Технология поиска работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

При планировании данного исследования, я предположила, что поведение безработных в ситуации потери и поиска работы имеет свои типологические особенности. Многие предположения вышеназванных авторов были основаны именно на допущении наличия некой системы в активности безработных. В ином случае пришлось бы признать ситуативность поведения безработных и следовательно отсутствие характерных изменений образа мира индивида, а так же отсутствие индивидуальных предпосылок свидетельствующих о способности эффективно действовать в ситуации потери работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Социальные проблемы безработицы и безработных………..….…………5
1.1. Структура поведения безработного…………………………………….11
1.2. Социальная адаптация в условиях безработицы………………………19
2.Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы……….23
3.Технология поиска работы…………………………………………………35
3.1. Подходы к самостоятельному поиску работы…………………………35
3.2. Практические рекомендации по составлению резюме. Собеседование………………...……………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….48
Приложение………………………………………………………………………50
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

безработица!.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Большинство из них склонны:

- ожидать помощи от  других людей, полагаться на чужие решения, не брать на себя ответственность за решения (такие безработные обычно регулярно ходят к инспектору службы занятости, но всегда находят повод отказаться от предлагаемых им вакантных должностей);

- быть неуверенными  в своей профессиональной компетентности (не умеют доказывать ее другим людям), "комплексовать" по поводу сложившейся ситуации;

- ошибаться в оценках  объективных причин и субъективных  факторов, обусловивших потерю работы;

- обнаруживать ригидность  в освоении иных способов самореализации, неготовность к изменению образа жизни в связи с освоением новой профессиональной деятельности;

- уходить от решения  проблем, возникших в профессиональной  сфере, переориентируя свою активность  в другие сферы (у некоторых  безработных отмечалось стремление полностью переключиться на семейную сферу, "посвятить себя семье", что закономерно сужало сферу их самореализации, приводило к обострению других, личных проблем). Сходную аттестацию безработным, обращающимся за помощью, дают и другие исследователи.

Для безработных, демонстрирующих  более успешную стратегию поведения, были характерны инициативный поиск, желание  как можно быстрее выйти "из этого тупика", т. е. найти работу, иногда не важно какую, лишь бы "устроиться и определиться", готовность переориентироваться в профессии, уверенность в себе и оптимистичный взгляд на свое будущее. Но не всегда их инициатива и оптимизм помогали им отыскать благополучный для них выход из кризисной ситуации. Устроившись на случайно подвернувшуюся работу, не учитывая своих склонностей, интересов, способностей, человек иногда загонял себя в тупиковую ситуацию, связанную с неудовлетворенностью новой профессией или несоответствием ей. Отмечались случаи, когда такие люди вторично оказывались безработными, вновь становились на учет, но уже с более выраженными негативными переживаниями и пессимистичным настроем.

Исследование показало, что эти характеристики отражают не просто принятые человеком в данный момент способы поведения или реагирования, а связаны с устойчивыми личностными диспозициями, в которых отложился и закрепился опыт отношения к себе, к людям, к жизни в целом, опыт оценивания причин своих успехов и неудач.

Анализ особенностей поведения клиентов службы занятости  подводит нас к проблеме определения  критериев кризисности ситуации потери работы и успешности ее разрешения, а также исходных позиций для определения стратегий помощи. Критерии сложности переживаемой ситуации и успешности ее преодоления нам необходимы для решения наших исследовательских задач и определения глубины кризисности переживаемой клиентом ситуации, ее последствий в его дальнейшей жизнедеятельности. Определение исходных позиций необходимо для решения вопроса, что положить в основу помощи клиенту: интересы государственной службы занятости, нацеленные на скорейшее устройство на работу, или интересы данного конкретного человека, потерявшего работу, увязанные не с любой работой, а с той, что предполагает наилучшее приложение его склонностей и способностей. Психолог выбирает вторую исходную позицию7.

В качестве показателя успешности решения проблем, связанных с потерей работы, на первом этапе нами был взят показатель адаптированности - дезадаптированности, определяемый с помощью опросника социально-психологической адаптированности (методика СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда в редакции А.К. Осницкого. В ответах отражаются переживания, связанные с потерей работы, субъективное восприятие ситуации и своего положения в ней. Характеристики, объединяемые в показателе адаптированности - дезадаптированности, мы использовали как внешнюю независимую оценку по отношению к другим показателям, полученным по другим шкалам и опросникам. В то же время этот показатель мало проясняет глубину переживаемого кризиса и пути достижения удовлетворяющего личность освоения ситуации. Поэтому на этапе основного исследования этот показатель был дополнен вторым внешним критерием, отражающим особенности регуляции своей активности в текущей ситуации, который основывался на данных наблюдения и беседы, результатов анкетного опроса безработного, экспертной оценки его поисковой активности. Частично мы оценивали и глубину переживаемого кризиса в связи с потерей работы.

