Строительный рынок Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:14, дипломная работа

Описание работы

Любая строительная организация в России действует в условиях рынка, являясь рыночным и хозяйствующим субъектом, то есть представляет собой часть технологической цепочки (от добычи первичных ресурсов до проектировки и возведения сложных инженерных конструкций, зданий и сооружений). Поэтому организация должна определить ситуацию на рынке, экономическое состояние строительной отрасли в стране, интересы всех экономических субъектов; выработать стратегию с учётом перечисленных факторов и действовать в рамках этой стратегии для эффективной деятельности. Целью дипломного проекта является исследование и совершенствование деятельности предприятий строительного комплекса Нижегородского региона.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности предприятий строительного комплекса 6
1.1. Структура строительного комплекса 6
1.2. Особенности строительных предприятий 12
1.3. Внешняя среда строительных предприятий 14
Глава 2. Исследование рынка строительных услуг региона 24
2.1. Анализ статистических данных за 2002-2009 гг. 24
2.2. Анкетирование потребителей строительных услуг 38
2.3. Анализ деятельности крупных компаний строительной индустрии Нижнего Новгорода 46
Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности предпритятия строительного комплекса в России и Нижегородской области 54
3.1. Предпосылки и условия определяющие развитие строительного комплекса______54
3.2. Рекомендации по развитию строительного комплекса на федеральном уровне 56
3.3. Рекомендации по развитию строительного комплекса на региональном уровне 63
Заключение 70
Список литературы 76
Приложения 79

а

Файлы: 1 файл

диплом конец.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

При этом следует учитывать  такие важные движущие силы, как  изменение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма. Нельзя сбрасывать со счетов угрозу вооруженных конфликтов, резкое сокращение импорта или экспорта, введение эмбарго и различных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление.

При анализе внешней  ситуации (с необходимостью учитывающей  и политические факторы) необходимо ответить на целый ряд вопросов. Укажем основные:

Каких ближайших по времени  политических решений можно ожидать  от ныне существующего (или нового) правительства?

Какое влияние на ваш  бизнес оказывают новые программы, которые исходят от правительства?

Считаете ли вы, что  законодательные органы оказывают  позитивное и стабилизирующее влияние  на бизнес вообще и на ваш бизнес в частности? Можете ли вы планировать какие-то факторы на основании принятых сверху решений?

Насколько хорошо вы представляете  себе внешнюю политику страны?

Можете ли вы с достаточной  долей уверенности предугадать, как государственная политика воздействует на ваш бизнес? (Вполне вероятно, что эмбарго, либо те или иные торговые ограничения, либо установление или разрыв отношений с определенными странами сильно повлияют на вашу компанию.)

Могут ли повлиять на ваш  бизнес какие-либо политические изменения (если они будут связаны с поставщиками необходимого вам сырья, материалов и пр.)?

Сможет ли ваша компания адекватно функционировать, если работа производится на условиях аутсорсинга  или в тех государствах, которые  являются рынками для вашей страны?

 

Законодательство

Изменения в законодательстве прямо воздействует на многие виды деловой активности. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (так, введение налогового учета в России оказало сильное влияние на деятельность предприятий, которым пришлось организовывать введение дополнительного учета), и в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с введением тех или иных санкций и правил, изменениями в законодательстве о труде и в работе).

При анализе изменений  в законодательстве необходимо ответить на следующие вопросы:

Какие возможные изменения  в существующем законодательстве могут  повлиять на вашу компанию? (Например, изменения в законе о трудоустройстве, в законах, регулирующих безопасность окружающей среды и т.п.)

Какие законодательные  изменения могут осуществлять местные органы власти (например, предоставление грантов)?

Помогает ли вам действующее  в настоящее время законодательство защищаться от конкурентов?

Понимаете ли вы, какие  шаги необходимо предпринять, чтобы  и позиция, и положение на рынке вашей компании было максимально неуязвимым или, но крайней мере, не было связано с риском?

