Сущность стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Концепция стратегического менеджмента позволяет организа¬ции добиваться поставленных целей в условиях изменчивой и неопределенной среды.
Сущность стратегии заключается в том, что она представляет собой набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Различают четыре группы таких правил.

Файлы: 1 файл

Менеджмент ответы.docx

— 205.33 Кб (Скачать файл)

1 Вопрос. Сущность  стратегического менеджмента.

Концепция стратегического  менеджмента позволяет организации добиваться поставленных целей в условиях изменчивой и неопределенной среды.

Сущность стратегии заключается в том, что она представляет собой набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Различают четыре группы таких правил.

1. Правила, используемые  при оценке результатов деятельности  организации в настоящем и  в перспективе. При этом качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, количественное содержание – заданием.

2. Правила, по которым  строятся отношения организации  с внешней средой, определяющие: какие виды продукции будут  выпускаться, какие технологии она будет применять, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым  устанавливаются отношения и  процедуры внутри организации. Зачастую их называют организационной концепцией.

4. Правила, по  которым организация ведет свою  повседневную деятельность. Эти правила еще называются основными оперативными приемами.

Стратегии обладают определенными отличительными чертами.

  • выработка стратегии завершается установлением общих направлений деятельности, следование которым обеспечит рост и укрепление позиций организации;
  • стратегия должна применяться для разработки долгосрочных проектов,  путем сокращения вариантов поиска условиями стратегии;
  • необходимость в реализации выработанной стратегии отпадает, как только реальный ход развития приводит организацию к желаемым результатам;
  • успешное использование стратегии невозможно без обратной связи. При формулировании стратегии приходится использовать обобщенную и неполную информацию, которая уточняется  в процессе реализации, поэтому необходимо постоянно контролировать промежуточные результаты и корректировать ход конкретных мероприятий.

Таким образом, сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

  • В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  • В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
  • Каким способом достигнуть желаемого положения?

Стратегический  менеджмент содержит следующие элементы (рис.):

  • определение назначения, миссии и главных целей бизнеса;
  • анализ внешней среды фирмы;
  • анализ внутренней среды фирмы;
  • выбор и разработка стратегии на уровне стратегических зон хозяйствования (структурных подразделений), и организации в целом;
  • анализ сфер деятельности диверсифицированной организации;
  • проектирование организационной структуры;
  • выбор степени интеграции и систем управления;
  • разработка системы контроля;
  • формирование организационной культуры;
  • обеспечение обратной связи между результатами и стратегией организации;
  • совершенствование стратегии.

 

Таким образом, в целом стратегическое управление – это симбиоз интуиции и управленческого искусства высшего руководства, способного вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов и, наконец, активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение, миссия и цели организации


Разработка  стратегии организации

Анализ внешней  среды

Анализ внешней  среды

Проектирование  оргструктуры

Выбор системы  управления

Формирование  оргкультуры

Детализация стратегии на уровне структурных  подразделений

Взаимоувязка  стратегии на всех этапах деятельности организации

Обратная  связь

Разработка  системы контроля


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Объект и  предмет стратегического менеджмента.

Объект стратегического менеджмента – это участник экономических отношений, на которого направлен данный вид управленческой деятельности. Выделяют три группы объектов стратегического менеджмента:

Организация рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая собой совокупность структурных подразделений.

Структурное подразделение – это направление или ряд смежных направлений деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов. Оно возглавляется руководителем, который несет полную ответственность за стратегическое развитие и текущую деятельность структурного подразделения.

Функциональная зона организации – это сфера деятельности, представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных стратегических хозяйственных подразделений, так и организации в целом.

Стратегическое управление затрагивает  широкий круг ведущих организационных  решений по поводу проблем, ориентированных  на будущее, связанных с генеральными целями организации и находящихся  под воздействием неконтролируемых внешних факторов.

