Тенденции развития систем мотивации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Исследования мотивации труда последних лет показали, что она как система претерпела негативные структурные изменения. Это означает, что высшие потребности отступили далеко на второй план, а поведением большинства работников управляют низшие потребности (по иерархии Маслоу), что является как следствием, так и причиной формирования специфического менталитета современного российского работника. Целью данной работы является рассмотреть особенности мотивации и стимулирования персонала в современных российских условиях.

Содержание работы

Введение
1. Особенности системы мотивации и стимулирования персонала организации.
1.1. Модель современной системы материальной мотивации.
1.2. Трансформация “пирамиды Маслоу”.
1.3. Построение системы мотивации и стимулирования персонала.
2. Оценка системы мотивации и стимулирования персонала в компаниях.
2.1. Исследование уровня систем мотивации.
2.2. Рекомендации и предложения по формированию системы стимулирования и мотивации персонала.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

TENDENCII_RAZVITIJa_SISTEM_MOTIVACII_NA_SOVREMENNOM_JeTAPE.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

Недостатком предлагаемого подхода является неучет такого важного фактора поведения работника как свобода выбора. Тем не менее, очевидно, что работник на свободном рынке занятости скорее выберет предприятие, использующее как материальные, так и моральные методы мотивации и стимулирования труда, чем предприятие, дающее смутную и расплывчатую информацию о применяемой системе мотивации.

 

1.3. Построение системы мотивации и стимулирования персонала.

 

Каждая организация состоит  из людей. Каждый человек является субъектом, то есть имеет интересы и возможности. Возможности работника - это его  профессиональные знания, умения и  навыки. Последние две составляющие часто называются профессиональным опытом. Здесь мы не будем разделять профессиональные знания и опыт от личностных и физиологических характеристик (например, коммуникабельность, скорость реакции и т.п.), которые тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга, и будем их называть просто профессиональными, имея в виду, что все они существенны для осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, возможности работника  определяют его способность выполнять  определенные функции, что естественно применяется при подборе персонала на работу, распределении должностных обязанностей, поручении производственных задач и пр.

Интересы, представляя собой проявление системы ценностей, определяют предпочтения (склонность) субъектов по отношению, в частности, к производственной деятельности. Одна из крайних точек зрения на отношение между интересами субъекта и деятельностью заключается в том, что субъект делает только то, что он хочет, то есть то, что соответствует его интересам. Системы стимулирования персонала работают именно с данным аспектом поведения работников как субъектов9.

Сотрудники в организации объединены в различные коллективы (структурные  подразделения, проектные группы под  конкретную цель и т.д.). Для получения  общего результата коллективной деятельности необходимо осуществлять взаимодействие между работниками, заключающееся в коммуникации между ними, и дальнейшую интеграцию результатов выполнения функций в единый общий результат. Успешность коммуникации и интеграции результата существенно зависит от поведения членов коллектива, которое может быть конструктивным, способствующим коммуникации и интеграции результата, или деструктивным, разрушающим нормальную коммуникацию и препятствующим интеграции результата.

В значительной степени поведение человека зависит от его личностных особенностей, обобщенно называемых характером. Характер определяет предрасположенность работника к выполнению определенных видов деятельности, что также должно учитываться при распределении должностных обязанностей.

Характер и интересы субъекта определяют его отношение к тем или  иным событиям и, тем самым, определяют его реакцию (ответное поведение) на них. Таким образом, порождая определенные события, можно вызвать необходимую  ответную реакцию, то есть формировать поведение человека в группе. Именно в этом заключается стимулирование. Поскольку две составляющие части, определяющие поведение человека - характер и интересы - разнообразны, система стимулирования должна учитывать это разнообразие, подстраиваться под него. Это определяет постановку задачи - исходя из анализа интересов и характера членов трудового коллектива, построить такую систему стимулирования, которая вызывала бы предельно конструктивное поведение, обеспечивающее эффективную коммуникацию и достижение совокупного результата деятельности коллектива.

Мотивационные типы персонала

Рассмотрим  теперь детальнее сформулированную выше постановку задачи. Для этого  введем понятийную модель "Мотивация-стимул".

Мотивация - это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации10.

Стимул - это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать  поведение в организации11.

Существует  несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение человека в организации.

Мотивационные типы можно разделить на два класса12:

1) класс  избегательной мотивации (избегательная  мотивация - человек стремится  избежать нежелательных для себя последствий своего поведения);

2) класс  достижительной мотивации (достижительная  мотивация - человек ведет себя  так, чтобы достичь определенных  рубежей, к которым он стремится).

Можно представить  следующую диаграмму (рис.7), показывающую влияние стимула (воздействия) на человека с мотивацией из того или иного класса.

 

Рис.7. Влияние стимулирования на поведение человека при различном типе и степени мотивации

 

Проанализируем приведенный график.

На горизонтальной оси точки  соответствуют степени мотивации. Чем больший результат желателен  для человека с достижительной мотивацией, тем правее лежит точка, описывающая степень мотивации (в правой половине графика). Соответственно, чем нежелательнее воздействие при избегательной мотивации, тем левее лежит соответствующая точка на оси (в левой половине).

На человека оказывается стимулирующее воздействие. Оно может быть как адекватным, так и неадекватным. В случае предельно адекватного стимула, поведение человека предельно активно (конструктивно) - соответствующая точка лежит на кривой в верхней половине графика. Чем более стимул отличается от предельно адекватного, тем ниже лежит точка, описывающая поведение человека на вертикальном отрезке, проходящем через точку, описывающую степень мотивации человека. При каком-то характере воздействия человек перестает реагировать на стимул и его поведение никак с ним не связано.

