Технология управления муниципальным хозяйственным комплексом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить технологии управления Цель исследования: изучить технологии управления Муниципальным Хозяйственным Комплексом.
В соответствие с целью курсовой работы решались следующие задачи:
1. Изучить технологии управления Муниципальным хозяйственный комплексом.
2. Рассмотреть применение целевого подхода и его правовое обеспечение.
3. Проанализировать практику управления муниципальным хозяйственным комплексом на примере Арзамасского района района.
4. Применить целевую программу при планировании и управлении хозяйственного комплекса.
В соответствие с целью курсовой работы решались следующие задачи:
1. Изучить технологии управления Муниципальным хозяйственный комплексом.
2. Рассмотреть применение целевого подхода и его правовое обеспечение.
3. Проанализировать практику управления муниципальным хозяйственным комплексом на примере Арзамасского района района.
4. Применить целевую программу при планировании и управлении хозяйственного комплекса.

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………...……………..3
Глава 1. Технология управления Муниципальным хозяйственный комплексом……………………………………………..6
1.1. Определение Муниципального хозяйственного комплекса………..6
1.2. Технологии в управлении Муниципальным хозяйственным комплексом……………………………………………………………………….14
1.3. Применение целевого подхода и его правовое обеспечение……..35
Глава 2. МХК Арзамасского района ……………………………………40
2.1 Характеристика основных целевых программ……………………...40
2.2 Применение целевой программы при планировании и управлении хозяйственного комплекса…………………50
Заключение………………………………………………………………..57
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

009 Курсовая технология МХК Корнев 2.doc

— 371.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальный хозяйственный  комплекс следует отличать от понятия  «муниципальное хозяйство», определяемое следующим образом. Муниципальное хозяйство – это деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно предпринимательством и торговлей, причем эта деятельность направлена на наивыгоднейшее использование материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (то есть благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива.

С целью отражения  всех аспектов финансовых отношений между субъектами муниципальной экономики представляется целесообразным сформулировать следующее определение местного бюджета.

Местный бюджет – это система экономических отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, хозяйствующими субъектами муниципального комплекса, населением в процессе воспроизводства с целью формирования и использования фонда денежных средств, являющегося финансовой основой местного самоуправления3.

Финансы выступают не только экономической категорией, но и инструментом воздействия на воспроизводственный процесс как всего муниципального хозяйственного комплекса, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, представляющий собой систему действия финансовых рычагов, финансовых методов, а также организационное, информационное и нормативно-правовое обеспечение. Таким образом, можно сказать, что финансовый механизм представляет собой совокупность способов управления финансовыми отношениями. Множественность финансовых взаимосвязей предопределяет сложность самого финансового механизма

Анализ является одним  из базовых этапов процесса управления, а аналитический инструментарий – мощным управленческим рычагом, результаты которого могут быть положены в основу процесса управления муниципальными финансовыми ресурсами. На этапе разработки стратегии развития муниципальных образований и субъекта в целом и выбора направлений бюджетно-налоговой политики важное значение приобретает комплексный анализ достигнутого уровня социально-экономического развития, показателей состояния местного бюджета, проводимый в разрезе сопоставимых групп муниципальных образований. Выделение различных типов муниципальных образований возможно на основе сочетания трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль.

Административное подчинение определяет статус и основной набор функций муниципального образования. Муниципальные образования по данной характеристике подразделяются на город (центр субъекта Российской Федерации), город (областного или республиканского подчинения), город (районный центр областного или республиканского подчинения), с подчиненными ему населенными пунктами, район с центром в городе, район с центром в поселке городского типа (пгт) или селе, одно или несколько сельских поселений4.

Численность населения является традиционной характеристикой при классификации и анализе поселений, отражая социально-экономический потенциал муниципального образования. По численности населения муниципальные образования делятся на: крупнейшие – свыше 1000 тыс. чел., крупные – от 500 до 1000 тыс. чел., большие – от 100 до 500 тыс. чел., средние – от 50 до 100 тыс. чел., малые – до 50 тыс. чел.

Экономический профиль является важной характеристикой для оценки устойчивости экономики муниципального образования и отражает преобладание отрасли народного хозяйства в экономике территории. Муниципальные образования классифицированы на промышленные, промышленно-аграрные, аграрные, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), наукограды.

Муниципальный хозяйственный комплекс - это совокупность учреждений, предприятий, имущественных комплексов, объектов городской инфраструктуры и отраслей, комплекс технологий, средств производства, вспомогательных элементов, обеспечивающих удовлетворение общественных потребностей на основе межфирменной и межотраслевой интеграции в рамках целостного муниципального воспроизводственного процесса, соединенных структурно и функционально так, чтобы на заданном множестве условий реализовать множество целей.

Рассматривая муниципальный хозяйство в контексте регионального воспроизводственного процесса, нам представляется возможным сформулировать подход к определению муниципального хозяйственного комплекса, который наиболее точно характеризует процессы регионального воспроизводства.

Так, представляя собой  целостную воспроизводственную систему, муниципальный хозяйственный комплекс органично переплетается и взаимодействует с региональным воспроизводственным процессом. Роль финансов в воспроизводственном процессе региона заключается в обеспечении его конкурентных преимуществ за счет оптимального размещения и управления финансовыми ресурсами территории, в обосновании которой мы основываемся на определении финансов как категории воспроизводства.

