Технология управления муниципальным хозяйственным комплексом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить технологии управления Цель исследования: изучить технологии управления Муниципальным Хозяйственным Комплексом.
В соответствие с целью курсовой работы решались следующие задачи:
1. Изучить технологии управления Муниципальным хозяйственный комплексом.
2. Рассмотреть применение целевого подхода и его правовое обеспечение.
3. Проанализировать практику управления муниципальным хозяйственным комплексом на примере Арзамасского района района.
4. Применить целевую программу при планировании и управлении хозяйственного комплекса.
В соответствие с целью курсовой работы решались следующие задачи:
1. Изучить технологии управления Муниципальным хозяйственный комплексом.
2. Рассмотреть применение целевого подхода и его правовое обеспечение.
3. Проанализировать практику управления муниципальным хозяйственным комплексом на примере Арзамасского района района.
4. Применить целевую программу при планировании и управлении хозяйственного комплекса.

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………...……………..3
Глава 1. Технология управления Муниципальным хозяйственный комплексом……………………………………………..6
1.1. Определение Муниципального хозяйственного комплекса………..6
1.2. Технологии в управлении Муниципальным хозяйственным комплексом……………………………………………………………………….14
1.3. Применение целевого подхода и его правовое обеспечение……..35
Глава 2. МХК Арзамасского района ……………………………………40
2.1 Характеристика основных целевых программ……………………...40
2.2 Применение целевой программы при планировании и управлении хозяйственного комплекса…………………50
Заключение………………………………………………………………..57
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

009 Курсовая технология МХК Корнев 2.doc

— 371.00 Кб (Скачать файл)

Преимущества применения программно-целевого метода планирования в современных условиях складываются за счет:

- четкого определения приоритетов  развития (отрасли, подкомплекса  и др.) на предстоящий период, что позволяет концентрировать ресурсы – финансовые, материальные и иные, формировать экономический механизм таким образом, чтобы получать быструю отдачу, динамично развивать другие направления, не являющиеся первоочередными;

- тесное участие государства  на современном этапе позволяет  предоставлять определенные льготы  сельскохозяйственным товаропроизводителям  и осуществлять должный контроль  за целевым использованием выделяемых  средств или возможностей, получаемых  от предоставленных льгот;

- разработанные программно-целевым  методом программы приобретают  определенную адресность, т.е. материальную  ответственность за эффективную  реализацию данных программ;

- целевые комплексные программы  увязываются по материально-техническим  ресурсам, исполнителям и во времени, и должны основываться на  договорных обязательствах между участниками, тем самым способствовать развитию новых экономических отношений как между самими сельхозтоваропроизводителями, так и между сельхозпредприятиями и органами управления различных уровней.

Механизм формирования муниципальных  целевых программ содержит комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых в  порядке, определяемом Положением «О порядке  разработки и реализации муниципальных целевых программ», утвержденным Решением городской Думы от 27.10.2006г. №441. Муниципальная целевая программа обеспечивает эффективное решение задач в области муниципального управления, социально- экономического, экологического и культурного развития Арзамасского района.

Инициатором разработки программы  могут выступать любые юридические  и физические лица, а также должностные  лица органов местного самоуправления.

Заказчиком разработки программы  выступает орган местного самоуправления, который инициирует разработку программы, координирует управление реализацией программы, отвечает за её выполнение.

Основные функции заказчика:

1. утверждение исходного задания на разработку проекта программы;

2. согласования с основными заинтересованными участниками программы возможных сроков выполнения мероприятий, объема и источников финансирования программы;

3. определения механизма реализации программы;

4. осуществления текущего контроля за ходом разработки и реализации программы, целевым использованием бюджетных средств;

5. подписание с организациями соглашений (договоров) о намерениях, предусматривающих финансирование программы за счет средств внебюджетных источников;

6. заключение с организациями соглашений (договоров) о закупке товаров, выполнения работ и/или оказании услуг, необходимых для реализации программы.

Заказчик несет ответственность  за качество и своевременность выполнения возложенных на него функций в  соответствии с действующим законодательством.

Заказчик может разрабатывать  проект программы самостоятельно либо осуществляет отбор разработчика в соответствии с действующим законодательством и выдает ему задание на разработку проекта программы.

Проект программы разрабатывается  в соответствии с действующим  законодательством и требованиями Положения «О порядке разработки и реализации муниципальных целевых программ».

