Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Обычно стресс ассоциируется с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными желаниями. Например, получение высокой оценки по итогам аттестации может способствовать продвижению по службе и повышению заработной платы, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием для долгожданного повышения и даже основанием для увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности. Таким образом, необходимы два условия, чтобы стресс из потенциального перешел в состояние реального: неуверенность работника и том, что он обязательно достигнет результата, и особая важность для него получения этого результата. Так, если продвижение в данной организации не представляет для работника существенного интереса, то он вряд ли будет испытывать состояние стресса в случае неудовлетворительной оценки результатов его работы в организации.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………….2
1. Сущность, причины и проявления стресса в организационном поведении персонала ………………………………………………………………………….4
1.1 Физиологический аспект ……………………………………..……….4
1.2 Модель стрессовой реакции …………………………..……………..10
1.3 Профессиональный стресс …………………………..……………….19
1.4 Причины и признаки стрессового состояния …………..…………..22
1.5 Анализ процесса реагирования …………………………...…………26
2. Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала предприятия ………………………………………………………….………….29
2.1 Стресс на работе …………………………………….….….…………29
2.2 Причины стресса на работе ………………………..…….…………..34
2.3 Причины, вызывающие рабочие стрессы ………….…….…………36
2.4 Последствия рабочего стресса ……………………….….…………..37
3. Условия снижения стресса в организации …………………..……………..39
3.1 Можно ли «выскочить» из стресса? ……………….…….……….... 39
3.2 Профилактика стресса ………………………………….……………40
3.3 Короткие советы по профилактике стресса …………..…………….43
3.4 Методы борьбы со стрессом …………………………….……….… 44
Заключение ………………………………………………………………………47
Список литературы. ……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая - Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится  на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Личностные факторы

Если мы обратим внимание на жизненные  ситуации и события, способные вызвать  стресс, то увидим, что некоторые  из них являются положительными и  благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные  способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности  наступления подобных ситуаций.

Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.

Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или  истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

Помните, что большую  часть вызывающих стресс ситуаций вы способны решить сами, не прибегая к  помощи специалистов.

Очень важно иметь  достаточный запас энергии и  силы воли для решения сложных  ситуаций - это одно из главных условий  активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

Вам необходимо понять и  принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, - неотъемлемая часть жизни.

Помните, что стрессовыми  ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

Для ослабления негативного  воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности  в себе и обеспечивающие вам эмоциональную  и моральную поддержку.

Преодолеть стрессовые ситуации могут помочь некоторые социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

 

1.5 Анализ процесса  реагирования

 

Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия «тревоги», следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия «сопротивления», характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия «истощения», которой соответствует стойкое снижение резервов организма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Развернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний «ответа на стресс», в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия.16

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии» - сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния - весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А - подверженных стрессу, В - устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается «выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности». Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.17

Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные  социально-экономические последствия  стресса - неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров - акцентируют внимание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения стресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала предприятия

 

2.1  Стресс на работе

 

Наиболее подвержены стрессам работники управленческого  аппарата (59%) и сферы обслуживания (52%).

Страх, неуверенность  в завтрашнем дне, «карьерная лихорадка» лежат в основе стресса.

Социальные и психологические  ситуации оказывают более вредное  воздействие на организм человека, чем физические и химические стресс-факторы.

Часто стресс-фактором становятся отношения между рядовыми работниками  и руководителями, особенно в случае, когда у подчиненных обострено  чувство несправедливости, а у  начальников берет верх самолюбие.

Причинами стрессовых ситуаций могут стать поручения руководителей, противоречащие функциональным обязанностям подчиненного, необходимость одновременного выполнения нескольких задач, слишком  сжатые сроки для той или иной работы, отсутствие морального и материального поощрения за хороший труд и т.д. Стрессовая «стоимость» любого конфликта выражается в увеличении нервного напряжения, резком уменьшении доверия к руководству и организации и в конце концов и в физиологических изменениях.

При этом появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе, подавляется чувство собственного достоинства, повышается артериальное давление, частота сердцебиения.

Лишение любимой работы, хотя бы временное, представляет опасность  для человека. Политический обозреватель Владимир Цветов, бывший долгое время корреспондентом в Японии, приводит такой пример. Рабочий, который распространял в одном из цехов концерна «Мацусита дэнки» газету коммунистов «Акахата», был подвергнут следующему наказанию: у входа на завод у проходной ему построили домик – однокомнатную будку – и сказали, что отныне его производственное задание – находиться в будке весь рабочий день и ничего не делать. Зарплату он получал исправно наравне с членами бывшей бригады. Через месяц вынужденного безделья у рабочего развился такой сильный стресс, что его отправили в больницу с нервным расстройством.

К факторам, способствующим развитию стресса и его вредных последствий, относятся:

1) вынужденная смена  работы на менее интересную, на  менее оплачиваемую, требующую больших физических и психических затрат;

2) неблагоприятные семейные  условия; жилищные и материальные  затруднения, асинхронный режим  работы супругов, дефицит времени  на ведение совместного домашнего хозяйства и др.

