Стратегия в производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент как функция управления всегда в той или иной форме был представлен в деятельности организаций. Если на ранних этапах развития теории управления руководители организаций и предприниматели интуитивно искали возможности обеспечения долгосрочной экономической эффективности и конкурентоспособности своих компаний, то в ХХ в. возникла и успешно развивается концепция стратегического управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Предпосылки стратегического управления и общая концепция стратегического управления
1.1. Понятие стратегического управления
1.2. Этапы развития стратегического управления
1.3. Первоначальная концепция стратегического управления
1.4. Сущность стратегического управления
1.5. Основные компоненты и этапы стратегического управления
1.6. Объекты стратегического управления
1.7. Принципы стратегического управления
Глава II. Миссия и цели организации
2.1. Формирование видения
2.2. Определение сферы и миссии бизнеса
2.3. Установление целей бизнеса
2.4. Построение иерархии целей
2.6. Общий подход к выработке стратегии
2.7. Разработка стратегии однозначного бизнеса
2.8. Выполнение и контроль стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 849.00 Кб (Скачать файл)
  • увеличить долю объема продаж на рынке до 35 % (условно) без понижения цены;
  • проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентами.

Основные элементы стратегии. В деловой жизни под  стратегией понимается общая концепция  того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов (Рис. 6.).

 

Рис. 6. Элементы стратегии

Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели.

Другой элемент  стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных  действий, направленных на достижение поставленных целей.

Наконец, третьим  элементом стратегии являются планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, призванная решать задачи распределения ресурсов. Так, ресурсы можно направлять в первую очередь на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем или выделять пропорционально потребностям, или предоставлять всем подразделениям поровну, если они будут близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности. Первый из отмеченных подходов в большей степени целесообразен в переломные моменты деятельности предприятия, когда возникает необходимость в концентрации сил на решающих направлениях деятельности. Второй и третий – в период спокойного развития.

Предполагаемая  реализованная стратегии. Обычно стратегия  разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется различного, рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия (Рис. 7.).

        

                                                Рис. 7. Варианты стратегий

Вместе с  тем как внутри организации, так  и вне ее появляются новые  непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой, и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.

В зависимости  от условия стратегических решений  различают три вида стратегий:

    • корпоративная;
    • деловая;
    • функциональная.

            

Рис. 8. Иерархическая структура стратегий

Корпоративная, или портфельная, стратегия –  это стратегия, которая характеризует  общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Одной из целей корпоративной стратегии является выбор хозяйственных подразделений предприятия, в которые следует направлять инвестиции.

 Корпоративная стратегия включает:

  • распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа;
  • решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии;
    • изменение структуры предприятия;
  • решения о слиянии, приобретении, вхождении в те или иные интеграционные структуры.

На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается  деловая стратегия (бизнес-стратегия), направленная на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке,  кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и так далее. Поэтому такую стратегию называют стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой.

Функциональные  стратегии разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой. Эта стратегия маркетинга, финансовая, производственная и т.п. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

Так, стратегия  отдела маркетинга может концентрироваться  на разработке путей увеличения объема продаж. Финансовая стратегия предприятия  может быть ориентирована на ускорении  оборота денежных средств, снижение дебиторской задолженности.

Для достижения успеха стратегии всех уровней должны быть согласованы и тесно взаимодействовать  друг с другом.

 

2.7. Разработка  стратегии однозначного бизнеса

Конкурентное  преимущество – это те характеристики и свойства товара или марки, а также специфичные формы организации бизнеса, которые обеспечивают предприятию определенное превосходство над своими конкурентами.

Конкурентное  преимущество всегда является относительным  в сравнении с предприятием, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или услуг.

Относительное преимущество конкурента обусловливается  разными факторами. В зависимости  от создаваемых преимуществ факторы  конкурентоспособности подразделяются на две группы:

    • внешние;
    • внутренние.

Конкурентное  преимущество является «внешним», если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя с точки зрения уровня качества, дизайна, особых характеристик. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации продукта. Она базируется на ноу-хау в сфере маркетинга, превосходстве предприятия в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, не удовлетворенных существующими товарами.

 

Внутреннее  конкурентное преимущество основано на превосходстве (лидерстве) предприятия издержках производства и управления. Внутреннее преимущество обеспечивает большую рентабельность, устойчивость предприятия к снижению цены товара и поэтому представляет ценность для производителя. Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, - эта стратегия доминирования по издержкам. Она базируется главным образом на ноу-хау в сфере производства и управления.