К предмету стратегического  управления можно отнести следующие группы проблем:

1. Проблемы, прямо связанные с генеральными целями организации. Генеральные цели ориентированы в будущее и, как правило, направлены на повышение эффективности деятельности организации путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов. Поэтому решения о создании новых или ликвидации старых производств, освоении новой продукции, технологии или новых рынков носят стратегический характер. Решения, относящиеся к экономии материальных, энергетических или трудовых ресурсов, имеют частный характер и не относятся к стратегическим.

2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящий момент отсутствует или имеется в недостаточном объеме. В практике стратегического управления решение относится к стратегическим проблемам, если планируется разработка и выпуск новой продукции, приобретение нового для организации технологического оборудования, приглашение нового персонала (новых специалистов) и т. п.

3. Проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами. Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате воздействия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии и направлении развития, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации. Организация постоянного мониторинга внешней среды – важное условие эффективности и конкурентоспособности организации.

 

 

Вопрос 3. Принципы стратегического управления

Принципы стратегического  менеджмента – основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. К ним относятся:

1. Единство направления. Организация, действующая в динамичных условиях внешней среды, должна обладать единством целей, интересов и принципов управления.

2. Научность. Применение достижений системного, ситуационного походов к управлению, науки о человеческом поведении. Определение на базе научного анализа лучших способов выполнения задач.

3. Выделение доминанты развития. Определение перспективы,  которая  открывается  перед организацией  с точки  зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии; выделение на этой основе стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров.

4. Экономичность и эффективность. Разработка и реализация стратегии организации строится исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на превышение результатов над затратами в определенном плановом периоде.

5. Подчиненность личных интересов общим. Интересы, одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации.

6. Оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий, обеспечивающие реализацию  целей организации,  рациональное  использование существующего потенциала и восприимчивость к требованиям внешней среды.

7. Мотивация персонала. Прекрасно составленные планы и совершенная структура организации   не   имеют никакого смысла без желания исполнителей выполнять свои обязанности. Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Создание внутреннего побуждения к действиям – это результат взаимосвязи целой совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы правильно мотивировать труд работников, необходимо определить их потребности и найти способ удовлетворения этих потребностей через хорошую работу.

8. Разделение труда нацелено на выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при одних и тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа задач, на решение которых должны  быть  направлены  внимание  и усилия.

9. Корпоративность   обеспечивает  гармонизацию  интересов всего персонала организации, а гармония интересов в свою очередь способствует достижению намеченных организацией целей.

 

Вопрос 4. Функции  стратегического менеджмента.

  Функция управления – это относительно самостоятельный, специализированный, обособленный вид управленческой деятельности. Для эффективного управления все функции должны образовывать единый комплекс, охватывающий весь спектр направлений деятельности организации.

Функция управления предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных  между собой действий по выработке  средств и методов воздействия  и их реализации применительно к  решению конкретной проблемы.

Для стратегического менеджмента  наиболее актуальными являются четыре тесно взаимосвязанные функции:

Планирование как основная функция стратегического менеджмента представляет собой один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих для них целей. Планирование включает разработку и реализацию средств воздействия на работников: концепцию,  прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

Планирование в организации  представляет собой непрерывный  процесс, так как многие организации  заново определяют или меняют свои цели, когда первоначальные цели практически  реализованы. Также организация  находится в постоянной динамике, поэтому планы регулярно пересматриваются в соответствии изменениями, произошедшими  во внутренней или окружающей среде.

Организация как функция стратегического менеджмента представляет собой вид деятельности по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей.

Организовать – значит создать некую структуру. Для того чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать намеченной цели, необходимо структурировать большое количество различных элементов.

Мотивация как функция стратегического менеджмента заключается в выявлении побудительных мотивов деятельности каждого члена организации с целью адресного делегирования конкретных заданий. Воздействие на побудительные мотивы работников позволяет организации функционировать более эффективно.

Контроль как функция стратегического менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные со сбором информации о состоянии и функционировании объекта стратегического управления, изучением информации о процессах и результатах деятельности, работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов использовании средств и методов управления.

Функцию контроля, исходя  из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента  с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической  деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью  и через деятельность людей в  соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов  и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие.

Информация о работе Сущность стратегического менеджмента