К компетенции администрации  района относится:

- отбор проблем и принятие решения о разработке программ;

- утверждение заказчиков программ;

- реализация программ;

- контроль за реализацией программ.

В процессе разработки и реализации программ выделяются следующие этапы:

- оценка ситуации и определение проблем для программной разработки, требующих конкретных мер по их решению;

- принятие решения о разработке программы;

- разработка программы;

- оценка и экспертиза разработанной программы;

- утверждение программы;

- реализация и финансирование программы;

- контроль за ходом реализации программы.

Методическое руководство и  координацию работ по разработке и реализации программ осуществляет комитет по экономике и инвестициям администрации Арзамасского района.

Стратегическая цель программы  – описание ожидаемого конечного  общественно значимого результата реализации одной или нескольких основных функций органов местного самоуправления муниципального образования  Арзамасского района.

Программы разрабатываются для  решения следующих задач:

- повышения эффективности развития отраслей экономики в городском округе;

- развития социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, сферы молодежной политики;

- социальной защиты населения;

- обеспечения занятости населения;

- обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

- развития местного самоуправления;

- охраны общественной безопасности и обеспечения правопорядка;

- других задач, являющихся приоритетными для социально- экономического развития муниципального образования Арзамасского района.

Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в  рамках программы. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.

Требования к содержанию и оформлению подпрограмм аналогичны требованиям  к содержанию и оформлению муниципальных целевых программ.

В рамках программы могут осуществляться в соответствии с действующим  законодательством один или несколько  инвестиционных проектов.

Программа должна включать в себя всю деятельность и расходы субъекта бюджетного планирования, в том числе содержание бюджетной сети (заработная плата, коммунальные услуги, закупка товаров, капитальный ремонт и т.д.)22.

В первоочередном порядке должна осуществляться разработка программ, принятие которых  обусловлено нормативными правовыми  актами Российской Федерации, Нижегородской области, а также реализацией федеральных и краевых целевых программ, действие которых распространяется на муниципальное образование Арзамасского района.

Оценка и выделение проблем, требующих конкретных мер по их решению. При обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться цели и приоритеты Стратегии развития Арзамасского района до 2015 года, прогноза социально- экономического развития района, результаты анализа экономического, социального, культурного и экологического состояния Арзамасского района.

Оценка результативности и планируемых результатов представляется в табличной форме в виде целевых индикаторов.

Целевые индикаторы - измеряемые количественными показателями решения поставленных задач, позволяющие оценить ход реализации программы по этапам. Они разрабатываются исходя из поставленных целей целевой программы, планируемых ожидаемых результатов и представляются в виде показателей прямого результата, показателей конечного результата и показателей экономической эффективности.

Перечень программных мероприятий. Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

Источники финансирования программы. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы из бюджета города, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом.

Описание системы управления реализацией  программы, включающей в себя распределение  полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за её реализацию. Сроки и этапы реализации программы определяются разработчиком исходя из сложности проблем и путей их решения. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общей оценки её вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценки рисков её реализации.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или  этапам в течение всего срока  реализации программы, а при необходимости – и после её реализации.

Методика оценки эффективности  программы (с учетом её особенностей). Раздел должен включать в себя показатели, которые необходимы для анализа  и оценки:

-конкретных результатов выполнения  программы по годам;

-использования средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

-эффективности реализации программных мероприятий.

Основными инструментами оценки социально- экономической эффективности программ являются сведения, показатели и методы их расчета, применяемые разработчиками программы. В разделе приводятся как конкретные показатели, так и методики, применяемые для оценки ожидаемой социально- экономической эффективности целевой программы.

Обоснование потребностей в необходимых  ресурсах для достижения целей и  результатов программы с указанием финансового обеспечения с распределением расходов по годам, статьям и источникам финансирования.

Комиссия в течение одного месяца со дня получения проекта программы  оценивает представленный заказчиком проект целевой программы, включая альтернативный вариант, делает заключение по итогам проведения экспертизы проекта программы и предварительной бюджетной заявки.

По истечении срока выполнения программы заказчик в течение  одного месяца готовит и направляет в комитет по экономике и инвестициям администрации города сводный ответ о выполнении программы. К отчету прилагается пояснительная записка, отражающая состояние проблем, на решение которых была направлена программа, степень достижения поставленных целей и результатов, эффективность завершенной программы.

