Теоретические аспекты анализа эффективности системы управления предприятием ООО «Стомалюкс 21»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа эффективности системы управления предприятием.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты эффективности системы управления предприятием;
- проанализировать эффективность системы управления предприятием;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления современным предприятием 5
1.1 Предприятие, как объект управления 5
1.2 Теоретические аспекты анализа эффективности системы управления предприятием 14
1.3 Методы исследований системы управления 21
2 Анализ и оценка существующей системы управления предприятием ООО «Стомалюкс» 32
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности ООО «Стомалюкс 21» 32
2.2 Разработка стратегии развития ООО «Стомалюкс 21» 38
2.3 Анализ системы управления ООО «Стомалюкс 21» 46
3 Проетк повышения конкурентноспособности ООО «Стомалюкс 21» 49
3.1 Програмно - целевой подход к реализации стратегии 48
3.2 Обоснование выбора инструментов повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг…………………………..52
3.3 Оценить социальную и экономическую эффективность проектов…....59
Заключение……………………………………………………………………….60
Приложения…………………………………………………………………...…61

Файлы: 1 файл

Хелпа курсач Каринна.doc

— 656.50 Кб (Скачать файл)




Содержание

 

 

 

Введение

Проблема оценки эффективности  управления персоналом имеет определенную сложность, так как она не имеет в настоящее время однозначного теоретического и практического решения. Дело в том, что речь идет об измерении эффекта от информационной деятельности, чем и является управление персоналом. Но следует хорошо понимать, что в производственной системе сама по себе информация не столь важна. Важно только ее воздействие на все процессы. Выходным результатом такой системы является вещественная продукция, за которую потребитель из окружающей среды готов платить деньги. И, следовательно, эффективными должны признаваться лишь такие информационные усилия, воздействия которых приводят к увеличению выпуска продукции, а если еще точнее, к росту объема реализации, объема прибыли. Какие новейшие информационные технологии и компьютеры не использовались бы специалистами и менеджерами в функциональных отделах, как бы не были убедительны речи начальника цеха, призывающего рабочих трудиться лучше, но если при этом продукцию предприятия не хотят покупать, и объем реализации падает, управление персоналом не может оцениваться, как эффективное.

Второй трудностью в  измерении и оценке эффективности управления персоналом являются хорошо известные факты о значительных резервах интенсивности работы любого человека. Результаты его деятельности могут изменяться в широких пределах и, зачастую, вне связи с лучшими условиями труда, но в зависимости от желаний, вдохновения, настроя, удовлетворенности исполнителя трудом. А это, согласимся, очень тонкий мир, который с большими условностями поддается количественному анализу и учету.

Целью работы является проведение анализа эффективности системы управления предприятием.

В связи с поставленной целью определены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты эффективности системы  управления предприятием;

- проанализировать эффективность  системы управления предприятием;

- предложить и обосновать  мероприятия по повышению эффективности системы управления предприятием.

Объектом исследования выступило стоматологическая клиника  ООО «Стомалюкс 21».

Предметом исследования явилась система управления предприятием.

 

 

 

 

1 Теоретические основы  управления современным предприятием

1.1 Предприятие, как объект управления

В общем виде предприятие (фирма) представляет собой своеобразную производственную единицу, которая  на основе единого имущества обладает следующими чертами:

- наличие единого имущества  позволяет владельцам (руководителям) предприятия брать на себя риск, связанный с производством товаров (услуг), и обеспечивает единство предприятия, когда оно состоит из диверсифицированных и изолированных производственных или технических единиц;

- предприятие комбинирует факторы производства через комбинацию цен факторов производства. Техническая комбинация приобретает смысл только тогда, когда продукт, выраженный в цене, может поступить на рынок;

- на предприятии существует  различие между агентами, обеспечивающими  факторы производства, и предпринимателем: труд поставляется наемными работниками, капитал — заимодавцами; предприятие — есть лишь центр комбинирования факторов, получаемых на рынках труда, материальных ресурсов и капиталов. Оно обеспечивает связь между рынками факторов производства и рынками продуктов;

- цель предприятия  — продажа продукта на рынке:  предприятие работает на то, чтобы  сбыть на рынке товары или  услуги, которые оно производит; оно имеет своей целью удовлетворение  оплачиваемых потребностей, то есть  спроса, обеспеченного покупательной способностью;

- предприятие стремится к достижению  прибыли или положительного чистого  денежного потока в достаточно  длительной перспективе. [10, с. 120]

На всех этапах развития экономики  основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под самостоятельным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. [36, с. 21]

Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал. Наряду с этим в научной литературе широко используются не одно, а два схожих понятия – «предприятие» и «фирма».

