Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:50, курсовая работа
При планировании данного исследования, я предположила, что поведение безработных в ситуации потери и поиска работы имеет свои типологические особенности. Многие предположения вышеназванных авторов были основаны именно на допущении наличия некой системы в активности безработных. В ином случае пришлось бы признать ситуативность поведения безработных и следовательно отсутствие характерных изменений образа мира индивида, а так же отсутствие индивидуальных предпосылок свидетельствующих о способности эффективно действовать в ситуации потери работы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Социальные проблемы безработицы и безработных………..….…………5
1.1. Структура поведения безработного…………………………………….11
1.2. Социальная адаптация в условиях безработицы………………………19
2.Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы……….23
3.Технология поиска работы…………………………………………………35
3.1. Подходы к самостоятельному поиску работы…………………………35
3.2. Практические рекомендации по составлению резюме. Собеседование………………...……………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….48
Приложение………………………………………………………………………50
Список использованной литературы……………………………………
Социальная эксклюзия российского населения в период трансформации характеризуется следующими отличительными свойствами.
1. В короткий период
времени было демонтировано
2. По мере того, как это происходило, приобретало массовый характер обеднение различных страт российского общества. Около половины населения оказались в состоянии бедности.
3. Некоторые социальные группы оказались отторженными от контроля над факторами (ресурсами и институтами), воздействующими на жизнеобеспечение и их место в обществе. Они были вытеснены их прежних форм жизнеобеспечения, и теперь имеют единственную возможность быть включенными в новые формы жизнеобеспечения, которые являются функциональными с точки зрения "процесса развития".
4. Ряд социальных групп
сохраняет свою приверженность
прежним социалистическим
Согласно обследованиям имеются довольно устойчивые оценки доли семейного дохода, которая тратится на питание: о том, что расходы на питание составляют свыше половины семейных доходов, сообщили 84-90 % респондентов. В результате стало невозможно прежнее нормальное воспроизводство семьи, включающее культурный досуг и образовательную компоненту. Приходится отказаться от поездок к родственникам, нельзя отправить детей в поездку на каникулы, невозможно получить необходимое лечение в санатории. Женщины-безработные обеспокоены дальнейшим образованием детей после окончания общей школы, опасаются, что прервется социальная профессиональная преемственность поколений, и дети будут вынуждены занять более низкое положение в социальной структуре, чем их родители4.
Респонденты остро ощущают ущемление прав и возможностей в поддержании здоровья на то, что безработным труднее заботиться о своем здоровье, указали три четверти респондентов. А из числа тех, кто испытывает необходимость в приобретении лекарств 75 % указали на недостаток средств для их покупки. Наряду с недостатком средств безработные испытывают ущемления, связанные с потерей доступа к ведомственным поликлиникам и здравпунктам.
Распространенное проявление социальной депривации касается культурного досуга привычного для образа жизни среднего класса. Не могут себе позволить посещение театра, кино, в основном из-за недостатка денег, 61 % респондентов. Денег едва хватает лишь на самые необходимые расходы (еда, оплата квартиры), а 10-14 % респондентов занимают деньги и на эти цели.
Характер мотивации поведения определяет процесс социальном
адаптации населения. В чем состоит особенность
адаптационных процессов в России сейчас?
Прежде всего, в неординарности и интенсивности
изменений социальной среды. Нашему обществу
в настоящее время присущи экономическая
и политическая нестабильность, сопровождаемая
безработицей (явной и скрытой), инфляция,
конверсия предприятий и их банкротство,
быстрая и резкая поляризация общества.
В этих условиях социальная адаптация
работников должна быть "сжата" во
времени. Последствия дезадаптации индивидов
в обществе - социальная напряженность,
конфликты, психологические стрессы, что
пагубно влияет на социальное самочувствие.
Поведение различных групп населения,
способы их адаптации к условиям безработицы
оказывают влияние на деятельность Федеральных
управлений занятости в регионах.
Отношение к безработице не является однозначным,
оно зависит от возраста, пола и образования.
Наиболее болезненно воспринимается она
старшим поколением и женщинами. Причины
по группе работников старшего поколения
очевидны. Что касается женщин - реальный
факт, что эта категория работников не
выдерживает конкуренции с мужчинами,
женщины становятся безработными в первую
очередь.
Помимо объективных демографических характеристик, на степень принятия безработицы влияет фактор индивидуальной стабильности. Те, кто уверены, что их в ближайшее время не сократят, более лояльно относятся к тому, что безработица неизбежна. Чем объясняется эта "лояльность" - ощущением ли стабильности своего нынешнего положения или уверенностью в том, что они всегда смогут найти работу, сказать трудно, однако можно отметить, что эта группа является наиболее социально адаптивной к проблеме занятости.
Руководители воспринимают
неизбежность безработицы с большей
готовностью, чем остальные работники. Это объясняется отнюдь не
высоким уровнем их адаптации в условиях
изменения роста занятости, а скорее возможностью
получения "собственных дивидендов"
в этой ситуации.
В то время, как рабочие и служащие переходят
на неполный рабочий день или неделю, уходят
в отпуска без содержания, подвергаются
сокращениям, испытывают все тяготы в
связи с задержкой зарплаты, руководители
предприятий, особенно высший персонал,
зачастую непомерно повышают свое материальное
благополучие. Не исключено, что ситуация
радикально изменится при объявлении
таких предприятий банкротами. Тогда начнется
интенсивный рост безработицы среди руководителей.