Комитет по экономике и инвестициям  администрации города с учетом полученной информации проводит анализ и оценку социальных и экономических последствий  выполнения программ, а также готовить сводный отчет о ходе реализации программ и представляет его главе города Барнаула.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Программно-целевое планирование и управление основываются на системном  подходе к организации управления экономическими процессами и являются широко используемым методом разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный характер, как в условиях рыночной, так и планово регулируемой экономики. Проблема задействования программно-целевого подхода в регулировании российской экономики как таковая — предмет самостоятельного анализа. Достаточно лишь отметить, с одной стороны, повышение роли ПЦП по мере усиления самостоятельности хозяйствующих субъектов и территориальных образований", с другой, — наличие серьезных недостатков в применении этого подхода. К числу подобных, принципиального характера изъянов, относится, в частности следующий: если раньше рассматриваемые программы взаимоувязывались с планами развития экономики и в них выделялись приоритетные цели, достижение которых позволяло ускорить внедрение научно-технического прогресса, создать благоприятные условия для воспроизводственной деятельности отстающих отраслей или решить иные проблемы, выходящие за рамки отдельной отрасли или региона, то в настоящее время программы разрабатывают для решения частных ведомственных и региональных вопросов. Число программ стремительно растет (по состоянию на 2012 год в Арзамасском районе действует 5 целевых), в результате чего обеспечивается рациональное расходование бюджетных средств и изыскание внебюджетных фондов, концентрация ресурсов на наиболее приоритетных направлениях и достижение результатов в заданные сроки. Реализуемые в настоящее время федеральные целевые программы пытаются обеспечить ресурсами решение наиболее важных задач социального развития молодежи. При этом финансовые ресурсы изымаются у налогоплательщиков, функционирующих на муниципальном уровне, а затем перераспределяются между регионами. И именно поэтому федеральные целевые программы малоэффективны в регионах.

Список литературы

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. №292-р.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 N314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч.2 ст. 1).
  6. Закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ.
  7. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 и II. М., 1995,1996.
  9. Жилищный кодекс РФ, 24.06.1983 г. с изм. от 25.04.1995 г.
  10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №31.
  11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001, №136-ФЗ.
  12. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 1 сентября.
  13. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - МГУ, 1996.
  14. Белокаменский В.В. Городское самоуправление в России. СП б. , 1995.
  15. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. - Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2000.-156с.
  16. Васильев А.А. Муниципальное управление: Сборник тестов. - Н.Н.; Издатель ИП Гладкова О.В., 2000.-239с.
  17. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. /Е.Ф. Борисов, - М.:Юрист, 2008. - 417 с.
  18. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. пособ. для вузов. – М.: 2001. с. 25–30.
  19. Соловьев С.Г. Проблемы функционирования механизма ответственности Глав муниципальных образований // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.10535, 16.07.2003. 
  20. Кириллов Л.Г. Менеджмент для городского хозяйства как политическая стратегия управления муниципальным образованием. // «ЧиновникЪ.uapa.ru, Выпуск № 6'04 (34)
  21. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 г.
  22. Кириллов Л.Г. Менеджмент для городского хозяйства как политическая стратегия управления муниципальным образованием. // «ЧиновникЪ.uapa.ru, Выпуск № 6'04 (34)
  23. Поспелов, Г.С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие / Г.С.Поспелов, В.А.Ириков. - М:Экспо, - 2008. - 440 с.
  24. Райзберг, Б.А. Программно - целевое планирование и управление: учебное пособие для ВУЗов / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М: Инфра-М, 2007.- 384 с.
  25. Рапопорт, B.C. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления: учебное пособие / В.С.Рапопорт, Л.В.Родионова. - М.: Мысль, 2008. - 412 с.
  26. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб.: Лидер, 2005 С.221.
  27. Соловьев С.Г. Проблемы функционирования механизма ответственности Глав муниципальных образований // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.10535, 16.07.2003.
  28. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта).: 2006, С.326
  29. Кремлев Н., Тутуков А. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований субъекта Российской Федерации // Муниципальная власть. 2007. №4.С.385
  30. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М: Инфра-М, 2002. - С.152.
  31. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. Аналитический доклад Института современного развития.
  32. http://www.arzregion.ru

Информация о работе Технология управления муниципальным хозяйственным комплексом