Оба термина обозначают один и тот  же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного  и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма — общее понятие коммерческой организации. [35, с. 150]

Сам термин «организация» трактуется шире. Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь

Организация представляет собой сознательно  координируемое социальное образование  с определенными границами, которое  функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения. [24, с. 85]

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. [36, с. 25]

Предприятия (фирмы, организации) различаются  между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации  предприятий (фирм) по группам являются:

- отраслевая и предметная  специализация;

- структура производства;

- мощность производственного  потенциала (размер предприятия,  фирмы).

Организационно-правовую систему Российской Федерации (РФ) с 1 января 1995 г. определяет новый Гражданский  кодекс РФ. Согласно Гражданскому кодексу  все предприятия в зависимости от основной цели деятельности подразделяются на некоммерческие и коммерческие. [2]

Некоммерческие предприятия  отличаются от коммерческих тем, что  извлечение прибыли не является их основной целью, и прибыль распределяется между участниками. Примером таких предприятий являются различные потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации. В дальнейшем названные предприятия не будут рассматриваться.

Коммерческие предприятия  в соответствии с их организационно-правовыми  формами можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1). [31, с. 148]

Рисунок 1.1 – Классификация  коммерческих предприятий 

Одними из главных  до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в  том числе ее назначение, способы  производства и потребления. Уже при создании предприятия четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) оно предназначено. В зависимости от этого предприятия разделяются на:

- промышленные предприятия  по выпуску продуктов питания,  одежды и обуви; по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и др.;

- сельскохозяйственные  предприятия по выращиванию зерна,  овощей, скота, технических культур;

- предприятия строительной  индустрии, транспорта.

Большинство предприятий, как правило, имеют межотраслевую  структуру. В связи с этим по структуре  производства предприятия делятся  на узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства.

К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие организации чаше всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве.

Комбинированные предприятия в классическом виде чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид.

Группировка предприятий  по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели:

- численность персонала;

- стоимостной объем  выпуска продукции;

- стоимость средств производства. [35, с. 155]

Предприятие, как субъект  хозяйствования, в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация.

Первая стадия - создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти.

На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор  стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.

На стадии роста и  расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.

Стадия зрелости или  оптимального функционирования характеризуется  успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности.

Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует  на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.

Если же предприятие  своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.

Основу системы управления на современном предприятии составляет стратегическое управление. Стратегическое управление в компании подразумевает  регулярное исполнение соответствующих  процедур управления. Прежде всего, в компании должны быть налажены процедуры стратегического анализа, позволяющего сделать глубокий анализ внешних и внутренних факторов, составить прогноз развития ситуации. На основании стратегического анализа в компании должны формироваться и корректироваться такие инструменты управления, как миссия, цели и стратегия. Эффективная система управления позволит компании отсекать умирающие бизнесы, определять наиболее доходные виды деятельности, вырабатывать корректные цели, гибкие стратегии их достижения и эффективные оперативные планы по реализации стратегий.

Система управления предприятием является системой управления организационного типа. В таких системах велика роль организации, координации и согласования поведения коллективов людей. Под  организационным развитием современной компании понимают организационное развитие как процесс формулирования видения будущего организации и реализации запланированного изменения, осуществляемый группой или командой сотрудников во главе с руководителем через изменения в отношениях, в поведении и в результатах работы сотрудников путем их обучения при помощи специалиста по организационному развитию.

В соответствии с определением в организационном развитии можно  выделить две относительно независимые  составляющие: социальную (психологическую) и техническую, связанную с совершенствованием системы управления. Гармоничного развития можно достичь, прежде всего, за счет построения системы управления, построенной с учетом объективных условий развития конкретной компании. Одним из важнейших элементов системы управления является система управления персоналом, позволяющая эффективно достигать поставленные цели.

Любое коммерческое предприятие  является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия.

Информация о работе Теоретические аспекты анализа эффективности системы управления предприятием ООО «Стомалюкс 21»