Субъекты и объекты управления в муниципальном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - определить каково взаимодействие между субъектами и объектами управления в муниципальном менеджменте и каковы пути повышения эффективности российского муниципального менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
раскрыть понятия: «муниципальное образование» и «органы местного самоуправления»;
рассмотреть признаки и виды муниципальных образований;
выявить состав органов местного самоуправления, их функции и полномочия;
проанализировать пути повышения эффективности российского муниципального менеджмента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Муниципальное образование, как объект управления в муниципальном менеджменте
1.1 Понятие муниципального образования…………………………………………………..5
1.2 Признаки муниципального образования…………………………………………………6
1.3 Виды муниципальных образований……………………………………………………....6
1.4 Город как муниципальное образование…………………………………………………..8
Глава 2. Органы местного самоуправления, как субъект управления в муниципальном менеджменте
2.1 Состав органов местного самоуправления, их функции и полномочия……………..10
Глава 3. Пути повышения эффективности российского муниципального менеджмента
3.1 Достижение нового качества местного самоуправления…………………………………..23
3.2 СЭПИН — универсальная технология эффективной реализации стратегий устойчивого развития местного сообщества……………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………. ……………………………………………..34
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

курсовая!.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

Югорский государственный  университет

 

Юридический факультет 

 

Кафедра менеджмента

 

Дисциплина __________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

Студентки Гайдуковой Ольги

 

на тему:    Субъекты и объекты управления в муниципальном менеджменте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель   Прокопьева В.Г              

____________________________________

 «___»_____________20__ г.                               

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск

 

2007

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Муниципальное образование, как  объект управления в муниципальном менеджменте

   1.1 Понятие  муниципального образования…………………………………………………..5

  1.2 Признаки муниципального образования…………………………………………………6

   1.3 Виды  муниципальных образований……………………………………………………....6

   1.4 Город  как муниципальное образование…………………………………………………..8

Глава 2. Органы местного самоуправления, как  субъект управления в муниципальном менеджменте

   2.1  Состав  органов местного самоуправления, их функции и полномочия……………..10

Глава 3. Пути повышения эффективности  российского муниципального менеджмента

   3.1  Достижение нового качества местного самоуправления…………………………………..23

3.2 СЭПИН — универсальная технология эффективной реализации стратегий устойчивого развития местного сообщества……………………………………………………………………..27

Заключение……………………………………. ……………………………………………..34

Список использованных источников…………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Местное самоуправление имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности, где пирамида формирования и удовлетворения потребностей принципиально перевернута: не государство определяет то, что нужно местному сообществу и в каком объеме, а само население посылает импульсы–требования к местной власти, а она, в свою очередь, – государству. Суть в том, что полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально приближенном к населению уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость цикла оказания услуг. Поэтому именно местное самоуправление, являясь властью местного сообщества, может реализовать эту идею в силу знания местных условий, интересов совместного проживания и хозяйствования, а также подконтрольности его органов власти населению. Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления лежит  удовлетворение или реализация общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества. Поэтому основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных (всеобщих) интересов граждан. Чем богаче и благополучнее будут эти хозяйствующие субъекты, тем полнее будет местный бюджет, а отсюда – наиболее полно будут удовлетворяться нужды местного населения. При этом целью органов местного самоуправления является не только координация (регламентация) хозяйственной деятельности этих субъектов, но и создание благоприятных условий, в которых она протекает.

Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом – муниципальное образование, главной целью – удовлетворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Исходя из специфики управленческой деятельности органов местного самоуправления применительно к уровню муниципальных образований, следует говорить о муниципальном управлении, которое включает и менеджмент, и маркетинг территории, и стратегическое планирование, и координацию деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования, с целью удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Данную курсовую работу я посвятила следующему вопросу - взаимодействие субъекта и объекта  управления в муниципальном менеджменте.

Таким образом, цель данной работы - определить каково взаимодействие между субъектами и объектами управления в муниципальном менеджменте и каковы пути повышения эффективности российского муниципального менеджмента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  1. раскрыть понятия: «муниципальное образование» и «органы местного самоуправления»;
  2. рассмотреть признаки и виды муниципальных образований;
  3. выявить состав органов местного самоуправления, их функции и полномочия;
  4. проанализировать пути повышения эффективности российского муниципального менеджмента.

Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из следующих частей:

  1. введение, в котором определяется цель и задачи для ее реализации;
  2. первая глава, в которой сформулировано понятие «муниципальное образование», приведены его основные признаки и виды.
  3. вторая глава, в которой сформулировано понятие «органы местного самоуправления», их состав, функции и полномочия.
  4. третья глава. В ней представлены такие пути повышения эффективности российского муниципального менеджмента, как достижение нового качества местного самоуправления и СЭПИН.
  5. заключение, содержащее общие выводы в целом по работе;
  6. библиографический список, состоящий из 15 наименований использованных источников.