Это соответствует нулевой (по вертикали) точке отрезка - точке его пересечения  с горизонтальной осью. Если же стимулирующее  воздействие неадекватно, то поведение  человека становится пассивным или  деструктивным. Это отражается точками, лежащими ниже горизонтальной оси. При предельно неадекватной системе стимулирования поведение становится предельно деструктивным, соответствующая точка лежит на кривой в нижней части рисунка.

В правом верхнем квадранте графика кривая имеет насыщение - переход к более высокой степени мотивации при предельно эффективном стимуле приводит к непропорционально меньшему изменению поведения. Это обусловлено естественными пределами, создаваемыми технологией и бизнес-процессами в организации. При достижении этих пределов даже самое эффективное поведение не приводит к росту эффективности организации, так как мы сталкиваемся с ограничением эффективности на уровне технологии и бизнес-процессов. Аналогично обстоит дело с правым нижним квадрантом. Деструктивное поведение ограничено "прочностью" технологии и бизнес-процессов, системой защиты от рисков и прочими особенностями организации.

В левой части рисунка кривые имеют такой же характер, но уровень  насыщения существенно ниже, чем  для достижительной мотивации. Это объясняется тем, что:

- во-первых, психологически нарастание  страха ограничено и быстро  достигает порога;

- во-вторых, в арсенале организации  возможности наказания достаточно  ограничены (максимальное наказание  - увольнение, занимающее в шкале ценностей человека место далеко от страха за жизнь и т.п.);

- в-третьих, имеется важная особенность  - чтобы применить наказание (санкцию), надо доказать отклонение в  поведении человека от требуемого, а для доказательства имеются  ограниченные возможности.

Последний тезис проиллюстрируем  следующим примером. Менеджеру по продажам дается задание продать 10 единиц товара за определенный период. При невыполнении задания применяется  санкция. Практика показывает, что менеджер будет продавать (условно) 9 единиц. Это обусловлено тем, что перевыполнять задание ему невыгодно - он ничего от этого не приобретает, и, напротив, несет риск увеличения задания. Сильно недовыполнить нельзя - последует санкция. А немножко недовыполнить можно - с одной стороны, невозможно доказать, что это явилось следствием его деятельности, а не сложившейся внешней конъюнктуры ("я делал все возможное, но..."), а с другой стороны, есть шанс снижения задания и облегчения своей деятельности.

Однако в левом нижнем квадранте  имеется еще одна линия возможной реакции на неадекватную систему стимулирования при избегательной мотивации - линия "бунта", срыва управляемости и разрушения организации. Обычно это наблюдается при наличии сильного неформального лидера (профсоюзного лидера, внутреннего неглавного собственника, руководителя, конфликтующего с другими руководителями и т.п.) и при значительном попустительстве (недостаточности наказания).

Теперь детализируем представления  о мотивационных типах.

Каждый человек представляет собой  сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип. Условно доля мотивационного типа описывается числом от 0 (соответствующий характер мотивации полностью отсутствует) до 100 (человек описывается "чистым" мотивационным типом), и сумма всех чисел равна 100.

Различают следующие "чистые" типы мотивации: люмпенизированный (избегательный класс); инструментальный (достижительный класс); профессиональный (достижительный класс); патриотический (достижительный класс); хозяйский (достижительный класс).

Обозначим каждый тип мотивации  кодом (по первым двум буквам):

ЛЮ - люмпенизированный  тип;

ИН - инструментальный тип;

ПР- профессиональный тип;

ПА - патриотический тип;

ХО - хозяйский  тип.

Каждый  человек с точки зрения его  мотивации представляет собой сочетание  в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (рис. 8).

 

Рис 8. Человек как сочетание чистых мотивационных типов

Люмпенизированный тип. Относится к избегательному классу мотивации.

Характеристика: все равно, какую  работу выполнять, нет предпочтений; согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше; низкая квалификация; не стремится повысить квалификацию, противодействует этому; низкая активность и выступление против активности других; низкая ответственность, стремление переложить ее на других; стремление к минимизации усилий.

Инструментальный тип. Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика: интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации); важна обоснованность цены, не желает "подачек"; важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.

Профессиональный тип. Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика: интересует содержание работы; не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили; интересуют трудные задания - возможность самовыражения; считает важной свободу в оперативных действиях; важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.

Патриотический тип. Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика: необходима идея, которая  будет им двигать; важно общественное признание участия в успехе; главная  награда - всеобщее признание незаменимости  в фирме.

Хозяйский тип. Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика: добровольно принимает  на себя ответственность; характеризуется  обостренным требованием свободы  действий; не терпит контроля.

Можно привести данные, показывающие реальные распределения по мотивационным  типам в организациях (Таблица 1, 2)13.

Таблица 1

Распределение мотивационных типов  работников  
мясокомбината, успешно функционирующего на рынке

 

Мотивационный тип

Доля персонала с преобладанием  данного мотивационного типа

Среди рабочих 

Среди менеджеров

 

Инструментальный 

44%

9%

Профессиональный 

14%

31%

Патриотический 

14%

38%

Хозяйский

2%

9%

Люмпенизированный

26%

13%


 

 

 

Таблица 2

 

Распределение мотивационных типов  работников крупного нефтеперерабатывающего комбината, с очень высоким кадровым потенциалом (в данный момент завод испытывает трудности с конверсией)

 

Мотивационный тип

Доля персонала с преобладанием  данного мотивационного типа

Среди рабочих 

Среди менеджеров

 

Инструментальный 

29%

22%

Профессиональный 

23%

29%

Патриотический 

17%

21%

Хозяйский

13%

17%

Люмпенизированный

18%

10%

Информация о работе Тенденции развития систем мотивации на современном этапе