Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа
Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективные (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определения цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации (обратная связь).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому прежде чем говорить о нём, нужно познакомиться с управлением как таковым.
Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т.е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определённой последовательности и комбинации.
Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они бывают первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми; скоротечными и продолжительными; полными и неполными и т.п. Управленческие процессы содержат как жёсткие элементы, например правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, такие как стиль руководства, организационные ценности и проч.
Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективные (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определения цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации (обратная связь).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
ГЛАВА I Теоретические основы миссии образовательного учреждения
Зарождение научного
В том же году заведующий школами г. Ньютон, штата Массачусетс на национальной конференции сделал доклад о применении принципов научного управления в школах города.
В 20-30-е годы опыты по
Первые шаги научного
Вторая фаза развития теории
управления школой на Западе
связана с распространением
Во второй половине 50-х годов
начинается третий период
Важную роль в признании важности социальных
наук в образовании сыграли национальные
структуры, прежде всего в США: Национальная
конференция профессоров по управлению
образованием (1947г.), Кооперативная программа
по управлению образованием (1950г.), Университетский
совет по управлению образованием (1956г.).
В последующем подход к управлению образованием с позиций социальных наук распространился в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и, позднее, в Англии. Заметный вклад в это движение внесли работы Дж. Берона и В.Тейлора «Управление образованием и школьная среда» (Англия, 1969) и Р.Глэттэра «Развитие менеджмента для образовательной профессии» (США, 1972)
Образовательные учреждения
и управление ими стали
По вопросу использования
социологических теорий в
учениками как первичными клиентами.
Концепция целевого
управления в образования. Одним из наиболее популярных подходов
к управлению в 60-70-е годы стала концепция управления
по целям (MBO - management by objectives). Ее основные
идеи были сформулированы крупнейшим
авторитетом в области социального управления
П.Дракером. МВО – это ориентированная
на результаты философия управления. Она
предусматривает сосредоточение внимания руководителя
на разработке согласованных на различных
уровнях организации целей и выработке
совместно с подчиненными решений о средствах
их достижения и оценки. Применение
концепции МВО широко практиковалось
в 70 – 80-х годах в Канаде, США, Великобритании.
В основном применяли ее во внутришкольном
управлении и планировании, а так же при подготовке
кадров образования.
Системный подход к управлению образованием. В 70-х годах
на развитие управления образованием
значительное влияние оказали идеи системного
подхода. Применялся этот подход в анализе
ситуации и решении управленческих проблем
на различных уровнях управления и даже
к отдельным аспектам управления. М.Джонсон
(США, 1974) предложил использовать общую
модель управления образованием, а Д.Хааг
(Швейцария, 1976) использовал системный
поход для анализа управления школьным
образованием.
В силу его сложности, применение
системного подхода к
Разработка проблем
управления образованием. В 80-х годах вместе с ростом интереса
к теории и практике управления вообще,
возрос так же интерес к школьному
менеджменту в частности. В это время заметно
проявилось смещение акцентов в государственной
политике развития образования: на смену
количественному расширению образовательных
систем в 60 –70-х годах пришла ориентация
на повышение качества образования в соответствии
с требованиями постиндустриального общества.
Повышение уровня компетентности руководства,
которые нашли свое отражение в законодательстве.
Наряду с этим, развитие образовательных
учреждений привело к
Период 80-х годов также
До середины 80-х годов исследования
в области управления
Как видно из сказанного выше, теория управления образованием за рубежом – это интенсивно развивающаяся, практико-ориентированная область научного знания, активно ассимилирующая общеуправленческие подходы и разрабатывающая на их основе специальные модели и методы для повышения эффективности управленческой деятельности в сфере образования.
Стратегический план организации включает в себя несколько компонентов: миссия, стратегические императивы, стратегический аудит, SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), анализ портфеля образовательных услуг, целей и стратегий. Этот план подкрепляется маркетинговыми планами и в свою очередь их поддерживает.
Миссия. Миссия определяет основную
цель образовательного учреждения. Организация
часто начинает свою деятельность
с определения четкой миссии, устанавливаемой
ее учредителем. Однако, с течением времени,
миссия постепенно затирается, так как
предприятие внедряет новые образовательные
услуги и завоевывает новые рынки. Миссия
может оставаться четкой, но некоторые
руководители часто о ней забывают. Проблемы также могут
возникнуть, когда миссия остается четко
определенной, но уже не соответствует
изменившейся среде. Во многих учебных
заведениях разрабатываются официальные
формулировки миссии, которые предлагают
готовые ответы на вопросы. Формулировка
миссии — это формулировка цели учебного
заведения: чего она хочет достичь в самом
широком смысле. Четкая формулировка
миссии действует как «невидимая рука»,
которая направляет сотрудников предприятия,
позволяя им работать независимо и в то
же время коллективно для достижения общих
целей образовательного учреждения.
Традиционно образовательные учреждения определяют род своей деятельности с точки зрения производимых образовательных услуг или используемой технологии образовательного процесса. Но формулировка миссии учреждения должна быть ориентированной на рынок.
Каким видом образовательной деятельности занимается учреждение?
Будет полезно найти ответ на этот вопрос с точки зрения рынка лучше, чем определения с точки зрения образовательной услуги или технологии. Образовательные технологии, в конце концов, устареют, а основные потребности рынка могут остаться прежними навсегда.
Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность организации, с учетом его направленности на удовлетворение основных образовательных потребностей.
Кто наши потребители?
Обучающиеся, которые определяют свои цели, как формирование показателя конкурентоспособности в будущей профессиональной деятельности на рынке труда.
Конкурентоспособность понимается как соответствие рабочей силы требованиям ранка, совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного работника или отдельных групп на рынке труда и позволяющая ему (им) претендовать на занятие определенных вакансий. Важным фактором являются качественные параметры рабочей силы, то есть совокупность свойств, обуславливающих способность работника выполнять определенные виды труда, при этом определенную роль играют и требования, предъявляемые работником к условиям труда и его оплате.
Информация о работе Теоретические основы миссии образовательного учреждения