Применив эти критерии, мы обнаружили, что выявленные типы безработных неоднородны и внутри их можно зафиксировать существенные различия, вследствие чего сложились предпосылки для нового разграничения групп.

На первом этапе исследования был апробирован комплект методик, сформированный нами для проверки гипотезы, увязывающей особенности совладания с данной ситуацией, с характеристиками субъектного опыта и регуляторными умениями человека. Для диагностики особенностей компонентов субъектного (регуляторного) опыта использовались следующие методики: методика определения ориентации субъектного контроля (ОСК), разработанная на базе "Метода исследования уровня субъективного контроля" (УСК); методика диагностики комфортности в избранной профессии, разработанная на базе дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова; методика для измерения уровня самоактуализации личности (разработанная нами на основе одноименного опросника А. Маслоу). Для диагностики умений осознанной саморегуляции использовалась методика "Саморегуляция". В качестве вспомогательного показателя, ориентирующего нас в степени тяжести переживания ситуации потери работы регистрировался показатель тревожности с помощью методики Спилбергера - Ханина.

Применение методов  корреляционного анализа к результатам  обследования данной выборки безработных  позволило нам выявить следующие закономерности.

С учетом данных наблюдения и бесед с безработными, экспертных оценок их поисковой активности был сконструирован второй критерий, в основу которого были положены не столько характеристики успешности разрешения ситуации, сколько особенности регуляции активности. С помощью этого критерия были выявлены три группы безработных с разной стратегией решения проблемы профессионального самоопределения.

Одну группу составили  те, кто не стал пересматривать свои основные жизненные ценности (среди  последних превалирует профессиональное самоопределение). Соответственно, они выстраивали и цели своей активности: упорно и последовательно предпринимали попытки поиска работы, и хотя не всегда обстоятельства складывались благоприятно, настойчиво и последовательно продолжали свои попытки. Некоторые из них, учтя неудачи и бесперспективность ранее предпринятых поисков, меняли в чем-то стратегию поиска, но при этом сохраняли основные целевые установки.

Другие, как бы воспользовавшись предоставленной им возможностью, переориентировали  свою активность на не разрешенные  ранее личностные проблемы. Они активно включались в их решение, отставляя задачу профессионального самоопределения на второй план.

И, наконец, третьи, не решая  задач личностного самоопределения, вначале в соответствии с ожиданиями окружающих пытались активно включиться в поиск работы, но под влиянием первых же неудач опускали руки и отказывались от дальнейших попыток. Они продолжают ходить в центр занятости, но лишь в надежде на случай, слабо веря, что из этого что-то может получиться.

На основе представлений о структуре опыта субъектной активности показатели используемого набора методик были сгруппированы в комплексы показателей, характеризующие сформированность каждого из компонентов опыта субъектной активности. Результаты диагностики сформированности компонентов опыта субъектной активности были соотнесены со стратегиями разрешения кризисной ситуации, что позволило реконструировать особенности субъектной активности и саморегуляции каждого из обследуемых, в зависимости от того, какой стратегии он придерживался.

В итоге были содержательно  раскрыты стратегии разрешения кризисной  ситуации, связанной с потерей  работы, различающиеся модусом активности. Безработные, демонстрирующие стратегию  активного поиска, не ограничиваются ориентацией на одну профессию, учитывают возможности переориентации в профессии, используют разнообразные направления поиска работы, оптимистично относятся к перспективам устройства на работу. По результатам исследования, наиболее существенный вклад в детерминацию такой стратегии вносят ценностный и рефлексивный компоненты субъектного опыта.

Менее активной в рамках поиска возможностей профессиональной реализации, но активной относительно других аспектов личностного самоопределения  является компенсаторная стратегия. Безработные, демонстрирующие эту стратегию, не занимаются активным поиском работы, переключая свою активность в другие сферы, связанные с семьей, воспитанием детей, учебой, творческим досугом. В их опыте субъектной активности наиболее представлены ценностный и операциональный компоненты.

