Сущность и содержание методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Осуществление процесса управления невозможно без использования разнообразных способов, приемов и подходов для эффективного выполнения функций управления. Если рассмотреть подробнее способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, то можно увидеть, что они и выступают как методы менеджмента.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1,2.docx

— 160.55 Кб (Скачать файл)

Партнерство заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены.

Соревнование – специфическая форма общественных отношений, характеризующаяся стремлением людей к успеху, первенству и достижениям.

Общение является взаимодействием работников на основе непрерывного обмена информацией. Включает в себя три основных этапа:

1) Выдача распорядительной  информации;

2) Получение обратной  информации;

3) Выдача оценочной информации.

Переговоры используются как форма человеческого общения, когда два или более участников, имеющих различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманного плана разговора.

Конфликт – столкновение противоположно направленных сторон, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. Различают следующие виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые[1, с. 217 ].

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они координируют действия сотрудников в процессе совместной производственной деятельности. Дадим им характеристику:

+ Внушение  представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду;

+ Убеждение основано на аргументированном и логическом  воздействии на психику сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе;

+ Подражание является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя или иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других;

+ Вовлечение является психологическим приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса (принятие согласованных решений, соревнование);

+ Побуждение представляет собой позитивную форму морального воздействия на сотрудника, повышающую социальную значимость сотрудника в коллективе, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация к успешному выполнению порученной работы;

+ Принуждение – это крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания;

+ Осуждение  является приемом психологического воздействия на сотрудника, который допускает большие отклонения от моральных норм коллектива или результаты труда которого крайне неудовлетворительные (но, такой прием не может применяться в отношении сотрудников со слабой психикой);

+ Требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения;

+ Запрещение обеспечивает тормозящее воздействие на личность и по сути является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.);

+ Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда сотрудник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как менторское назидание;

+ Командование применяется тогда, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и критических замечаний;

+ Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строгонаправленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею;

+ Намек – это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии;

+ Комплимент не следует смешивать с лестью, он должен не обидеть, а возвысить сотрудника, натолкнуть на размышления;

+  Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение;

+ Просьба представляет собой весьма распространенную форму неформального общения и является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности;

+ Совет – это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует ограничить.

Социально-психологические методы выражаются в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства. Базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».

Таким образом, в теории и практике менеджмента существует огромное количество подходов к определению понятия «методы управления». Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать систему правил, приемов и подходов, повышающих эффективность деятельности организации. Административные методы имеют прямой характер воздействия, они обязательны  для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Однако в целом данные способы управления, особенно экономические, занимают ведущее место в управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого воздействия. Все методы управления взаимосвязаны и используются в комплексе .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО  «ТИШОВКА»

 

 

2.1 Общее сведения о  предприятии

 

Сельское хозяйство является важнейшей отраслью материального производства, так как оно обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую отрасль – сырьем. Главной целью хозяйственной деятельности предприятия является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива. Хозяйственная деятельность предприятия, независимо от его размеров и форм собственности, невозможна без планирования производства. При этом исходят из того, что сельскохозяйственное предприятие работает на основе самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления.

АТП «Тишовка» было образовано решением Могилевского облисполкома №14-26 от 30.12.1987 г. и являлось государственным предприятием и относилось к коммунальной собственности областного управления.

Решением Могилевского облисполкома № 11-45 от 30 мая 2001 г. АТП «Тишовка» было переименовано в Унитарное коммунальное сельскохозяйственное предприятие и зарегистрировано в Едином государственном регистре под № 700100942. Согласно решения Могилевского областного исполкома № 14-10 от 27.06.2001 года и решения Могилевского райисполкома № 9-43 от 16.08.2001 года осуществлена передача ОАО «Тишовка» со всеми его основными и оборотными фондами и прочим имуществом из областной коммунальной собственности в коммунальную собственность Могилевского района.

Специализация ОАО «Тишовка»  – молочно-мясное скотоводство с развитым растениеводством.

ОАО «Тишовка» специализируется на выращивании продукции растениеводства и животноводства.

За ОАО «Тишовка» закреплено 5405 га земель, из них 4672 га сельхозугодий, в том числе 3793 га пашни. Качественная оценка земли: сельхозугодия в среднем – 32 балла, пашни в среднем 33,4 балла.

Эффективность хозяйства напрямую зависит от размера и структуры посевных площадей и урожайности возделываемых культур.

ОАО «Тишовка» является юридическим лицом, имеет обособленное имуществ. Оно осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и действующим Уставом ОАО «Тишовка».

Основной целью деятельности ОАО «Тишовка» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для реализации своих экономических интересов и удовлетворения социальных нужд членов трудового коллектива.

 

 

2.2 Ресурсы ОАО  «Тишовка»

 

Эффективность производства зависит, прежде всего, от того, насколько полно, правильно и умело используются ресурсы предприятия.

При анализе их необходимо рассмотреть состав, структуру и использование основных и оборотных фондов, а также обеспеченность и использование трудовых ресурсов.

Важнейшим видом ресурсов в сельском хозяйстве является земля. Объем сельскохозяйственного производства зависит в конечном итоге от рационального использования земель, от их количественного состава и структуры.

Любое предприятие должно эффективно использовать землю, бережно относится к ней, повышать ее плодородие, не допускать эрозии почв, заболачивания, зарастания сорняками и т.д.

Основные задачи анализа использования земельных ресурсов:

- изучение состава и структуры  земельного фонда, установление  нарушений в землепользовании и выявление резервов расширения и улучшения сельскохозяйственных угодий;

- оценка эффективности использования  земель и разработка мероприятий, направленных на ее повышение.

Состав и структура земельных угодий представлено в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Состав и структура земельных угодий

Экспликация угодий

 

Годы

2013 г. в % к 2011 г.

 

2011

2012

2013

га

%

га

%

га

%

Общая земельная площадь

5488

100,0

5405

100,0

5414

100,0

98,7

В т.ч. с.х. земель

5210

94,9

4672

86,4

4681

86,5

89,8

из них угодий:

             

пахотных

4016

73,2

3793

70,2

3771

69,6

93,8

луговых

1 194

21,7

879

16,2

910

16,9

76,2

Площадь леса

-

-

170

3,1

170

3,1

-

Пруды и водоемы

-

-

392

7,3

392

7,2

-

Земли под дорогами и постройками

278

5,1

171

3,2

171

3,2

61,5


 

Данные таблицы 2.1 показывают, что общая земельная площадь в 2013 году по отношению к 2011 году снизилась на 74 га, или на 1,3%. При этом площадь сельскохозяйственных земель снизилась на 529 га, или на 10,2%.  Основную долю в общей структуре землепользования предприятия занимают пахотные земли в среднем за три года 71,0% и луговые земли - 18,3%. В целом можно сказать, что в структуре землепользования значительных изменений не наблюдалось. Это говорит о постоянстве производственного направления хозяйства.

Кроме земель, для осуществления производственной деятельности, предприятие должно располагать необходимыми трудовыми ресурсами. От обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, эффективность использования техники и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других немаловажных экономических показателей. В связи с этим рассмотрим состав и структуру рабочей силы ОАО «Тишовка». Состав и структура трудовых ресурсов представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Состав и структура трудовых ресурсов

Группы работников

Годы

2013 г.в

% к 2011 г

2011

2012

2013

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Руководители

10

5,2

11

6,1

11

6,3

110,0

Специалисты

26

13,8

26

14,1

26

14,6

100,0

Работники неосновной деятельности

19

10,5

18

9,9

15

8,8

78,9

Работники, обслуживающие КРС

63

34,3

60

32,9

58

33,2

92,1

Операторы машинного доения

22

11,9

21

11,3

20

11,7

90,9

Трактористы

19

10,0

21

11,3

20

11,7

105,3

Водители

7

4,3

8

4,2

9

5,4

128,6

Другие работники

19

10,0

17

10,3

16

8,3

84,2

Итого

185

100

182

100

175

100

94,6

Информация о работе Сущность и содержание методов управления