Окружающая среда

В настоящее время  все большее число компаний уделяет  внимание состоянию окружающей среды. Поэтому круг вопросов, связанных  с ее защитой, играет важную роль при стратегическом планировании многих развивающихся производств и компаний. При анализе окружающей среды возникают следующие вопросы:

С какими проблемами экологического характера приходится сталкиваться вашему предприятию?

Есть ли у вас конкуренты, которые в своей маркетинговой политике используют вопросы экологии и защиты окружающей среды? Добиваются ли они в этом успеха?

Использует ли ваша компания вторичное сырье?

Установлено ли на вашем  предприятии оборудование, которое  защищает окружающую среду от вредных выбросов?

Внедряете ли вы новые  способы использования вторичного и переработанного сырья при  организации производства на своем  предприятии?

Есть ли какие-то группы влияния, которые связаны с тем, чтобы воздействовать на вашу компанию через факторы, связанные с угрозой окружающей среде?

 

Демографические факторы

При разработке стратегии  развития (особенно в случае долгосрочной стратегии) многие компании нередко  учитывают также демографические  факторы. Если компания обеспечивает население такими услугами и товарами, которые дифференцированы либо по возрастным категориям покупателей, входящих в различные группы, либо по половому признаку, то проведение такого анализа может оказаться чрезвычайно ценным вкладом в разработку стратегии. Так, в настоящее время в России наблюдается рост рождаемости, в результате чего увеличивается спрос на соответствующие товары и услуги. Значит, этот фактор стимулирует развитие именно тех отраслей, которые связаны с производством товаров и услуг для удовлетворения многообразных запросов и потребностей молодых семей.

На демографическую  ситуацию немалое влияние оказывают  специфические особенности регионов, где размещаются данные компании или предприятия. Например, может  иметь место постоянный приток или, наоборот, отток населения из региона; национальный состав зачастую играет определяющую роль в структуре спроса.

При анализе демографических  факторов обычно задают следующие вопросы:

Как вы считаете, изменяется ли население вашей страны по тем  или иным демографическим показателям?

Увеличивается ли рождаемость?

Каково процентное соотношение  между мужчинами и женщинами  в вашей стране (городе, регионе)?

Какой процент от общего числа дееспособного населения  составляют молодые и пожилые  люди?

 

Социальные  факторы

Деятельность предприятия нередко в существенной степени зависит от различных социальных факторов. Они могут включать в себя социальные потребности и запросы, определяющие жизнедеятельность сотрудников данного предприятия; вопросы, связанные с общественной жизнью региона, где расположено предприятие.

Вот ряд социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия:

    • демографическая ситуация в регионе;
    • половозрастная структура населения;
    • средний уровень дохода и прожиточный минимум;
    • культурная среда и моральные ценности, религия;
    • уровень образования.

К социальным факторам, играющим существенную роль в функционировании предприятия, относят также способ привлечения сотрудников к профессиональной деятельности и в составе вашего предприятия, а именно: насколько  значима и/или престижна для них работа в штате предприятия или же они вполне удовлетворяются работой по контракту.

Кроме того, к социальным факторам можно отнести стиль  жизни ваших работников; степень  их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношениях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания людей от работы вашей организации; различные риски, опасения и пр.

При анализе социальных факторов будет полезно ответить на следующие вопросы:

Считается ли ваше предприятие градообразующим?

Зависит ли от него социальная жизнь тех групп населения, которые  прямо либо косвенно связаны с  деятельностью вашего предприятия?

Можете ли вы назвать  какие-либо конкретные услуги, которые  ваше предприятие предлагает определенным группам населения, живущим в непосредственной близости от вашего предприятия?

а

 

 

 

 

а

а

а

аа

Глава 2. Исследование рынка строительных услуг региона

2.1. Анализ статистических данных за 2002-2009 гг.

 

Строительный комплекс Нижегородской области за период 2002-2009 годы характеризуется положительной тенденцией роста основных показателей. Так, инвестиции в основной капитал за этот период возросли с 15,4 до 57,0 млрд. рублей, объемы подрядных работ с 7,0 до 24,5 млрд. рублей. Среднегодовой индекс физического объема (ИФО) отрасли за этот период составил 112% (без данных за 2008 год).

