Строительный рынок Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:14, дипломная работа

Описание работы

Любая строительная организация в России действует в условиях рынка, являясь рыночным и хозяйствующим субъектом, то есть представляет собой часть технологической цепочки (от добычи первичных ресурсов до проектировки и возведения сложных инженерных конструкций, зданий и сооружений). Поэтому организация должна определить ситуацию на рынке, экономическое состояние строительной отрасли в стране, интересы всех экономических субъектов; выработать стратегию с учётом перечисленных факторов и действовать в рамках этой стратегии для эффективной деятельности. Целью дипломного проекта является исследование и совершенствование деятельности предприятий строительного комплекса Нижегородского региона.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности предприятий строительного комплекса 6
1.1. Структура строительного комплекса 6
1.2. Особенности строительных предприятий 12
1.3. Внешняя среда строительных предприятий 14
Глава 2. Исследование рынка строительных услуг региона 24
2.1. Анализ статистических данных за 2002-2009 гг. 24
2.2. Анкетирование потребителей строительных услуг 38
2.3. Анализ деятельности крупных компаний строительной индустрии Нижнего Новгорода 46
Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности предпритятия строительного комплекса в России и Нижегородской области 54
3.1. Предпосылки и условия определяющие развитие строительного комплекса______54
3.2. Рекомендации по развитию строительного комплекса на федеральном уровне 56
3.3. Рекомендации по развитию строительного комплекса на региональном уровне 63
Заключение 70
Список литературы 76
Приложения 79

а

Файлы: 1 файл

диплом конец.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

В.4 Степень освоения территории во многом определяет затраты на строительство, т.к. дополнительные расходы (на инфраструктуру) могут превышать собственно строительные затраты в несколько раз.

В.5 Необходимость комплексного строительства промышленных объектов определяется невозможностью функционирования, например, промышленных зданий без складского хозяйства, инженерных сетей и т.п.

В.6 И, наконец, строителю  приходится учитывать и знать  технологические особенности тех отраслей, для которых ведётся строительство.4

Строительный комплекс представляет собой совокупность производств  и организаций, характеризующихся  тесными и устойчивыми экономическими, организационными и технологическими связями для получения конечного результата - обеспечения воспроизводства основных фондов народного хозяйства.

В составе строительного  комплекса можно выделить 5 групп  предприятий и организаций:

1 группа - постоянно действующие  строительно-монтажные организации  и предприятия строительной индустрии;

2 группа - предприятия,  поставляющие для строительства  предметы труда (предприятия машиностроения, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая  промышленность и т.п.);

3 группа - предприятия,  поставляющие средства труда  (строительное и дорожное машиностроение, производство оборудования для предприятий строительной индустрии и т.п.);

4 группа - предприятия  инфраструктуры строительства (предприятия  по ремонту машин, организации  материально-технического обеспечения;  специализированные транспортные предприятия; научно-исследовательские и проектные организации по строительству; учреждения по подготовке специальных кадров и т.п.);

5 группа - организации,  осуществляющие управление строительством (министерства, управления, департаменты и т.д.).

Из перечня видно, что  строительный комплекс шире понятия  строительной отрасли.

1.2. Особенности строительных предприятий

Строительная отрасль всегда играла первостепенную роль в решении социальных и экономических задач. Сегодня  строительство остается одним из приоритетных и основополагающих направлений в развитии общества.

К строительным организациям относятся все общестроительные и специализированные организации, включая ремонтно-строительные организации, тресты (управления) механизации и  домостроительные комбинаты, пусконаладочные организации, подрядные организации потребительской кооперации, буровые организации, осуществляющие строительство разведочных скважин на нефть и газ, а также строительство эксплуатационных скважин на нефть, газ и термальные воды, сооружаемых за счет инвестиций в основной капитал.

Рынок строительных услуг  в России на сегодняшний день достаточно широко представлен от ремонтно-строительных работ до нового строительства. Каждый сегмент этого рынка находится  на определенной стадии развития и имеет свои отличительные особенности.

На современном этапе, строительный комплекс РФ объединяет более 130 тыс. предприятий, в т. ч. 113,6 тыс. строительных организаций, 8,76 тыс. производителей стройматериалов, 10,8 тыс. проектно-изыскательских организаций. Около 80% работ приходится на организации частной формы собственности5.

Объем работ по договорам строительного подряда в 2007 г. составил около 1840 млрд. руб. (107% к 2006 г.) В 2008 г. объем составил 2192-2298 млрд. руб. (105,5-110% к 2007г.). (рис.1.1)6

Рис.1.1. Динамика объема строительных работ, млрд. руб.

Каждая строительная организация является элементом  экономики и имеет определенные финансовые взаимоотношения с другими  субъектами экономической системы. Такие взаимоотношения составляют сущность финансов предприятия. Следовательно, финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе его функционирования и увязанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.

