Сущность и особенности мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

В процессе написания курсовой работы я использовала приказы ФТС РФ, учебную литературу. Таким образом, комплекс отобранных источников даёт всестороннее представление о теме моей курсовой работы. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3-х глав, заключение, список использованных источников и литературы и приложение. Во введении представлены актуальность, цели и задачи данной работы. Первая глава раскрывает общие положения по мотивации и модели мотивации. Во второй раскрываются особенности материального и нематериального стимулирования применительно к таможенной сфере. Заключение содержит выводы, сделанные на основе двух ранее представленных глав.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Понятие и основная характеристика мотивации персонала 5
1.2 Модели (концепции) мотивации персонала и их использование с целью стимулирования персонала 7
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНОЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ЦЕЛЬЮ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 Порядок осуществления материального стимулирования сотрудников таможенных органов 13
2.2 Построение системы нематериального стимулирования в таможенных органах………………………………………………………………………………….18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 22
3.1 Недостаток применения достижительной теории мотивации сотрудников в таможенной службе 22
3.2 Социальное самочувствие работников таможенной службы и их отношение к администрации 23
3.3 Пути решения проблем мотивации сотрудников таможенных органов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

курсовая по там менеджменту.docx

— 127.27 Кб (Скачать файл)

Источник: Марченко Т.А. Адаптация и мотивация сотрудников таможенных органов: материалы теоретико – прикладного исследования. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. – 132 с.

Мы видим, что по Ростовской таможне самый  высокий процент тех, кого заработок  совершенно не устраивает. Такое положение  дел можно интерпретировать следующим  образом:

  1. возможно, заработок действительно мал и люди «еле сводят концы с концами»;
  2. социальное самочувствие и социальное настроение по этому вопросу имеет для большинства опрошенных негативный характер из-за не столько недостаточного, сколько «несправедливого» денежного вознаграждения.
  3. не устраивают «различные обстоятельства», от которых зависит заработок
  4. ориентиром служат более обеспеченные социальные слои.

Чтобы проверить, какая из версий наиболее адекватно отражает реальное положение, обратимся к анализу распределения ответов на вопрос: «От чего (или от кого) прежде всего зависят Ваши заработки?» (в % к числу опрошенных).

Табл.6

«Распределение ответов  на вопрос: «От чего (или от кого) прежде всего зависят Ваши заработки» (в % к числу опрошенных)»

Шкала ответов

Средний %

Ростовская таможня

Оперативная таможня

СОБР

От непосредственного начальника

17,5

13,5

18,5

21,0

От результатов деятельности подразделения

11,0

18,0

4,5

10,5

От моих личных трудовых усилий

15,0

4,5

11,7

29,0

От других обстоятельств

35,3

44,5

35,3

27,5

Затрудняюсь ответить

19,5

16,5

30,0

13,0


Источник: Марченко Т.А. Адаптация и мотивация сотрудников  таможенных органов: материалы теоретико – прикладного исследования. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. – 132 с.

Судя по приведённому здесь распределению  ответов, личные трудовые усилия, результаты деятельности подразделения слабо  отражаются на заработках. По Ростовской таможне особо низко оцениваются  в этом плане личные усилия –  всего 44,5% от числа опрошенных полагают, что их заработок зависит от личных трудовых усилий.

Из таблицы 5 мы видим, что средний  процент по опрошенным, кого устраивает заработок, - 8,9%, а кого не устраивает (скорее не устраивает и «совершенно  не устраивает») – 78,5% от числа опрошенных. Средний показатель по таблице 6 показывает, что только 15% полагают, что их заработок зависит от личных трудовых усилий.

Итак, опрошенных не устраивает заработок и в количественном плане, и особенно его несоответствием личным трудовым усилиям и иным обстоятельствам, от которых зависит величина заработка.

Факторный анализ рассматриваемых  переменных (Таблица 6) выводит результаты подразделения и личные усилия на весьма второстепенное место среди факторов, определяющих заработок. Причём только 4,5% опрошенных в Ростовской таможне считают, что их заработок зависит от личных усилий, и 4,5% от числа опрошенных работников оперативной таможни полагают, что заработок зависит от результатов деятельности подразделения.

Отношение к администрации выявляется при помощи опроса сотрудников таможенных органов.

Табл.7

«Распределение ответов  на вопрос: «Оцените деятельность Вашей администрации (в % к числу опрошенных»»

Шкала ответов

Средний %

Ростовская таможня

Оперативная таможня

СОБР

а)администрация могла бы сделать больше, но многое зависит не от неё, а от общего положения в стране

 

37,0

50,0

44,0

б)администрация могла бы сделать больше, но ей не хватает компетентности, настойчивости

 

30,4

9,0

11,0

в)администрация не заинтересована в улучшении дел на предприятии, так как материальная обеспеченность руководителей не зависит от результатов деятельности предприятия

 

35,5

9,0

30,0

г)усилия администрации дают положительные результаты

 

0

8,0

6,0

д)затрудняюсь ответить

 

7,5

24,0

9,0


Источник: Марченко Т.А. Адаптация и мотивация сотрудников таможенных органов: материалы теоретико – прикладного исследования. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. – 132 с.

Приведённые здесь обобщённые индивидуальные настроения опрошенных позволяют судить о следующем: обобщённые оценки по поводу деятельности администрации не являются оптимистичными – оценки невысокие.  [6]

3.3 Пути  решения проблем мотивации сотрудников таможенных органов

Я бы хотела предложить следующие  методы решения вышеизложенных проблем мотивации сотрудников таможенных органов путём применения правил для материального и нематериального стимулирования.

Советы по материальному стимулированию:

  • по возможности не ухудшайте условия труда сотрудника – это демотивирует
  • создайте максимально прозрачную и понятную систему штрафов и премий
  • повышайте базовую зарплату только вместе с рынком и только при отсутствии нареканий к работе сотрудника. Помните: сама по себе базовая зарплата не мотивирует сотрудников!
  • при формировании мотивационной схемы задайте себе главный вопрос: «Какого поведения сотрудников я хочу добиться с её помощью?»
  • принимайте решения о взысканиях и вознаграждениях только на основе объективных критериев. Открыто доносите до сотрудников свои решения о премиях и штрафах
  • вознаграждайте не только за результаты, но и за усилия
  • используйте смешанную зарплатную схему (переменная и постоянная часть)
  • используйте чувство здоровой конкуренции между сотрудниками для повышения результатов подразделения
  • увеличивайте долю переменной части дохода с ростом ответственности и повышением роли сотрудника в компании
  • проводите коллективные и индивидуальные встречи с сотрудниками, объясняя мотивационные схемы и возможности по получению максимального дохода

Советы по нематериальному стимулированию:

  • предоставляйте сотрудникам максимальные возможности для обучения
  • как можно чаще говорите (не только лично, но и публично) о том, что сотрудники ценны для вас и для компании
  • создайте в компании максимум возможностей для творческой и профессиональной самореализации сотрудников. Проводите корпоративные мероприятия, конкурсы, собрания, особые проекты и пр.
  • демонстрируйте дружелюбие, позитивное отношение к сотрудникам
  • оказывайте сотрудникам максимальное доверие, но не давайте им злоупотреблять
  • фокусируйтесь на сильных сторонах сотрудников, а не на их недостатках
  • поддерживайте людей эмоционально, особенно в кризисных ситуациях
  • учитывайте интересы сотрудников при принятии решений
  • используйте при управлении людьми такие аргументы, как принадлежность к коллективу, потребность в признании, стремление к новым проектам.   [7]

На мой взгляд, используя данные советы, можно свести к минимуму проблемы мотивации сотрудников  таможенных органов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс возникновения мотивации очень  сложен и зависит от конкретного  человека, его индивидуальных личностных особенностей и от той ситуации, в которой он находится.

Наиболее  эффективной считается такая  система мотивации, при которой  в соответствии с возможностями  компании и потребностями сотрудников  разработаны и реализуются разнообразные  формы мотивации.

Все факторы  мотивации можно разделить на материальные и нематериальные стимулы. Как известно, «не хлебом единым жив человек»! Другими словами, недостаточно мотивировать сотрудников только при  помощи заработной платы. Кроме системы  материального стимулирования в  компании должна быть разработана дополнительная система нематериальной мотивации  сотрудников, ориентированная на удовлетворение их психологических, внеэкономических, но тоже очень важных и значимых потребностей.

На современном этапе в государственной службе интересы руководства включают в себя привлечение компетентных работников и сохранение ценных кадров, создание сильной мотивации персонала и повышение его работоспособности.  
 Кадры считаются самым ценным, что есть в любой организации и постоянное мотивирование служебно-профессиональной деятельности государственных служащих на основе баланса интересов служащих и потребностей организации должно сопровождаться исследованием мотивов и потребностей современного кадрового корпуса государственной службы.

Специфика мотивации персонала государственных  служащих России заключается в том, что профессиональная деятельность государственных служащих имеет множество составляющих и основывается не только на различных нормативах, требованиях, предписаниях и т.п., но и на личностном отношении каждого работника к своей профессии, их мотиваций, удовлетворенности, видения собственных перспектив и т.д. 

