Теоретические основы миссии образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективные (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определения цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации (обратная связь).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Файлы: 1 файл

ДР. миссия.Захаревич.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

         Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому прежде чем говорить о нём, нужно познакомиться с управлением как таковым.

Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т.е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определённой последовательности и комбинации.

Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они бывают первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми; скоротечными и продолжительными; полными и неполными и т.п. Управленческие процессы содержат как жёсткие элементы, например правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, такие как стиль руководства, организационные ценности и проч.

Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективные (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определения цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации (обратная связь).           

В соответствии с концепцией модернизации  российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I Теоретические основы миссии образовательного учреждения

 

 

 Зарождение научного управления  образованием началось с публикации  в 1911 году труда  Ф.Тейлора. Два  года спустя была опубликована  статья Ф.Боббитта, преподавателя  администрирования образования  в Чикагском университете «Некоторые  общие принципы менеджмента, примененные к городским школьным системам». В ней он рассказал о своем опыте применения идей научного управления, примененного к школьным системам.

  В том же году заведующий школами г. Ньютон, штата Массачусетс на национальной конференции сделал доклад о применении принципов научного управления в школах города.                       

 В 20-30-е годы опыты по использованию  научных методов значительно  расширились, прежде всего, в Соединенных  Штатах, но затем и в Европе  – Англии, Германии, Франции, Швейцарии.                                 

 Первые шаги научного управления (1912 – 1930 годы) образованием находились  под влиянием классической теории  управления. Хотя влияние этой  теории продолжалось и в последующие  годы. Многие принципы классической теории и поныне играют важную роль, а 80 –90-е годы часто встречались труды, построенные на этой теории.                                            

 Вторая фаза развития теории  управления школой на Западе  связана с распространением идей  теории «человеческих отношений». Этот период, продолжавшийся примерно до 50-х годов, характеризуется значительным усилением внимания к человеческому фактору, его часто называли поворотом к демократическому управлению. Значительное влияние на поворот в сторону человеческого фактора оказали работы Дж. Купмана «Демократия в школьном управлении» и У.Йоха «Улучшение человеческих отношений в управлении образованием». Разработка проблем управления образованием на основе концепций социальных наук.                                                   

 Во второй половине 50-х годов  начинается третий период развития  теории образования управления  школой, который продолжался примерно  до 70-х годов. В этом периоде  характерно обоснование теории  управления с позиций социальных  наук  - социологии, психологии, философии.                                  

Важную роль в признании важности социальных наук в образовании сыграли национальные структуры, прежде всего в США: Национальная конференция профессоров по управлению образованием (1947г.), Кооперативная программа по управлению образованием (1950г.), Университетский совет по управлению образованием (1956г.).                                  

В последующем подход к управлению образованием с позиций социальных наук распространился в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и, позднее, в Англии. Заметный вклад в это движение внесли работы Дж. Берона и В.Тейлора «Управление образованием и школьная среда» (Англия, 1969) и Р.Глэттэра «Развитие менеджмента для образовательной профессии» (США, 1972)

 Образовательные учреждения  и управление ими стали рассматриваться  с позиций социологической теории  организации. В 50-70-е годы появились  работы, которые либо популяризировали  теорию управления применительно  к образовательным учреждениям, либо анализировали образовательные структуры как социальные системы.                                         

  По вопросу использования  социологических теорий в образовательных  системах на Западе по настоящее  время существуют различные мнения. Если одни авторы полагали, что управление по существу является одним и тем же процессом для всех организаций, будь то образовательные, промышленные или церковные, то другие, не соглашаясь с этим, считали, что существуют специфические характеристики образовательных систем, которые делают их в ряде случаев отличительными среди других организаций. К числу этих специфических характеристик относили:                                        

    • более трудное определение задач и целей образовательной организации в силу ее специального сервисного характера;                         
    • отсутствие единого источника формирования политики;
    • трудности с оценкой конечных результатов обследования;
    • существование особых тесных отношений между педагогами и

учениками как  первичными клиентами.                             

  Концепция целевого  управления в образования. Одним из наиболее популярных подходов к управлению в 60-70-е годы стала концепция управления по целям (MBO - management by objectives). Ее основные идеи были сформулированы крупнейшим авторитетом в области социального управления П.Дракером. МВО – это ориентированная на результаты философия управления. Она предусматривает сосредоточение внимания руководителя на разработке согласованных на различных уровнях организации целей и выработке совместно с подчиненными решений о средствах их достижения и оценки. Применение концепции МВО широко практиковалось в 70 – 80-х годах в Канаде, США, Великобритании. В основном применяли ее во внутришкольном управлении и планировании, а так же при подготовке кадров образования.                    

 Системный подход к управлению образованием. В 70-х годах на развитие управления образованием значительное влияние оказали идеи системного подхода. Применялся этот подход в анализе ситуации и решении управленческих проблем на различных уровнях управления и даже к отдельным аспектам управления. М.Джонсон (США, 1974) предложил использовать общую модель управления образованием, а Д.Хааг (Швейцария, 1976) использовал системный поход для анализа управления школьным образованием.                     