 

 

 

 

 

Глава 1. Муниципальное образование, как объект управления в муниципальном менеджменте.

    1. Понятие муниципального образования.

 

Впервые термин «муниципальное образование» был введен в юридическую практику Гражданским кодексом РФ. Однако ни в Конституции РФ, ни в Гражданском кодексе прямых определений понятию «муниципальное образование» не дается. При сопоставлении Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса напрашивается вывод, что под муниципальным образованием следует понимать некую территорию, на которой проживает население (необязательно компактно и оседло), или часть городской территории (район в городе), приобретшую особый статус (статус муниципального образования), позволяющий им участвовать в гражданских правоотношениях, осуществлять самостоятельную социальную и экономическую политику.

Впервые определение  муниципального образования встречается  в Федеральном законе «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. В нем  муниципальное образование Представлено как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». В новой версии закона 2003 г. производится конкретизация правового статуса данной единицы путем отнесения ее к одному из типов, компетенция которого особо оговаривается в других статьях вышеназванного закона. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2003 г., «муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».

Вместе с  понятием «муниципальное образование» в учебной и научной литературе часто используется понятие «муниципалитет», которое в европейских странах принято относить, прежде всего, к урбанизированным муниципальным образованиям, имеющим статус города или поселка городского типа. Однако в российском законодательстве понятие «муниципалитет» практически не используется, из-за чего не проводится правовых различий между городскими и сельскими муниципальными образованиями.

 

 

 

 

    1.  Признаки муниципального образования.

 

Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Эти признаки следует квалифицировать как юридические Признаки муниципальных образований. Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономий.

Перечислим  эти признаки.

  1. Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую Прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.
  2. Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчеркивающее ее влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.
  3. Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.
  4. Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчета и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения.

 

1.3. Виды муниципальных образований

 

В соответствии с новым федеральным законом  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», все муниципальные образования делятся на муниципальные поселения, муниципальные районы и городские округа. Территория субъекта федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями и городскими округами. Территории всех поселений входят в состав муниципальных районов.

Наличие в  прежней редакции закона двухуровневой  системы местного самоуправления, включающей сосуществование двух типов муниципальных образований — поселений и районов — положило начало формированию двух моделей организации муниципальной власти — поселенческой и районной, различие между которыми рассматривалось значимым скорее по форме, чем по содержанию. Отсутствие в этой системе категории городских округов вызвало к жизни проблему определения города как муниципального образования, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от муниципальных образований неурбанизированного типа. Выделение городского округа в качестве самостоятельной единицы в перечне муниципальных образований подчеркивает особую роль городов как носителей функции местного самоуправления. В соответствии с новой версией закона, российские города могут быть представлены в виде одной из двух юридических единиц: городского поселения и городского округа. Закон разводит компетенцию между двумя видами городских муниципальных образований, закладывая в основу этого разделение полномочий между поселенческим и районным звеньями управления. И это обстоятельство свидетельствует об осознании значения, которое имеют города в экономической жизни страны.

Городское поселение  — это город или поселок  с прилегающей территорией, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В границах городского поселения могут находиться один город или поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта федерации. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом соответствующего субъекта федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры на территории.

В отношении сельских поселений закон устанавливает  количественную норму, ограничивающую статус такого поселения численностью более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и общей территорией нескольких сельских населенных пунктов с численностью менее 1000 человек каждый. В случае, если численность населения такого населенного пункта составляет менее 1000 человек, этот населенный пункт входит в состав городского или сельского поселения. Исключение делается для территорий с низкой плотностью населения и в труднодоступных районах с численностью менее 100 человек, которые имеют право (при условии решения схода граждан) не входить в состав другого поселения.

Что касается границ муниципального района, то они  устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также переданных для реализации отдельных государственных полномочий.

Таким образом, закон четко разделяет границы  между тремя видами муниципальных образований, вводя ряд принципиальных ограничений в отношении возможных пересечений границ между ними:

  • границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;
  • территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;
  • территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

 

1.4.  Город как муниципальное образование

 

Города остаются наиболее крупными муниципальными образованиями на территории РФ. По данным переписи населения 2002 г., городские жители составляют 73,3 % (на 0,1 % меньше, чем по итогам предыдущей переписи). Большинство их сконцентрировано в Центральном федеральном округе — 304 города. Меньшинство — в Дальневосточном федеральном округе — 70 городов1. Градостроительный кодекс РФ разделяет города по численности населения на: малые (до 50 тыс. человек), средние (от 50 до 100 тыс. человек), большие (от 100 до 250 тыс. человек), крупные (от 250 до 1 млн. человек), крупнейшие (свыше 1 млн. человек).

Информация о работе Субъекты и объекты управления в муниципальном менеджменте