3) работа, сопряженная  с длительным сидением или стоянием, монотонная, требующая постоянного внимания и не позволяющая проявить творчество;

4) вынужденный уход  с удовлетворяющей человека работы;

5) резкое возрастание ответственности;

6) работа, связанная с  постоянным действием шума, температуры, влажности и вибрации, особенно на медленно адаптирующихся к внешней среде людей, для которых характерно тревожное состояние;

7) неумение ладить  с коллегами и т.д.

Ни у кого не вызывает сомнений, что критика, особенно недоброжелательная, задевающая чувство гордости, приводит к развитию достаточно сильного стресса. Только люди с очень сильным характером в состоянии без ощутимых вредных последствий выдержать критику. Для каждого из нас естественно ожидание одобрения собственных действий, поэтому критика вызывает сильную реакцию самозащиты.

Для предотвращения развития стресса у подчиненного руководитель не должен одергивать его без особой надобности, подвергать критике без  соблюдения элементарного такта.

Сегодня, как никогда  раньше, возникает острейшая проблема: на каждом предприятии, в каждом учреждении, организации дело должен возглавить лидер – человек высоких профессиональных и нравственных качеств, яркого ума, смелый, решительный и уверенный в себе.

Ведь от личности руководителя зависит, на каком счету находится возглавляемое им предприятие или учреждение, насколько успешно идут в нем дела, какова там нравственная атмосфера. С лидером не по должности, а по профессиональным, деловым, нравственным качествам связывают работники предприятия многое и в своей служебной биографии.

Американские психиатры  на основании изучения сотен больных  составили таблицу, по которой можно  «измерить» степень стресса. Они  обнаружили, что даже малейшее нарушение  установленного порядка, например, неправильная парковка автомобиля, вызывает у человека 11 единиц стресса (имеется в виду некая условная величина). Бурные праздники оборачиваются 12, а хлопоты, связанные даже с оформлением отпуска, – 13 единицами. Самым большим стрессовым напряжением ученые считают смерть близкого человека (100 единиц), развод (73 единицы), лишение свободы или смерть знакомых (63 единицы). Составители таблицы считают, что более 200 единиц стресса человек пережить не может.

Английские ученые на основании годичных наблюдений составили  шкалу стресса для полутораста профессий. Степень стрессовой нагрузки определили по частоте сердечных приступов, заболеваний, а также по количеству разводов, дорожно-транспортных происшествий, по распространению алкоголизма. Вот некоторые результаты по условной 10-балльной шкале: шахтеры – 8,3; полицейские – 7,7; журналисты и строители – 7,5; артисты и зубные врачи – 7,2; политические и общественные деятели – 7,0; врачи – 6,8; водители автобусов – 5,4; дипломаты и фермеры – 4,8. Наиболее благополучными оказались сотрудники библиотек и музеев – 2,8.

Среди представителей любой профессии есть много нервных людей, хотя ситуация, когда стресс принимает форму ярко выраженной болезни и сопровождается массой неприятностей (включая названные выше), все же распространена реже, нежели случаи «тайного стресса», стресса скрытого, который, если к нему не отнестись со всей серьезностью уже в зародыше, может получить нежелательное развитие и привести к деформации личности.

 

Исследование, проведенное  страховой кампанией St. Paul Fire and Marine Insurance Co., показывает, что, именно, проблемы на работе являются основной причиной жалоб на здоровье. Даже в большей  степени, чем материальные проблемы или неприятности в семье. Несмотря на то, что стресс это нормальная составляющая любой трудовой деятельности, некоторые люди начинают ассоциировать понятия стресс и работа.

Основываясь на данных the National Institute for Occupational Safety and Health (NIOSH) первыми  настораживающими симптомами перегрузок на работе являются: головные боли, нарушения сна, трудности концентрации внимания, вспыльчивость, расстройства пищеварения, неудовлетворение от проделанной работы, упадническое настроение.

На первопричину возникновения  стресса существует несколько взглядов.

Одна из точек зрения выделяет личностные характеристики. Индивидуальность характеров и, следовательно, способов справляться со стрессом определяет подверженность человека к стрессу. То, что вызывает огромный стресс у  одного человека, не будет казаться даже проблемой для другого.

С другой стороны научные  исследования доказывают, что определенные условия труда вызывают стресс практически  у всех типов личностей. Среди  них: повышенная нагрузка, долгие часы работы, нечастые и нерегулярные перерывы, рутинная работа, которая не способствует проявлению индивидуальных качеств сотрудника; определенный стиль управления персоналом, недостаточность дружеского общения и враждебная атмосфера, отсутствие эмоциональной поддержки, конфликты, неоправданные надежды, слишком большая ответственность, неуверенность в завтрашнем дне, недостаточные возможности для повышения; неудобное и даже опасное окружение, некомфортная температура и влажность в помещении, загрязнение воздуха, шум, скопление народа и эргономические проблемы.

Информация о работе Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации