Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:50, курсовая работа
При планировании данного исследования, я предположила, что поведение безработных в ситуации потери и поиска работы имеет свои типологические особенности. Многие предположения вышеназванных авторов были основаны именно на допущении наличия некой системы в активности безработных. В ином случае пришлось бы признать ситуативность поведения безработных и следовательно отсутствие характерных изменений образа мира индивида, а так же отсутствие индивидуальных предпосылок свидетельствующих о способности эффективно действовать в ситуации потери работы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Социальные проблемы безработицы и безработных………..….…………5
1.1. Структура поведения безработного…………………………………….11
1.2. Социальная адаптация в условиях безработицы………………………19
2.Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы……….23
3.Технология поиска работы…………………………………………………35
3.1. Подходы к самостоятельному поиску работы…………………………35
3.2. Практические рекомендации по составлению резюме. Собеседование………………...……………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….48
Приложение………………………………………………………………………50
Список использованной литературы……………………………………
В ряде отечественных работ кризис также связывается не столько со стрессовыми переживаниями, сколько с обнаружением и разрешением внутриличностного противоречия. Кризис может быть разрешен разными путями: человек может воспользоваться конструктивными стратегиями совладания, выбрать путь ухода от проблем, следовать саморазрушающей стратегии.
В работе Ф.Е. Василюка стресс справедливо
рассматривается лишь как один из
возможных механизмов переживания
критических ситуаций в жизни
человека, отмечая наряду с ним
такие механизмы как
Зарубежные авторы также прибегают к более сложным описаниям стратегии поведения человека в ситуации потери работы. Так, В. Франкл описал неконструктивный вариант переживания ситуации потери работы, обозначив его термином "невроз безработицы", при котором из этой ситуации такими людьми извлекается своеобразная психологическая выгода, - теперь все свои неудачи приписываются безработице. В. Франкл пишет по этому поводу следующее: "Они считают, что с них ничего нельзя спросить. И сами ничего с себя не требуют. Бедственное положение в результате незанятости, по их понятиям, как бы снимает с них всю ответственность перед другими и перед собой, они уже не отвечают перед жизнью. Они винят свое бедственное положение за свои неудачи во всех сферах бытия". В то же время, замечает В. Франкл, не каждый безработный поддается неврозу безработицы. В отличие от невротизированного типа безработного, такие люди не испытывают апатии, оптимистично смотрят на жизнь, находят для себя какие-то занятия, тем самым наполняя смыслом свое свободное время. Главное, что отличает этот тип от предыдущего, по мнению автора, это то, что такие люди не ставят знак равенства между жизнью и занятостью, работой, понимание того, что смысл человеческой жизни не только в оплачиваемой работе.
Среди негативных последствий, к которым приводит безработица, называют ухудшение самочувствия, негативные эмоциональные состояния, такие как депрессия, апатия, рост самоубийств, алкоголизм.
Большое количество исследований зарубежных авторов посвящено изучению влияния безработицы на здоровье. Эти исследования уходят корнями в 30-е гг., когда была разработана "ортодоксальная парадигма", в рамках которой была зафиксирована зависимость между безработицей и уровнем заболеваемости, госпитализации и смертности. Безработица оказывает мощное негативное воздействие, прежде всего на психическое здоровье людей, это подтверждается всеми исследователями.
Люди, потерявшие работу, становятся более беспокойными, они подавлены, несчастны и не удовлетворены жизнью в целом. У безработных наблюдается заниженная самооценка, повышенная вспыльчивость, склонность к фатализму и пессимизм в отношении будущего. В ходе длительных наблюдений исследователи установили, что у безработных чаще, чем у работающих, встречаются симптомы психического стресса и психическое состояние заметно ухудшается именно после увольнения. Аналогичные данные о нарушении психического самочувствия у безработных получены финскими исследователями С. Манилой и Э. Лахельмой .
В исследовании К. Леаны и Д. Фельдмана зафиксировано негативное влияние безработицы на семью. Авторы отмечают, что мужья и жены, столкнувшись с безработицей, часто проявляют меньшую сплоченность и взаимную поддержку, чем раньше, соответственно в этих семьях чаще возникают конфликты. Ссылаясь на другие исследования, эти авторы также отмечают, что безработные отдаляются от семьи, покидают ее или разводятся со своими супругами в 3 - 4 раза чаще, чем работающие. Таким образом, безработица может представлять значительную угрозу для семейных отношений.
В ряде исследований зафиксирована связь между безработицей и суицидом. Так, приводятся данные о том, что спады в мировой экономике в 1908, 1923, 1929 - 1933, 1937 гг. сочетаются с пиками на кривой процентов суицидов, а во времена "великой депрессии" в США уровень самоубийств вырос в два раза.
М. Аргайл приводит данные о том, что увеличение безработицы в США на 1 % (если она затем не снижается на протяжении пяти последующих лет) дает прирост самоубийств на 4,1 %, а также отмечает, что первичное обращение в клиники для душевнобольных увеличивается на 4,0 %, смертность от алкоголизма - на 1,9 %, а общий показатель смертности - на 1,9% .
Выявлена связь безработицы
с делинквентными формами поведения.
М.Г. Гильдингерш в своей
М. Аргайл отмечает, что в приведенной выше ситуации (увеличение безработицы в США на 1%) количество тюремных заключений увеличивается на 4,0%, а количество убийств - на 5,7%. И все же приведенные результаты исследований преимущественно подчеркивают значительную для ситуации потери работы стрессогенную нагруженность, влекущую за собой нарушения в самочувствии, негативные изменения в семейной сфере и межличностном общении, различные деструктивные формы поведения. Видимо, эти особенности побудили авторов шкалы социальной адаптации Холмса - Рея, показывающей сравнительный вклад стрессогенных событий в жизнь человека, поместить это событие на восьмое место.
По результатам аналогичного исследования Дж. Виткин, проведенного в начале 90-х гг. среди 2300 женщин, увольнение с работы переместилось с восьмого на пятое место сразу после смерти близкого человека, а оценка значимости этого события поднялась с 47 до 83 баллов. Очень часто этой позиции присваивали и 100 баллов, а более чем 50 % женщин дали ей 90 баллов. Исследование Дж. Виткин для нас тем более интересно, что в нашей стране основной процент среди безработных составляют женщины. Этот вывод, в частности следует из результатов социально-демографических исследований М.Г. Гильдингерш и А.А. Гармашева.
Влияние личностных особенностей на стратегию выхода из данной кризисной ситуации рассматривалось в интересном для нас исследовании К. Леаны и Д. Фельдмана. У безработных, по-разному переживающих потерю работы, они сопоставляли три индивидуальные характеристики: локус контроля, личностный тип А в сравнении с типом Б и самооценку. Наиболее активные формы поведения по изменению ситуации своей незанятости наблюдались у безработных, отнесенных к личностному типу А. Сам этот тип описывается как отличающийся агрессивностью, амбициозностью и энергичностью (такие люди в стремлении достичь желаемого склонны противопоставлять себя окружающим). Оказываясь в ситуации с большим количеством препятствий, они напрягают все силы, чтобы их преодолеть, и не сдаются, не отступают ни при каких обстоятельствах. Напротив, личностный тип Б менее чувствителен к затруднительным обстоятельствам, склонен позволять событиям идти своим чередом и не препятствовать им. Для типа А по результатам исследования этих авторов наиболее характерно справляющееся поведение. Локус контроля по их данным играет менее значимую роль в выборе стратегии поведения. Безработные с заниженной самооценкой, как правило, в меньшей степени склонны к активному поведению, особенно при попытках найти новую работу. К. Леана и Д. Фельдман при этом констатируют, что в целом связь между самооценкой и активностью по преодолению ситуации выражена слабо.
Анализируя результаты
этого исследования, нельзя не отметить,
что изучаемые авторами индивидуальные
характеристики являются слишком общими,
разноуровневыми и
Теоретический анализ психологических особенностей преодоления ситуаций, связанных с потерей работы, выполненный в основном на материале зарубежных исследований, а также отдельных работ отечественных авторов подвел нас к выводу о том, что существуют значительные индивидуальные различия в переживании данной ситуации. Наряду с безработными, испытывающими всю гамму негативных чувств: тревогу, отчаяние, чувство несправедливости, агрессию к окружающим и себе и т.п., - есть люди, для которых эта ситуация не несет угрозы, а побуждает к активным усилиям по изменению не удовлетворяющих обстоятельств, а также так называемые "счастливые" безработные, извлекающие из данной ситуации некоторую личную выгоду (В. Франкл, М. Аргайл).
Ситуация по сути дела определяется теми ценностями, которыми обладала профессиональная работа в жизни человека. Есть безработные, которым данная ситуация вынужденно открыла новые для них привлекательные возможности самореализации. Есть категория безработных, настойчиво самореализующих себя в иной - непрофессиональной - сфере и добивающихся при этом определенного самоутверждения, но в тайниках души все, же страдающих от вынужденной смены работы (за их самоутверждением часто кроются различные формы защитного поведения).
Результаты исследований
большинства авторов
компонентов жизненной ситуации подвергается угрозе деформации вследствие потери работы и чем более личностно значимы они для конкретного человека, тем более кризисной будет восприниматься ситуация потери работы.
С нашей точки зрения,
механизмы преодоления
Анализ оснований субъектного подхода к изучению активности человека: разработка категории субъекта, подчеркивание деятельностно-преобразующего способа существования человека - представлен в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других.
В настоящее время в отечественной психологии отмечается усиление интереса к проблематике собственно субъектной активности человека в связи с изменением угла зрения на личность, усилением внимания к характеристике, которая берется в качестве конституирующей это понятие. Если раньше в качестве таковой рассматривалась мера усвоенности социальных норм, то теперь - мера активности, авторства человека по отношению к своей жизни в целом и отдельным ее аспектам. Вводятся новые понятия, связанные с авторством в активности человека, такие как субъективная реальность, отраженная субъектность и надситуативная активность. Формируется новый методологический подход, центр которого образует идея субъектности человека, с которой связывается самодетерминация его бытия в мире.
Переходя от широких методологических обобщений к конкретно-содержательному рассмотрению понятия субъекта, "заземляя" его на проблемах конкретного, действующего и осознающего свои действия человека, следует обратиться, по нашему мнению, к механизмам, определяющим направленность его активности, его авторскую позицию, инициативу и самостоятельность. К ним относятся механизмы осознанной саморегуляции активности и регуляторный - субъектный опыт.
Целостный подход к изучению осознанной саморегуляции был заложен работами О.А. Конопкина. Основу концепции осознанной саморегуляции произвольной активности человека составило разработанное им представление о функциональной структуре системы, обеспечивающей осознанную саморегуляцию. Развивая идеи О.А. Конопкина, один из авторов данной статьи предлагал в процессе осуществления человеком деятельности различать субъектные позиции человека в зависимости от решаемой им в данный конкретный момент частной задачи управления своей деятельностью: человек как субъект этой деятельности выступает то субъектом определения целей деятельности, то субъектом анализа условий и определения предмета потребности, то субъектом выбора средств и способов осуществления действий, то субъектом оценки и коррекции результатов и, наконец, субъектом развития опыта собственной активности.
По мере накопления опыта
регуляции различных
Индивидуальные особенности опыта субъектной активности и его составляющих, мера их согласованности, сформированные в этом опыте регуляторные умения и становятся, по нашему мнению, главными детерминантами стратегии поведения человека в профессиональном самоопределении, успешности совладания с различными жизненными трудностями, в том числе с ситуацией потери работы.
В соответствии с нашей позицией и было построено исследование особенностей преодоления людьми, потерявшими работу, той ситуации, которая с полным правом могла расцениваться как кризисная. Обратившиеся за помощью в "Центр занятости" клиенты, несмотря на различный характер переживаемых ими трудностей, все же в большинстве своем вынужденно оказались в ситуации, требующей переоценки имеющейся системы ценностей, переориентации в сфере привычных форм поведения.
В результате были выявлены
две стратегии поведения