Сущность и содержание методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Осуществление процесса управления невозможно без использования разнообразных способов, приемов и подходов для эффективного выполнения функций управления. Если рассмотреть подробнее способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, то можно увидеть, что они и выступают как методы менеджмента.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1,2.docx

— 160.55 Кб (Скачать файл)

 

Финансовое состояние ОАО «Тишовка» за последний год улучшилось как результат оживления и роста объёмов, а также повышения эффективности производства. Однако финансовое состояние предприятия остаётся опасным. Наблюдается острый недостаток собственных оборотных средств (К = -6087). Коэффициент текущей ликвидности характеризует способность организации погасить свою краткосрочную задолженность (не учитывая задолженность по долгосрочным кредитам и займам в отличие от коэффициента платежеспособности) за счет имеющихся оборотных средств. Коэффициент  текущей  ликвидности  (К1) в 2011 году выше нормативного, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии организации. Значение коэффициента обеспеченности   собственными оборотными средствами (К2) свидетельствует о неудовлетворительной структуре баланса. ОАО «Тишовка» нельзя считать устойчиво неплатежеспособной, так как за анализируемый период коэффициент  обеспеченности  финансовых  обязательств активами (К3) не превышает допустимого значения 0,85. В целом финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать как неустойчивое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «ТИШОВКА» И ПУТИ ИХ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

 

3.1 Внутрихозяйственный (коммерческий расчет)

 

Развитие коммерческого расчета и всех его принципов является важнейшим направлением реформирования государственных предприятий в современной экономике, реализация которого в практике хозяйствования будет способствовать адаптации предприятий к рыночным условиям и повышению на этой основе эффективности функционирования не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и экономики государства в целом.

Как метод хозяйствования, коммерческий расчет – это такой метод хозяйствования, который основывается на сравнимые в стоимостной (денежной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Рациональное использование капитала, сокращение и оптимизация затрат производства, повышение уровню нормирования и учета трудовых затрат, усовершенствование производства и организации работы – все это отображает суть коммерческого расчета как метода хозяйствования.

Суть коммерческого расчета более полно отображается в его пяти принципах:

- экономическая самостоятельность  предприятия;

- самоокупаемость, рентабельность  и самофинансирование;

- материальная заинтересованность  в результатах деятельности;

- полная экономическая  ответственность за результаты  работы предприятия;

- контроль за деятельностью  предприятия со стороны государства  и финансово-кредитной системы.

Обеспечение экономической самостоятельности предприятия предусматривает создание условий для реализации его экономического суверенитета как хозяйствующего субъекта, который выражается, прежде всего, в реализации права и реальной возможности выбора хозяйственной деятельности, свободного выбора продавца, места, времени и других условий приобретения товаров, принятие решения о том, что и в каком количестве продавать, кому и по каким ценам реализовывать.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на свою продукцию и услуги, уровня конкурентоспособности, самостоятельно определяет количество и структуру рабочих, избирает формы и системы оплаты труда, определяет размеры фонда оплаты труда и фонда потребления; осуществляет реализацию своей продукции (работ, услуг) как на основе прямых соглашений, так и через товарные биржи, другие посреднические организации; самостоятельно устанавливает цены, осуществляет внешнеэкономическую деятельность, проводит операции с ценными бумагами и др.

Система планирования производственной внутрихозяйственной деятельности подразделений (на примере отрасли растениеводства) ОАО «Тишовка» включает в себя:

1. Разработка производственной  программы по растениеводству:

- определение структуры  посевной;

- расчет плановой урожайности;

- расчет валового сбора  продукции и денежной выручки.

2. Разработка натуральных  и стоимостных нормативов затрат:

- расчет потребности в  семенах и их стоимости;

- расчет потребности в  удобрениях и их стоимости;

- расчет потребности в  средствах защиты растений и  их стоимости.

3. Разработка технологической  карты:

- расчет объема механизированных  работ по маркам тракторов  и комбайнов;

- расчет потребности в  тракторах и комбайнах.