Наименее эффективной  в отношении и поиска работы, и  личностной самореализации человека оказалась  пассивная стратегия. Безработные, избрав эту стратегию и кризисно ее переживая, не предпринимают усилий по изменению неудовлетворительной ситуации, им свойственны пессимизм в оценке перспектив своего трудоустройства, сниженный фон настроения. В их опыте субъектной активности слабо выражена представленность всех ее компонентов, относительно более других выражен рефлексивный компонент, при низких показателях взаимосвязи между различными компонентами субъектной активности.

Предварительное подтверждение  своим предположениям о связи  успешности разрешения кризисной ситуации со сформированностью регуляторного  опыта потерявших работу мы получили на первом этапе исследования. На втором этапе исследования по отдельным стратегиям нами проверялось наличие связи между сформированностью системы регуляторных умений с показателем адаптированности.

Следует отметить, что значимые взаимосвязи обнаружены только в отношении лиц, избирающих компенсаторную стратегию: безработные именно этой группы активно задействуют навыки саморегуляции деятельности в своей активности; к сожалению, эта активность не сориентирована на поиск работы, но позволяет им сохранять эмоциональную стабильность и решать самостоятельно поставленные задачи жизнедеятельности.

Рассматривая умения саморегуляции как средство развития и организации активности, следует  отметить, что они не однородны  по своим функциям и вкладу в обеспечение  активности (структурно-компонентные, функциональные, динамические и личностно-стилевые), все они фиксировались с помощью методики "Саморегуляции".

Важным аспектом в  работе с группами безработных являлась активизация личностной саморегуляции: оказание помощи в обнаружении новых  и восстановлении прежних, поколебленных настоящей ситуацией, ценностей, которые несут в себе позитивную, содержательную нагрузку.

Использовались техники, направленные на оптимизацию эмоционального состояния, повышение самоуважения, снижения тревожности и др. Ориентировать эти техники на конкретных участников группы помогали результаты диагностирования у них компонентов субъектного опыта - психологическая помощь формировалась соответственно особенностям адресата, а не в расчете на абстрактного среднестатистического безработного. Кроме этого, диагностические процедуры, используемые в рамках тренинговой работы, "запускали" процессы рефлексии, помогая человеку более ясно осознавать личностные возможности разрешения ситуации потери работы, умения саморегуляции, сформированные в прошлом опыте, возможности и ограничения в освоении новой профессии и т.д.

Особенности сформированности субъектного опыта также использовались, с одной стороны, в целях обеспечения индивидуального подхода к участникам тренинговой группы, а с другой - как основание для дополнительной работы с каждым клиентом.

Таким образом, мы имели  возможность выстроить групповую  форму проведения тренинга с индивидуальной подготовкой к участию в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Технология  поиска работы

 

Специалисту по социальной работе по роду своей профессиональной деятельности зачастую приходится объяснять  клиентам, оставшимся без работы, что  и им самим необходимо делать определенные шаги в поисках рабочего места. Ниже в данной главе, я хочу привести подходы к самостоятельному поиску работы, рекомендации по составлению резюме и собственного образа.

 

3.1. Подходы  к самостоятельному поиску работы

 

Сначала нужно четко сформулировать требования к своей будущей работе. После этого обратитесь к своим друзьям, родственникам и знакомым, к знакомым своих знакомых и друзей. Используйте любые встречи, вечеринки и прочее для поиска вакантного рабочего места. Ищите самостоятельно. Обращайтесь непосредственно в отделы кадров предприятий и организаций.

  • Необходимо посещать ярмарки вакансий, которые устраивает ежемесячно Комитет труда и занятости. О месте и времени их проведения можно узнать из объявлений в газетах.
  • Обратится в выбранное отделение службы занятости или в агентство по трудоустройству.
  • Нужно искать информацию о вакансиях в специализированных газетах.
  • Составить рекламную информацию о себе и разместите в разделах «Ищу работу» в газетах в зависимости от ваших возможностей.
  • Пройти переобучение на профессиональных курсах, которые одновременно с обучением содействуют трудоустройству.
  • Разослать резюме по факсу, предварительно составив список номеров факсов, по которым необходимо послать свое резюме. Для составления этого списка используйте газеты, различные справочники и тому подобные издания. Если у вас нет факса, обратитесь в районное отделение связи или на Главпочтамт.

В настоящее время  появилась возможность дать информацию о себе в глобальной компьютерной сети Интернет. Такой путь позволяет  узнать о вас широкому кругу работодателей. Рекламу такого рода услуг печатают специализированные издания.

Информация о работе Технология поиска работы