В заключение, хотелось бы отметить, что в связи  с численностью состава таможенных органов, необходимо расширить штат психологов, это будет способствовать эффективности стимулирования мотивации  труда сотрудников.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ ФТС от 11.10.2007г. №1258 «Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования должностных лиц территориальных органов Федеральной Таможенной Службы»
  2. Приказ ФТС от 30.10.2006г. №1058«Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации»
  3. Приказ ФТС от 12.11.2008г. №587 «О материальном стимулировании должностных лиц таможенных органов управления за III квартал 2008 года»
  4. Приказ ФТС от 1.10.2004г. №97 «Об утверждении положений о наградах и почётной грамоте Федеральной таможенной службы и положений о нагрудных знаках и медалях ФТС России»
  5. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. - М.:Феникс, 2008. – 228с.
  6. Марченко Т.А. Адаптация и мотивация сотрудников таможенных органов: материалы теоретико – прикладного исследования. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. – 132 с.
  7. Богин И. 101 совет по мотивации. - Изд-во: Альпина Паблишерз, 2010 г. - 49 с.
  8. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей. – СПб.: Питер, 2003. – 445с.
  9. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2004. – 504 с.
  10. Мартова К.В., Тимошкина Е.В., Белоус Е.Н. Мотивация на вырост, или бонус за достижение цели//Справочник по управлению персоналом. – 2005. - №7. – с.82-85
  11. Михайлов Г.С., Тарасенко А.В. Диалоговая модель принятия управленческих решений//Журнал прикладной психологии. – 2004. - №1. – с.2-15
  12. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. -  М.: Эксмос, 2000. – 351с. 
  13. http://bibl.tikva.ru
  14. http:wikipedia.ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 «Выделение из федерального бюджета на материальное стимулирование должностных лиц таможенных органов управления за III квартал 2008 года»

----T--------------------------T--------------T---------------T-----------¬

¦N  ¦Наименование таможенного ¦Сумма         ¦Сумма          ¦Единый     ¦

¦п/п¦органа                    ¦материального ¦материального  ¦социальный ¦

¦   ¦                          ¦стимулирования¦стимулирования ¦налог на   ¦

¦   ¦                          ¦для выплаты   ¦для выплаты    ¦оплату     ¦

¦   ¦                          ¦сотрудникам   ¦федеральным    ¦труда ФГГС ¦

¦   ¦                          ¦(тыс. руб.)   ¦государственным¦(тыс. руб.)¦

¦   ¦                          ¦              ¦гражданским    ¦           ¦

¦   ¦                          ¦              ¦служащим (ФГГС)¦           ¦

¦   ¦                          ¦              ¦(тыс. руб.)    ¦           ¦

+---+--------------------------+--------------+---------------+-----------+

¦1  ¦Центральное таможенное    ¦       6130,50¦        8269,20¦    2166,50¦

¦   ¦управление (аппарат)      ¦              ¦               ¦           ¦

+---+--------------------------+--------------+---------------+-----------+

¦2  ¦Московская южная таможня ¦       1797,70¦        4259,00¦    1115,80¦

+---+--------------------------+--------------+---------------+-----------+

¦3  ¦Московская восточная      ¦       1854,20¦        3638,70¦     953,30¦

¦   ¦таможня                   ¦              ¦               ¦           ¦

+---+--------------------------+--------------+---------------+-----------+

¦4  ¦Московская западная       ¦       1378,90¦        3229,80¦     846,20¦

¦   ¦таможня                   ¦              ¦               ¦           ¦

+---+--------------------------+--------------+---------------+-----------+

¦5  ¦Московская северная       ¦       1397,90¦        2975,80¦     779,70¦

¦   ¦таможня                   ¦              ¦               ¦           ¦

+---+--------------------------+--------------+---------------+-----------+

¦6  ¦Центральная оперативная   ¦       2125,50¦         271,30¦      71,10¦

¦   ¦таможня                   ¦              ¦               ¦           ¦

+---+--------------------------+--------------+---------------+-----------+

¦7  ¦Зеленоградская таможня    ¦       1281,70¦        2821,90¦     739,30¦

+---+--------------------------+--------------+---------------+-----------+

¦8  ¦Ногинская таможня         ¦        964,00¦        1914,70¦     501,60¦

+---+--------------------------+--------------+---------------+-----------+

¦9  ¦Подольская таможня        ¦        998,40¦        1983,00¦     519,50¦

+---+--------------------------+--------------+---------------+-----------+

Информация о работе Сущность и особенности мотивации персонала