Базовые стратегии  конкуренции. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.

Под деловой  стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы, или стратегия деятельности предприятия  на определенном товарном рынке. Главной  целью данной стратегии является создание и удержание конкурентных преимуществ предприятия. Совокупность бизнес-стратегий составляет основу портфельной (корпоративной) стратегии организации.

Существует  несколько направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

    • лидерство в издержках;
    • дифференциация продукции;
    • фокусирование (концентрация);
    • ранний выход на рынок (стратегия первопроходца).

Первые три  направления М.Портер1 называет базовыми стратегиями, имея в виду их универсальную применимость (Рис. 9.). Вместе с тем, основой деловой стратегии могут быть и такие характеристики бизнеса, как инновации или глобализация.

 

 

         

Рис. 9. Три базовые стратегии по Портеру

Выбор конкретной стратегии конкуренции осуществляется с учетом ряда факторов, главными из которых являются следующие:

  • ключевые условия (факторы) успеха для рассматриваемого рынка товаров;
  • сильные и слабые стороны предприятия и его основных конкурентов по отношению к ключевым факторам успеха;
  • стратегический потенциал предприятия и возможности расширения ресурсов.

Условия реализации и риски лидерства в издержках

 Стратегия  лидерства в издержках направлена  на достижение конкурентных преимуществ  за счет низких затрат на  отдельные элементы товара или  услуг и соответственно более  низкой себестоимости по сравнению  с конкурентами. Такая стратегия  требует от предприятия оптимальных размеров производства, развитой сбытовой сети, захвата определенной доли рынка, использования ресурсосберегающих технологий, жесткого контроля всех видов расходов. Доминирующую роль в данной стратегии играет производство.

Можно сказать, что лидерство в издержках – это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства.

Реализация  конкурентных преимуществ на основе низких издержек возможна при следующих  условиях:

    • спрос эластичен по цене;
    • отсутствует возможность для дифференциации продукта;
  • отраслевая продукция стандартизована, покупатель может приобрести ее у разных продавцов;
  • предприятие имеет доступ к источникам дешевого сырья, рабочей силы или другим источникам снижения себестоимости продукции.

Однако попытки достичь лидерства в издержках могут быть связаны с риском и даже потерей преимуществ. Например, концентрация внимания на уменьшении издержек, может помешать предприятию, увидеть уменьшающуюся чувствительность к цене или изменения в способах использования продукта.

К числу основных рисков, связанных с лидерством в  издержках, можно отнести:

  • появление технологических новинок, которые сводят на нет преимущества в издержках;
  • неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка в результате чрезмерного увлечения проблемой снижения себестоимости;
  • инфляционный рост издержек, подрывающий способность предприятия снижать себестоимость;
    • появление новых, более совершенных товаров;
  • изменение предпочтений потребителей, их чувствительность к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик.

Таким образом, предприятие может потерпеть  неудачу, если конкуренция приведет к неценовым стратегиям.

Преимущество  в издержках относительно пяти сил конкуренции

Предприятие, лидирующее в издержках, получает эффективную защиту против пяти сил конкуренции:

  • предприятие–лидер способно противостоять своим прямым конкурентам в случае ценовой войны и получать прибыль при цене, минимально допустимой для конкурентов;
  • крупные покупатели не могут добиваться снижения цены ниже уровня, приемлемого для наиболее сильных (первых двух по размеру издержек) производителей в отрасли;
  • низкие издержки в сфере производства обеспечивают защиту против сильных поставщиков, так как придают предприятию большую гибкость в случае повышения входных издержек;
  • лидерство в издержках создает дополнительный барьер входа для новых конкурентов и одновременно может оградить рынок от товаров-заменителей.

Таким образом, способность предприятия–лидера устанавливать  нижний предел отраслевых цен ограждает  его рыночную позицию. В ценовой конкуренции проигрывают менее эффективные предприятия.

Цель  и виды дифференциации

Целью дифференциации является придание товару отличительных (в сравнении с товаром основных конкурентов) свойств, которые важны  для покупателя. Посредством дифференциации  предприятие стремится создать ситуацию монополистической конкуренции, в которой оно благодаря особой продукции обладает значительной рыночной силой.

Дифференциация, или, другими словами, обособление  товара на рынке, означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.

Информация о работе Стратегия в производстве