С возрастанием роли муниципальных  органов управления увеличивается  составляющая финансов, ориентированная  на обеспечение экономической эффективности  всего муниципального хозяйственного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Технологии в управлении Муниципальным хозяйственным комплексом

 

Каждое государство  заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной  власти, которые отвечали бы его  политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей.

«Цель муниципального управления — повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования». Для этого муниципальное управление решает следующие задачи: создает социальную инфраструктуру; стабилизирует экономику; регулирует социально-экономические процессы; развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи; поддерживает экологическую обстановку; сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения этих задач  формируется система муниципального управления, которая: контролирует использование природных ресурсов муниципального образования; охраняет природу; осуществляет санитарный надзор; содержит жилищно-коммунальное хозяйство; создает социальную инфраструктуру; сохраняет памятники; обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения; обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д5.

Для достижения поставленных целей и решения вышеперечисленных  задач необходимо использовать систему методов управления. Методы управления — это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект. На практике применяется множество методов управления, различных по своему содержанию (в зависимости от того, какие отношения управления они выражают), назначению (средством реализации каких законов они являются), по связям с мотивами деятельности (какие из этих мотивов выражают), по формам применения (единоличные, коллегиальные, коллективные) и другим признакам.

Важное место  в этой системе принадлежит методам, цель которых — воздействие на коллективы, определенных работников и целостные социально-экономические системы для достижения целей и задач, поставленных перед данным звеном системы, в том числе: нормативных, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических.

Методы управления используются не изолированно, а комплексно. Поэтому управленческая деятельность проявляется как результирующая приложения различных методов и средств. Каждая группа методов имеет свои специфические особенности, собственные формы проявления и рамки применения.

В теории и  практике муниципального управления общие  и частные принципы тесно связаны друг с другом, но имеют и самостоятельное значение. Принципы муниципального управления отражают требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы являются теоретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они выступают в качестве критерия оценки действующей системы муниципального управления, определяя, насколько она отвечает соответствующим началам и идеям. Принципы муниципального управления предопределяют структуру и функции муниципальной власти, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления6.

1. Единоначалие и коллегиальность. Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муниципальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех участников процесса системы муниципального управления воле одного лица — руководителя конкретного процесса муниципального управления.

На основе принципа единоначалия строится деятельность органов в  системе муниципального управления. Использование коллегиальных начал допускается при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по наиболее важным проблемам управления местной жизнью. Практика показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии при главе местной администрации. В состав коллегии, выполняющей совещательные функции, входят руководители структурных подразделении местной администрации или иные сотрудники. Следовательно, органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются принципами единоначалия и коллегиальности. В любом случае данные органы наделяются соответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения и несут ответственность в соответствии с уставами и закрепленными в них организационно-правовыми гарантиями.

2. Законность. Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управления и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.

Принцип законности требует, чтобы организация местной  власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Тем  самым государство признает и гарантирует, а также обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве решений, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни. Критериями контроля законности является местное управление, осуществляющееся только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и законом; данный контроль должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

Требования  принципа законности должны быть отражены в уставе муниципального образования. Если устав муниципального образования противоречит Конституции РФ и законам, муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.

3. Гласность. Принцип гласности деятельности органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов власти. Принцип гласности способствует демократизации управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы; права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в практике местного самоуправления.

Последовательное осуществление  принципа гласности в деятельности муниципальных органов дает возможность гражданам контролировать работу муниципальных органов при решении вопросов местного значения. Эффективность такого контроля зависит от организации и работы муниципальной информационной службы, а также от того, как созданы условия для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Поэтому наиболее важные проекты социально-экономического развития муниципальных образований должны публиковаться для обсуждения их населением и учитываться при принятии решений.

4. Государственная гарантия. Этот принцип предъявляет требования к системе правовых гарантий защиты прав муниципальных органов управления. Следовательно, государство устанавливает правовые основы организации деятельности муниципальных органов управления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной деятельности органов управления муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации обеспечивает судебную защиту прав муниципальных органов управления и устанавливает запрет на их ограничение.

5. Участие населения  в процессе управления муниципальным  образованием. Этот принцип позволяет совершенствовать систему органов управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятельностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу государственной и общественной жизни, расширять гласность.

Население участвует  в обсуждении и решении государственных  и общественных дел, в планировании социально-экономического развития муниципальных образований, в обсуждении и решении вопросов управления и использования средств, предназначенных для социально-экономического развития, а также социально-культурных мероприятий муниципальных образований7.

В практике муниципального управления существуют разнообразные формы участия населения в процессе управления муниципальным образованием: через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно и через советы, комиссии, конференции, референдумы и др., поэтому органы муниципального управления должны создать условия для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Это могут быть выборные органы местного самоуправления, эффективное использование в муниципальной деятельности населения для решения социально-экономических вопросов развития муниципальных образований, обеспечение материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

Информация о работе Технология управления муниципальным хозяйственным комплексом