В структуре валового регионального продукта (ВРП) области  отрасль «Строительство» составляет 7%.

Одним из основных показателей  развития строительной отрасли являются объемы жилищного строительства, ежегодный темп роста ИФО которого за этот период составил 105%. В 2008 году в области было введено 738,4 тыс.кв.метров жилья.

В период 2002-2008 годы тенденции роста объемов работ сопутствовали рост как количества организаций, работающих в отрасли, так и их численность, в 2008 году численность составляет около 86 тыс.человек.

В настоящее время  в отрасли зарегистрировано ~ 3,0 тыс. организаций, в том числе 94% - малые  предприятия (численностью менее 100 чел.), которыми выполняется 62% объема подрядных работ. Крупные и средние организации, составляющие 6% от общей численности, выполняют соответственно 38% работ.

Из общего объема жилья, вводимого в области, более половины строится в г.Н.Новгороде. На жилищном строительном рынке областного центра работают свыше 50 организаций, наиболее крупными из них по объему вводимого жилья в 2008 году являлись:

- ЗАО «Стройинвестрегион» - 55 тыс. кв.м.;

- ООО «Жилстрой - НН» - 31 тыс. кв.м.;

- ООО «Нижегородстрой» - 27,7 тыс. кв.м.;

- ОАО «ДСК - 2» - 20 тыс.кв.м.;

- ЗАО «Выбор» - 20 тыс. кв.м.;

- МУ «Глав УКС», г.Н.Новгорода - 13 тыс.кв.м.

Мощность индустриального  домостроения в настоящее время  составляет около 300 тыс. кв. м в год. В 2008 году такого жилья было построено около 100 тыс.кв.м. или 30% от имеющихся возможностей. На 2009 год запланировано около 165 тыс. кв.м. панельного жилья.

Структура жилищного  строительства в г.Н.Новгороде по итогам 2008 года выглядит следующим образом:

кирпичные

- 77,0%

крупнопанельные

- 14,7%

монолитные

- 1,0%

каркасно - монолитные

- 5,5%

панельно-кирпичные

- 1,9%


 

 

Состояние промышленности строительных материалов

Главной составной частью строительного комплекса является отрасль промышленности по выпуску  строительных материалов, на ее долю приходится около 70% материальных ресурсов потребляемых строительством.

Отрасль с самого ее создания была сориентирована на выпуск изделий  и конструкций жилья в крупнопанельном  и частично кирпичном исполнении, причем для объектов социальной сферы  применялось в основном каркасно-панельное и кирпичное исполнение, а для промышленных объектов - сборное железобетонное и тяжелое монолитное исполнение.

Таблица 2.1

Объем производства промышленной продукции (работ, услуг) в фактических ценах по полному кругу предприятий, млрд.руб.

 

2004

2005

2006

2007

2008

Промышленность Нижегородской  области в целом

107,0

126,0

162,2

196,4

227,5

Промышленность строительных материалов Нижегородской области

1,5

2,1

3,4

3,8

4,45

Промышленность строительных материалов России

116,0

153,0

184,0

217,0

-


 

 

 Анализируя текущую ситуацию, необходимо отметить, что по отношению к 1990 году (дореформенному) производство большинства  видов продукции отрасли резко  снизилось. По сравнению с 1990 годом  выпуск стеновых материалов сократился на 52,9%, строительного кирпича - на 44,3%, технологической извести - на 46,4%, КПД и сборных железобетонных изделий и конструкций - на 2/3, минеральной ваты - на 29,5%, строительных нерудных материалов - на 94%. Динамику развития предприятий промышленности строительных материалов за последние годы можно проанализировать на следующих данных (табл. 2.1, 2.2).

Таблица 2.2

Индексы объема производства продукции, в % к предыдущему году

 

2004

2005

2006

2007

2008

Промышленность Нижегородской  области в целом

105,2

100,2

106,0

107,0

101,5

Промышленность строительных материалов Нижегородской области

98,8

104,0

101,7

100,6

115,4

Промышленность строительных материалов России

113,0

106,0

103,0

106,4

-

Информация о работе Строительный рынок Нижегородской области