Эти отношения можно  различать по следующим видам7:

- отношения с партнерами  по бизнесу, связанные с поставками  сырья, материалов, строительных  конструкций и изделий, топлива  и других материальных ресурсов, транспортировкой грузов на строительство,  обеспечением работы строительных машин, механизмов и т.п.;

- отношения с заказчиками  строительства, с потребителями  товаров с соответствии с заключенными  договорами;

- отношение с государством  при уплате налогов и других  выплат в бюджет и внебюджетные  фонды;

- отношения с заказчиками  строительства и потребителями товаров, а также с поставщиками материальных ресурсов и исполнителями оказания услуг по взысканию и уплате штрафов за нарушение договорных обязательств;

- отношения с банковской  системой по расчетам за соответствующие  услуги, при получении и погашении кредитов, при проведении расчетных операций с поставщиками и заказчиками, а также факторингу, трасту, залогу и другим банковским операциям;

- отношения со страховыми  компаниями по страхованию производственных  и финансовых рисков;

- отношения с работниками предприятия по выплате заработной платы и других видов доходов;

- отношения с акционерами  по выплате дивидендов;

- отношения с учредителями  по формированию уставного капитала  и распределению дохода;

- отношения с дочерними  предприятиями, филиалами, участниками, бригадами по поводу финансирования расходов и участия в распределении прибыли предприятия;

- отношения с товарно-сырьевыми  и фондовыми биржами по операциям  с производственными и финансовыми  активами;

- отношения с инвестиционными компаниями, фондами по осуществлению финансовых инвестиций.

 

1.3. Внешняя среда строительных  предприятий.

 

Одним из важнейших элементов  стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка. И угрозы, которые подстерегают компанию, и возможности, которые нам предоставляются, — все это присутствует именно в деловой среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь компанию поджидают покупатели, ресурсы, необходимые для нашего бизнеса.

Анализ внешних факторов помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть угрозы и возможности.

Внешнюю среду можно  условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение. Если на макроокружение нам трудно оказывать значительное влияние или контролировать его процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора нашей стратегии.

При анализе внешней  среды, в границах которой функционирует  компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. С этой целью используют методику под названием T.E.M.P.L.E.S. ( Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.8

Мы будем рассматривать  следующие факторы

    • технологии;
    • экономика;
    • политика;
    • законодательство;
    • окружающая среда;
    • общество.

 

Технологии

Попробуем ответить на некоторые  вопросы, касающиеся основных факторов, которые влияют на жизнь и деятельность. Рассмотрим технологические факторы:

    • новые информационные технологии;
    • новые стандарты оборудования;
    • новые виды изделий.

Научно-технические достижения серьезно изменяют среду функционирования фирмы. Появляются новые технологии, новые изделия, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие компании систематически отслеживают тенденции научно-технического прогресса, что положительно сказывается на их деятельности. Научно-технические разработки изменяют образ жизни потребителя, повышают качество удовлетворения потребителей. Научно-технические новинки появляются в дизайне, конструировании моделей, распределении и сбыте, маркетинге, тем самым оказывая влияние на общую стратегию организации.

Рассмотрим примеры  вопросов для анализа технологических факторов.

Как изменились взаимоотношения  между вами, вашими сотрудниками и  покупателями после внедрения новых  способов доставки товаров и в  связи с использованием новых  методов получения хранения и  обработки информации?

Повлияло ли на ваш  бизнес развитие Интернета и прочих дополнительных каналов связи?

Может ли ваша компания внедрять и использовать новые технологии (например дистанционное обучение)?

Появились ли на рынке новые технологии, применение которых позволяет вам изготавливать товары более высокого качества или увеличивать производительность труда?

Изменился ли срок жизни  вашего оборудования после появления  новых технологий?

Что вам известно о  новых разработках в той сфере, в которой функционирует ваша компания?

Имеются ли заметные нововведения в том, что связано с доставкой  товаров?

Изменились ли за последнее  время железнодорожные или иные тарифы?

Можно ли изменить состав вашей компании и насколько годятся для нее новые подходы к работе (например, когда ваши сотрудники выполняют основную часть работы не в офисе, а у себя дома, либо осуществляют связь с вами с помощью Интернета, находясь в других регионах страны)?

Оказывают ли влияние  на бизнес изменения в стоимости оборудования?

 

Экономика

Для того чтобы выработать правильную стратегию, руководству фирмы необходимо знать, какие экономические условия  деятельности имеются в регионе:

    • темпы роста отраслей;
    • динамика развития рынка и его насыщенность;
    • уровень инфляции и безработицы;
    • процентные ставки за кредит;
    • инвестиционная и налоговая политика;
    • политика в области заработной платы и цен;
    • налоговая база;
    • экономическая ситуация в регионе;
    • уровень доходов населения;
    • темпы роста экономики страны и отрасли;
    • внешнеторговые барьеры;
    • таможенная политика.

Поскольку мировая экономика  существенным образом влияет на жизнь  и деятельность компании, следует  тщательно анализировать общеэкономические  процессы (например, рост безработицы  и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или экспорт). В этой связи будет полезно ответить на некоторые вопросы:

Какие наблюдаются колебания  валютных курсов и влияют ли они  на ваших покупателей?

Зависит ли ваша компания от кредитных ставок, которые выдают банки соответственно от учетной ставки?

Растет ли занятость  в вашей отрасли?

Ограниченный или замедленный  рост в той или иной отрасли  нередко объясняется недостатком  профессиональных работников. Справедливо  ли это по отношению к вашей  компании?

Как на вас влияет изменение потребительского спроса?

Какие именно группы населения  тратят деньги на произведенную вами продукцию?

Существует ли внутренняя конкуренция в пределах России с  другими регионами, в которых  производят аналогичную продукцию, или вы конкурируете со странами СНГ и другими странами?

 

 

Политика

Политические факторы  серьезно влияют на разные виды бизнеса. Особенно заметно это в такой  стране, как Россия, где политическая система находится в фазе становления. Обычно к политическим факторам относят:

    • политическую ситуацию в стране;
    • стабильность;
    • лояльность властей;
    • протекционизм в отрасли;
    • наличие административных барьеров;
    • систему охраны собственности.

Информация о работе Строительный рынок Нижегородской области