Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа
Стратегический менеджмент как функция управления всегда в той или иной форме был представлен в деятельности организаций. Если на ранних этапах развития теории управления руководители организаций и предприниматели интуитивно искали возможности обеспечения долгосрочной экономической эффективности и конкурентоспособности своих компаний, то в ХХ в. возникла и успешно развивается концепция стратегического управления.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Предпосылки стратегического управления и общая концепция стратегического управления
1.1. Понятие стратегического управления
1.2. Этапы развития стратегического управления
1.3. Первоначальная концепция стратегического управления
1.4. Сущность стратегического управления
1.5. Основные компоненты и этапы стратегического управления
1.6. Объекты стратегического управления
1.7. Принципы стратегического управления
Глава II. Миссия и цели организации
2.1. Формирование видения
2.2. Определение сферы и миссии бизнеса
2.3. Установление целей бизнеса
2.4. Построение иерархии целей
2.6. Общий подход к выработке стратегии
2.7. Разработка стратегии однозначного бизнеса
2.8. Выполнение и контроль стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные элементы стратегии. В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов (Рис. 6.).
Рис. 6. Элементы стратегии
Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели.
Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.
Наконец, третьим элементом стратегии являются планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, призванная решать задачи распределения ресурсов. Так, ресурсы можно направлять в первую очередь на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем или выделять пропорционально потребностям, или предоставлять всем подразделениям поровну, если они будут близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности. Первый из отмеченных подходов в большей степени целесообразен в переломные моменты деятельности предприятия, когда возникает необходимость в концентрации сил на решающих направлениях деятельности. Второй и третий – в период спокойного развития.
Предполагаемая реализованная стратегии. Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется различного, рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия (Рис. 7.).
Вместе с тем как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой, и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.
В зависимости от условия стратегических решений различают три вида стратегий:
Рис. 8. Иерархическая структура стратегий
Корпоративная,
или портфельная, стратегия –
это стратегия, которая характеризует
общее направление роста
Корпоративная стратегия включает:
На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия), направленная на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и так далее. Поэтому такую стратегию называют стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой.
Функциональные стратегии разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой. Эта стратегия маркетинга, финансовая, производственная и т.п. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.
Так, стратегия отдела маркетинга может концентрироваться на разработке путей увеличения объема продаж. Финансовая стратегия предприятия может быть ориентирована на ускорении оборота денежных средств, снижение дебиторской задолженности.
Для достижения
успеха стратегии всех уровней должны
быть согласованы и тесно
2.7. Разработка стратегии однозначного бизнеса
Конкурентное преимущество – это те характеристики и свойства товара или марки, а также специфичные формы организации бизнеса, которые обеспечивают предприятию определенное превосходство над своими конкурентами.
Конкурентное преимущество всегда является относительным в сравнении с предприятием, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или услуг.
Относительное
преимущество конкурента обусловливается
разными факторами. В зависимости
от создаваемых преимуществ
Конкурентное преимущество является «внешним», если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя с точки зрения уровня качества, дизайна, особых характеристик. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации продукта. Она базируется на ноу-хау в сфере маркетинга, превосходстве предприятия в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, не удовлетворенных существующими товарами.
Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве (лидерстве) предприятия издержках производства и управления. Внутреннее преимущество обеспечивает большую рентабельность, устойчивость предприятия к снижению цены товара и поэтому представляет ценность для производителя. Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, - эта стратегия доминирования по издержкам. Она базируется главным образом на ноу-хау в сфере производства и управления.
Базовые стратегии конкуренции. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.
Под деловой стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы, или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Главной целью данной стратегии является создание и удержание конкурентных преимуществ предприятия. Совокупность бизнес-стратегий составляет основу портфельной (корпоративной) стратегии организации.
Существует
несколько направлений
Первые три направления М.Портер1 называет базовыми стратегиями, имея в виду их универсальную применимость (Рис. 9.). Вместе с тем, основой деловой стратегии могут быть и такие характеристики бизнеса, как инновации или глобализация.
Рис. 9. Три базовые стратегии по Портеру
Выбор конкретной
стратегии конкуренции
Условия реализации и риски лидерства в издержках
Стратегия
лидерства в издержках
Можно сказать, что лидерство в издержках – это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства.
Реализация конкурентных преимуществ на основе низких издержек возможна при следующих условиях:
Однако попытки достичь лидерства в издержках могут быть связаны с риском и даже потерей преимуществ. Например, концентрация внимания на уменьшении издержек, может помешать предприятию, увидеть уменьшающуюся чувствительность к цене или изменения в способах использования продукта.
К числу основных рисков, связанных с лидерством в издержках, можно отнести:
Таким образом, предприятие может потерпеть неудачу, если конкуренция приведет к неценовым стратегиям.
Преимущество в издержках относительно пяти сил конкуренции
Предприятие, лидирующее в издержках, получает эффективную защиту против пяти сил конкуренции:
Таким образом, способность предприятия–лидера устанавливать нижний предел отраслевых цен ограждает его рыночную позицию. В ценовой конкуренции проигрывают менее эффективные предприятия.
Цель и виды дифференциации
Целью дифференциации
является придание товару отличительных
(в сравнении с товаром
Дифференциация, или, другими словами, обособление товара на рынке, означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.