 В силу его сложности, применение  системного подхода к управлению  образовательными учреждениями  не было массовым. Тем не менее, этот подход в 80 –90-е годы достаточно  активно применялся в исследованиях  по управлению образованием. Примером успешного использования данного метода служит переведенная на русский язык книга голландских ученых А.Де Калюве, Э.Маркса, и М.Петри «Развитие школы: модели и изменения» (1993). В ней реализован основной принцип системного подхода – Взаимодействие и взаимосвязанности всех компонентов образовательной организации в условиях развития.

    Разработка проблем  управления образованием.   В 80-х годах вместе с ростом интереса к теории и практике управления вообще, возрос так же  интерес к школьному менеджменту в частности. В это время заметно проявилось смещение акцентов в государственной политике развития образования: на смену количественному расширению образовательных систем в 60 –70-х годах пришла ориентация на повышение качества образования в соответствии с требованиями постиндустриального общества. Повышение уровня компетентности руководства, которые нашли свое отражение в законодательстве.                                          

  Наряду с этим, развитие образовательных  учреждений привело к появлению крупных учебных заведений, насчитывающих тысячи учащихся, сотни персонала и огромные суммы годового бюджета. В этих условиях традиционные методы управления образованием оказались недостаточными для решения задач повышения качества образования.            

 Период 80-х годов также характеризовался  проведением в ряде стран крупных  реформ образования. Во многих  странах осуществлялась децентрализация  управления, усиление автономии  образовательных учреждений, что  потребовало развития принципа  партисипативности: в новых условиях школы не могли больше обходиться авторитарными системами управления, им требовались более совершенные структуры и механизмы управления. Все это привело к интенсификации научных исследований по управлению образованием как теоретического, так и прикладного характера.      

  До середины 80-х годов исследования  в области управления образованием  касались, главным образом, управления  функционированием образовательных  организаций. Однако, из-за происходивших  в обществе постоянных и иногда  резких изменений в социально – экономической сфере, исследователи и образовательные организации на рубеже 80 – 90-х годов и особенно в начале 90-х стали обращаться к методам стратегического планирования и управления развитием.

  Как видно из сказанного  выше, теория управления образованием за рубежом – это интенсивно развивающаяся, практико-ориентированная область научного знания, активно ассимилирующая общеуправленческие подходы и разрабатывающая на их основе специальные модели и методы для повышения эффективности управленческой деятельности в сфере образования.        

 

    1. Понятие «Миссия»

 

Стратегический план организации включает в себя несколько компонентов: миссия, стратегические императивы, стратегический аудит, SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), анализ портфеля образовательных услуг, целей и стратегий. Этот план подкрепляется маркетинговыми планами и в свою очередь их поддерживает.        

Миссия. Миссия определяет основную цель образовательного учреждения. Организация часто начинает свою деятельность  с определения четкой миссии, устанавливаемой ее учредителем. Однако, с течением времени, миссия постепенно затирается, так как предприятие внедряет новые образовательные услуги и завоевывает новые рынки. Миссия может оставаться четкой, но некоторые руководители часто о ней забывают. Проблемы также могут возникнуть, когда миссия остается четко определенной, но уже не соответствует изменившейся среде. Во многих учебных заведениях разрабатываются официальные формулировки миссии,  которые предлагают готовые ответы на  вопросы. Формулировка миссии — это формулировка цели учебного заведения: чего она хочет достичь в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как «невидимая рука», которая направляет сотрудников предприятия, позволяя им работать независимо и в то же время коллективно для достижения общих целей образовательного учреждения.                    

Традиционно образовательные учреждения определяют род своей деятельности с точки зрения производимых образовательных услуг  или используемой технологии образовательного процесса. Но формулировка миссии учреждения должна быть ориентированной на рынок.                    

Каким видом образовательной деятельности занимается учреждение?

Будет полезно найти ответ на этот вопрос  с точки зрения рынка лучше, чем определения с точки зрения образовательной услуги  или технологии. Образовательные технологии, в конце концов,  устареют, а основные потребности рынка могут остаться прежними навсегда.         

Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность организации, с учетом его направленности на удовлетворение основных образовательных потребностей.                 

Кто наши потребители?                                   

Обучающиеся, которые определяют свои цели, как формирование показателя конкурентоспособности в будущей профессиональной деятельности на рынке труда.                        

Конкурентоспособность понимается как соответствие рабочей силы требованиям ранка, совокупность характеристик, определяющая  сравнительные позиции конкретного работника или отдельных групп на рынке труда и позволяющая ему (им) претендовать на занятие определенных вакансий. Важным фактором являются качественные параметры рабочей силы, то есть совокупность свойств, обуславливающих способность работника выполнять определенные виды труда, при этом определенную роль играют и требования, предъявляемые работником к условиям труда и его оплате.   

Информация о работе Теоретические основы миссии образовательного учреждения