4. Расчет нормативов производственных  затрат по культурам на основе  данных технологических карт:

- расчет фонда оплаты  труда для коллектива;

- определение численности  коллектива;

- расчет затрат на топливо  и ГСМ;

- расчет себестоимости  механизированных работ;

- расчет затрат на автотранспорт  и др.

На основе данных расчетов составляется хозрасчетное задание. Это годовой план, программа деятельности подразделения на предстоящий год, включая систему организационных, технических и технологических мероприятий по наиболее эффективному использованию ресурсов, земли и других средств производства.

Существенная особенность использования рабочей силы в сельском хозяйстве заключается в неравномерной занятости работников на протяжении всего годового производства. Одним из таких факторов  является – сезонность сельскохозяйственного производства. Сезонность ярко выражена в растениеводстве.

Во время весеннее – полевых работ сельскохозяйственным предприятия не хватает как трудовых ресурсов, так и техники. В период  весеннее – полевых работ в ОАО «Тишовка» привлекаются дополнительные работники. С ними заключается договор подряда, который представлен в приложении Д.

Разработка договора подряда включает в себя следующие основные моменты:

- преамбула договора;

- предмет договора;

- сроки и способы выполнения  работы;

- цена работы и порядок  ее оплаты;

- права и обязанности  сторон;

- обязательства сторон  по обеспечению безопасных условий  работы;

- основания досрочного  расторжения договора;

- ответственность сторон;

- юридические адреса и  подписи сторон.

После того, как все работы подрядчик выполняет, подписывается акт приема-передачи выполненных работ по договору. Договор расторгается.

Мотивация труда – одна из важнейших функций менеджмента представляющая собой стимулирование работника или группы работников  к достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное влияние на развитие у работников таких важных характеристик их трудовой деятельности, как качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т.д.

Выделяют 2 основные вида стимулирования: материальное и нематериальное стимулирование. К материальному стимулированию относят: доплаты за условия труда, надбавки, премиальные выплаты и др. К нематериальному стимулированию: уважение, самоутверждение, гибкий график работы, карьерный рост и др.

Внедрение материальных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на основе использования различных денежных выплат.

В ОАО «Тишовка» применяется такой вид мотивации труда (материальное стимулирование) как надбавка к заработной плате за сложность и напряженность. Данная доплата составляет до 30-40 % от оклада работника, что в значительной мере стимулирует трудовую деятельность работников в организации. 

Нематериальное стимулирование труда применяется в ОАО «Тишовка» в праздничные и предпраздничные дни. К данному виду стимулирования относят: подарки ко Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, к 8 Марта и др.

Необходимо отметить, что материальное и нематериальное стимулирование работников взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Уровень оплаты труда оказывает непосредственное влияние на трудовую активность работников. По состоянию на 31.12.2013 г. в ОАО «Тишовка» числилось  175 человек. Фонд оплаты труда на конец 2013 года составил 1487 млн. руб. Штатное расписание представлено в приложении Е.

Рассмотрим уровень оплаты труда на примере отрасли растениеводство, молочно-товарная ферма № 2.

Общая численность работников молочно-товарной фермы № 2 составляет – 11 работников. Из них 3 оператора машинного доения, 6 животноводов, 1 слесарь по ремонту и обслуживанию оборудования, 1 санитар ветеринарный.

Заработная плата состоит из: тарифного разряда работника, тарифного коэффициента, технологического коэффициента и повышения тарифной ставки, %. Рассмотрим начисление заработной платы на примере животновода 5 разряда.

Тарифный коэффициент к начислению заработной плате применяется 1,9 по ЕТС, технологический коэффициент в размере 1,2. Тарифная ставка 1 разряда с 01.01.2013 года установлена в размере – 275 000 рублей. Тарифная ставка работника, рассчитанная по ЕТС составляет 627 000 рублей. За специфику работы в отрасли применяется 45% доплата, 20% - за вклад работника и 50% доплата за работу по контракту. Тарифная ставка рабочего составляет – 1 348 050 рублей, таким образом, заработная плата начисленная животноводу 6 разряда составляет – 4 044 150 рублей со всеми доплатами и премиями.

