Сущность стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Концепция стратегического менеджмента позволяет организа¬ции добиваться поставленных целей в условиях изменчивой и неопределенной среды.
Сущность стратегии заключается в том, что она представляет собой набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Различают четыре группы таких правил.

Файлы: 1 файл

Менеджмент ответы.docx

— 205.33 Кб (Скачать файл)

5. Кресцивный подход. Кресцивный означает увеличивающийся, растущий. В данном случае стратегия формулируется «снизу вверх».

Руководитель, выбирающий данный подход, выполняет функции арбитра. Он очерчивает для подчиненных определенные рамки, т.е. доводит до них основные понятия о проектах, которые могут  быть использованы для поддержки  стратегии, и оценивает поступающие  предложения. В результате стратегия  является суммой всех индивидуальных предложений, которые появляются в  течение года.

Кресцивный подход предназначен для крупных, сложных, выпускающих многообразную продукцию организаций. В них генеральное руководство не может знать и разбираться во всех стратегических и хозяйственных ситуациях, в которых работают многочисленные подразделения. Поэтому для эффективного формулирования и реализации стратегии генеральное руководство обязано отказаться от некоторых видов контроля для стимулирования самостоятельности и появления новых идей.

Этот подход имеет несколько  преимуществ. Во-первых, он предоставляет возможность среднему звену руководства формулировать эффективные стратегии и реализовывать их согласно собственным планам. Такая свобода усиливает их стремление обеспечить успешность стратегии. Во-вторых, стратегии, тесно связанные с конкретными вопросами производства, вероятнее всего, будут более обоснованными и реально выполнимыми.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 30. Понятие  стратегического контроля.

Стратегический контроль – это особый вид контроля, который заключается в наблюдении за процессом стратегического управления и его оценке с тем, чтобы обеспечить достижение организацией стратегических целей.

В процессе контроля выявляются изменения ситуации и вносятся поправки, помогающие как  можно эффективнее реализовать  стратегию. С помощью контроля устанавливается  своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами, посредством которой можно получить информацию о состоянии объекта управления. Главное назначение контроля состоит в своевременном обнаружении возможных отклонений от заданных стратегических целей, а также своевременное принятие мер по их ликвидации.

Например, если организация планирует обеспечить удовлетворение растущего спроса на свою продукцию и добиться 10%-ного увеличения чистой прибыли, то контроль будет состоять из наблюдения за деятельностью организации и методов корректировки, направленных на то, чтобы чистая прибыль организации на самом деле выросла на 10%.

Система контроля должна обладать следующими характеристиками:

Интегрированность в общую систему  управления – введение таких систем контроля,  которые соответствуют  организационным планам.

Объективность – получение детально проверенной информации.

Точность  – предоставление полной и правильной информации.

Своевременность – предоставление информации тогда, когда в ней  есть необходимость.

Гибкость – введение таких систем контроля, которые согласовывают  изменения внутри и вне организации.

Выделяют следующие функции  контроля:

Своевременное выявление и прогноз отклонений от заданной программы реализации стратегии. В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о конкретной ситуации.

Диагностическая функция – ведущая функция  контроля. Кто бы ни проверял, какие  бы задачи ни ставились, в любом случае сначала нужно четко представить  себе подлинное состояние дел, т.е. поставить диагноз.

Функция обратной связи, которая позволяет  руководителю отслеживать реакцию  организации на реализацию стратегии.

Ориентирующая функция проявляется в том, что  те вопросы, которые чаще контролируются начальником, как бы сами собой приобретают  особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь  на объект повышенного внимания руководителя. Вопросы, которые выпадают из поля зрения руководителя, не решаются подчиненными.

Стимулирующая функция близка к ориентирующей, но с ней не совпадает. Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве держит в поле зрения работы, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов и в первую очередь резервов человеческого фактора.

Корректирующая  функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в стратегию  на основе результатов контроля.

Педагогическая  функция. Контроль, если он построен умело, порождает у исполнителей сильные побуждения к добросовестному труду.

Процесс контроля состоит из трех этапов:

оценки  работы организации;

сравнения качества ее работы со стандартами, установленными целями;

корректировочных  действий, направленных на обеспечение реализации намеченного.

На  рис.  изображен алгоритм осуществления  процесса контроля.

Согласно представленному алгоритму  при несоответствии качества работы организации намеченным планам или существующим стандартам руководство проводит корректировочные действия, необходимые для достижения целей. И напротив, если качество работы соответствует планам и стандартам, то необходимость в корректировочных действиях отпадает.

 

Вопрос 31. Методы оценки работы организации.

Оценка качества работы организации  и реализации стратегии осуществляется с помощью стратегического аудита.

Стратегический аудит – это проверка и оценка качества работы тех подразделений организации, в которых ведется стратегическое управление.

Такой аудит может быть либо всеобъемлющим, т.е. затрагивать все этапы процесса стратегического управления, либо направленным – затрагивать лишь часть процесса. Кроме того, аудит может быть формализованным, т.е. строго следовать организационным правилам и процедурам, или неформализованным, дающим менеджеру широкую свободу при принятии решений о том, как проводить оценку работы организации и когда это делать.

Универсального способа проведения стратегического аудита не существует, поэтому каждая организация должна разрабатывать и осуществлять аудит так, чтобы он соответствовал ее конкретным нуждам.

Существуют несколько общепринятых методов оценки работы организации  при проведении стратегического  аудита, которые можно объединить в две группы: методы качественной оценки и методы количественной оценки.

Методы качественной оценки работы организации. Это оценка качества работы организации, результаты которой субъективно изучаются и прорабатываются, чтобы стать основой для стратегического контроля. Считается, что качественную оценку работы легче всего провести с помощью ответов на ряд вопросов, отражающих наиболее важные аспекты деятельности организации.

Методы качественной оценки работы организации могут быть очень  полезны, однако они довольно субъективны. Поэтому применять их следует очень осторожно, поскольку если будут сделаны неверные выводы, то результаты аудита окажутся недействительными. В этом случае стратегический контроль, естественно, снизит эффективность и продуктивность процесса стратегического управления и даже может стать причиной краха организации.

Количественная оценка работы организации. Это оценка работы организации, результаты которой количественно обобщаются и прорабатываются с тем, чтобы стать основой для проведения стратегического контроля.

Хотя полученные таким образом  данные более легко обработать, чем данные, полученные при качественной оценке работы организации, понять, что они означают и каких корректировочных действий требуют, бывает очень сложно. Этот подход также очень субъективен.

Количественная оценка работы организации  осуществляется по следующим показателям:

количество  единиц продукции, произведенное за единицу времени;

себестоимость производства;

продуктивность  производства;

коэффициент текучести рабочей силы;

уровень прогулов;

уровень продаж и уровень их роста;

уровень чистой прибыли;

уровень выплачиваемых дивидендов;

прибыль на акции;

доля  рынка, которой обладает организация;

уровень доходов от акций и др.

Контроль  за реализацией стратегии является очень важным этапом процесса стратегического менеджмента, который позволяет своевременно корректировать все предыдущие этапы и наиболее эффективно действовать организации в сложных рыночных условиях.

 


Информация о работе Сущность стратегического менеджмента