени  воздействия на процессы, протекающие  в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов:

      • отдаленного воздействия, представляющие макросферу;
      • непосредственного влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы.

Совокупность всех факторов внешней среды предприятия представлена на (Рис. 5.).

          

Рис. 5. Факторы внешней среды предприятия

Как показано на Рис. 8., микросреда (ближнее окружение) включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют на основную деятельность предприятия или зависят от ее результатов. Это поставщики, конкуренты, потребители, кредиторы, торговые и иные организации.

Макросреда  включает общие факторы, которые  не оказывают влияния на краткосрочную  деятельность предприятия, но могут  влиять на его долгосрочные решения.

Теперь рассмотрим более подробно анализ микросреды предприятия.

Общие положения

PEST-анализ состоит  в выявлении и оценке влияния  факторов макросреды на результаты  текущей и будущей деятельности предприятия.

Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия:

  1. политико-правовые;
  2. экономические;
  3. социокультурные;
  4. технологические.

Анализ отмеченных факторов получил название  PEST–анализа.

& PEST – это  аббревиатура четырех английских  слов: P – Political–legal – политико-правовые, E – Economic – экономические, S – Sociocultural – социокультурные, T – Technological forces – технологические факторы.

Целью PEST-анализа  является отслеживание (мониторинг) изменений  макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, неподконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.

Политический  фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.

Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.

Изучение социальной компоненты внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и другое.

Анализ технологической  компоненты позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Порядок проведения PEST–анализа. Выделяют следующие этапы  проведения внешнего анализа:

1. Разрабатывается  перечень внешних стратегических  факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.

2. Оценивается  значимость (вероятность осуществления)  каждого события для данного  предприятия путем присвоения  ему определенного веса от  единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.

         3. Дается оценка степени влияния каждого фактора–события на стратегию предприятия по 5 балльной шкале: «пять» – сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» - отсутствие воздействия, угрозы.

4. Определяются  взвешенные оценки путем умножения  веса фактора на силу его  воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.

Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.

Значение, цели  и принципы внутреннего  анализа

При разработке стратегии предприятия менеджеры  должны использовать не только внешнюю  среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится анализ внутренней среды предприятия.

Анализ внутренней среды предприятия – это процесс  комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление  стратегических проблем.

По сути, анализ внутренней среды предприятия является второй частью SWOT–анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации.

Цель внутреннего  анализа – оценить стратегическую ситуацию на предприятии с учетом имеющихся ограничений сильных  и слабых сторон.

В зависимости  от конкретной ситуации, стратегический анализ внутренней среды предприятия  может быть в той или иной степени  уникальным, но при этом должно соблюдаться  главное условие – полнота  стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.

Принципы внутреннего  анализа. В основе анализа внутренней среды предприятия должны лежать следующие принципы:

  • системность – означает рассмотрение предприятия как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений);
      • комплексность – предполагает анализ всех составляющих частей предприятия;
      • сопоставимость – требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм;
        • уникальность или цели специфики предприятия.

Так же учитывается  анализ сильных и слабых сторон предприятия, а именно:

Сильные стороны – это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.

Слабые стороны – это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.

Существует  множество источников сильных и  слабых сторон деятельности предприятия, часть из которых рассмотрена  при анализе отрасли. Так, к числу  сильных сторон можно отнести серьезные и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия являются серьезная зависимость от внутреннего рынка объема прямых продаж, неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и другое.

Определение сильных  и слабых сторон следует проводить  по всем направлениям деятельности предприятия:

        • организация и общие управления;
        • производство;
        • маркетинг;
        • финансы и учет;
        • управление кадрами.

 

2.6. Общий  подход к выработке стратегии

Выбор стратегии, и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления.

 

 Существует  два противоположных взгляда  на понимание стратегии. В первом  случае стратегия – это конкретный  долгосрочный план достижения  некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление  развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия  в окружающей среде. При таком понимании стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Примером стратегии  первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксированы объем и ассортимент выпуска по каждому временному промежутку.

К числу стратегий  второго типа можно отнести следующие:

Информация о работе Стратегия в производстве