Повышение эффективности производства и качества продукции – важнейшая хозяйственная задача страны и организаций на современном этапе развития.

К основным путям совершенствования хозрасчетных отношений в ОАО «Тишовка» можно отнести:

1. Применение в весенне-посевное  и уборочное время совмещения  должностей работников, а также перевод из одного подразделения в другое;

2. Рациональное использование  рабочего времени (интенсивность  работ) и времени отдыха;

3. Определение оптимального  соотношения отраслей в специализации  организации и др.

Необходимо отметить то, что коммерческий расчет это такой метод хозяйствования, при котором расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств на основе повышения эффективности использования всех ресурсов в производстве, а также путем выгодной продажи произведенной продукции и выгодного приобретения сырья.

 

 

3.2 Использование фонда развития, материального поощрения и социально-культурных мероприятий

 

Эффективная работа предприятия – это достижение максимальных результатов при минимальных затратах. Минимизация затрат – это в первую очередь оптимизация структуры источников формирования оборотных средств предприятия, то есть разумное сочетание собственных и кредитных ресурсов.

В условиях переход к рыночным отношениям сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Большинство предприятий впервые встало перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров, постоянного контроля за качеством расчетно-финансовых операций и платежной дисциплины.

Все недочеты в хозяйственной деятельности в той или иной мере сказываются на положении с оборотными средствами.

Состояние дебиторской кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают существенное влияние на финансовое состояние предприятий. Финансовое положение предприятий и организаций ухудшается в связи с отвлечением собственных оборотных средств на покрытие дебиторской задолженности и прочих ненормируемых активов.

Формирование фондов предприятия начинается с момента организации хозяйствующего субъекта. Предприятие в соответствие с законодательством формирует уставный капитал – основной первоначальный источник собственных средств предприятия, который в виде основного и оборотного капитала направляется на приобретение фондов предприятия.

В процессе производственной деятельности доходы от реализации произведенной продукции в форме выручки от реализации поступают на расчетный счет. Выручка является источником возмещения затрат на производство, продвижение продукции на рынок. В ОАО «Тишовка» выручка от реализации продукции составила 13 242 млн. руб.

В настоящее время  все  сельскохозяйственные,  а  также  промышленные предприятия в праве по своему усмотрению для осуществления  производственной деятельности  формировать  различные  фонды  денежных  средств,  каждый   из которых имеет свои источники формирования и направление  использования.  Как известно, что уставный капитал (фонд) формируется  во  всех  коммерческих  и некоммерческих организациях. В зависимости от организационно-правовой  формы предприятия порядок его формирования различен,  различен  и  его  минимальны размер.

Многие  сельскохозяйственные  предприятия   не получают  прибыли  в  результате  своей  деятельности,  то   есть   являются убыточными.  Это  связано  с  высокими  издержками,   нехваткой   финансовых ресурсов  для  развития  обновления  и  усовершенствования  производственно-хозяйственных процессов.

Причины финансовой несостоятельности можно  разделить  на  внешние  и внутренние. К внешним причинам относятся прежде всего экономические  факторы (общий  спад  производства  в   стране,   кризис   неплатежей,   банкротство должников),    политические    (политическая    нестабильность     общества, несовершенство законодательства  в  области  хозяйственного  права,  условия экспорта и импорта), а также уровень развития науки  и  техники  (устаревшие технологии, недостаточность капитальных вложений в наукоемкие  производства) и др.

Среди внутренних факторов  возникновения  неплатежеспособности  можно выделить те, устранение которых  напрямую  зависит  от  успешной  совместной работы бухгалтерии и менеджмента. К ним относятся:

Информация о работе Сущность и содержание методов управления