Стереотипы различных
групп работников промышленности в
восприятии безработицы имеют
Следующая ступень социальной адаптации в условиях безработицы - осознание факта, что надеяться надо больше на себя, чем на государство. Легче всего это дается молодежи. Хотя считается, что ей пока нет места на рынке труда, шансов адаптироваться у нее больше, в том числе и потому, что она в меньшей степени испытывает на себе давление патерналистских ценностей. Именно в этой возрастной группе в первую очередь начинают формироваться индивидуалистические ориентации относительно трудоустройства.
Социальное самочувствие является субъективным показателем того, как человек оценивает свою жизнь и свое существование. Оно определяется степенью удовлетворенности материальных, профессиональных и экзистенциальных потребностей человека, а также степенью комфортности и адаптированности его в социуме. В сущности, социальное самочувствие - индикатор тех реальных процессов, которые происходят в обществе.
Зарубежные социологи
и психологи, имеющие возможность
на протяжении длительного периода
времени изучать влияние
В исследовании социального
самочувствия обнаружены следующие
тенденции. Социальная адаптация зависит
от эмоциональной реакции
Работа как таковая является стабилизирующим фактором социального самочувствия человека.
Помощь человеку в преодолении кризисных ситуаций, переживаемых в связи с потерей работы, и поиск средств их благополучного разрешения - проблемы относительно новые для нашего общества. В странах, где безработица обрела статус обычного явления, уже сформировались и стабилизировались общественные механизмы, в какой-то мере амортизирующие ее негативные следствия: законы, система социальной поддержки, организация службы психологической помощи. В нашей стране разработка средств психологической помощи безработным находится в стадии становления, и сфера переживаний людей, оказавшихся в кризисной ситуации потери работы, психологические механизмы, позволяющие им выдержать столь сложный период жизни, способы и средства преодоления переживаемых затруднений достаточно редко становятся предметом психологического исследования. Между тем изучение особенностей "проживания" ситуации потери работы, ее переживания и преодоления, факторов и внутренних детерминант, обусловливающих эти процессы, и должно помочь сформировать адекватные подходы к оказанию психологической помощи безработным, в которой многие из них нуждаются.
В более общем контексте переживаемые человеком кризисы первоначально исследовались в связи с возрастными аспектами и увязывались с динамическими особенностями развития в разные периоды жизни человека. С анализа детских возрастных кризисов интересы исследователей постепенно переключаются и на кризисы зрелого периода развития. Объяснения причин кризисов зрелого возраста могут быть различными: их связывают с трудностями приспособления к самостоятельной жизни в обществе по выходе из семьи, с трудностями самоопределения и самонаправления своей жизни; с ощущением ограниченности жизненной перспективы и трудностями ее перестройки; с ограниченностью ценностей; с потерей смысла жизни; с невозможностью удовлетворить смысложизненные потребности; с переживанием непродуктивности своего жизненного пути5.
В особую группу были выделены кризисы травматического характера, вызванные событиями, не зависящими от воли человека. К ним относят утрату близкого человека, развод, болезнь, потерю работы и др. Эти кризисы, взаимодействуя с возрастными, создают пеструю картину трудностей, препятствий, потерь в жизни человека, побуждая его к каким-то ситуациям приспосабливаться, претерпевая их, другим активно противостоять, третьи просто учитывать в своем поведении и планах на будущее. Эти кризисы в большей степени исследованы в зарубежной психологии, в силу ее большей практической направленности.
Механизм влияния переживаний,
связанных с кризисной
Следует оговориться, что изучены в большей мере эмоциональные и патологические последствия кризисов, а также приемы их купирования, нежели способы их преодоления. В рамках теории совпадающего поведения ставится проблема активности, но ее анализ ограничивается рассмотрением поведенческих приемов и техник, мало проясняя внутренние детерминанты, источники активности, и потому оставляя в тени вопрос, почему одни люди активно противостоят жизненным трудностям, а другие пасуют перед ними, позволяя обстоятельствам определять направление своей жизни. Тем не менее, в отдельных работах мы находим указание на внутренние источники активности совладания: личностная диспозиция (твердость, крепость, сила противостояния, формирующаяся в основном в детском возрасте под влиянием особого стиля воспитания, С. Кобаса), свойство интервальности.
Кризисы, связанные с потерей работы, исследуются в зарубежной психологии в рамках теории стресса. В соответствии с этим с начала 30-х гг. и по настоящее время для описания индивидуальных реакций человека на потерю работы используются стадийные модели. Как правило, фиксируются такие фазы: "Первая фаза шока, которая сопровождается активными поисками работы. На этом этапе индивидуум сохраняет оптимизм и надежду, дух его не сломлен. Вторая фаза наступает после неудачных поисков работы, человеком овладевает беспокойство и пессимизм, он переживает сильный стресс. Это наиболее критическое состояние. На третьей стадии индивидуум полностью подчиняется судьбе и адаптируется к новому состоянию, которое отличается снижением уровня запросов и ограниченным выбором. К этому моменту его прежние жизненные позиции разрушены"6.
Но нельзя забывать и о том, что переживание кризисной ситуации во многом детерминировано нарушениями в структуре личностных ценностей и других личностных образованиях, которые зарубежными авторами объединяются в понятиях "Я-концепции". Следствия этих нарушений обнаруживаются в поведении и организации активности человека.