Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа
Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективные (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определения цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации (обратная связь).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Учебно-методический комплекс представляет собой трехуровневый проект (макро-, мезо- и микроуровни) образовательного процесса в НПО, в котором осмыслены, зафиксированы и обоснованы следующие позиции.
Первый уровень, миссия образовательного учреждения, включает формулировку и обоснование системообразующей идеи, деятельности педагогического коллектива, принципы и стратегические цели ее реализации.
Второй уровень является конкретизацией первого и включает модель компонента содержания образования; скорректированный базисный учебный план и план воспитательной работы, направленные на реализацию миссии НПО; определение особенностей организации образовательного процесса.
На третьем уровне учебно-методического комплекса представлены учебные программы и методики преподавания инновационных и скорректированных учебных курсов, способствующих воплощению миссии ПУ.
Под
миссией образовательного
Миссия ПУ включает три основных компонента.
Первый — определение и обоснование системообразующей педагогической идеи, обусловливающую основные позиции и специфику образовательной деятельности. Системообразующая идея является своеобразным ответом на вопросы и проблемы жизни образовательного учреждения, исходным основанием для коллективной и индивидуальной деятельности педагогов. Идея возникает на основе противоречий, ее назначение и заключается в их разрешении. Поиск и формулировка системообразующей педагогической идеи являются кульминационным моментом определения миссии НПО.
Источниками и ограничителями определения идеи являются уровень развития психолого-педагогической науки; достижения педагогической практики; сложившиеся традиции училища; педагогическая интерпретация образовательного запроса учащихся, родителей, общественных и государственных институтов; реальный и прогнозируемый уровень развития учащихся; направленность, готовность и методический потенциал преподавателей; ориентация управленческого аппарата и т.д. Учебно-воспитательный процесс строится с учетом развития традиций, исторического прошлого ПУ Общая направленность обучения — подготовка квалифицированных рабочих кадров».
Поиск, формулирование, осмысление и обоснование системообразующей педагогической идеи не является прерогативой только инновационных образовательных учреждений. Скорее это удел всех НПО, намеренных повысить свою конкурентоспособность.
Нельзя отождествлять системообразующую педагогическую идею с традиционной методической темой работы образовательного учреждения. Ибо, если первая является содержательной идеей, отвечающей на вопрос, какие качества личности должны быть сформированы, развиты и воспитаны, то вторая, как правило, предполагает ответ на вопрос: «Как мы должны работать?» Таким образом, методическая тема подчас формулировалась как самоцель, без должной ориентации на качество образования обучаемого.
Второй компонент — определение и обоснование принципов деятельности педагогического коллектива, под которыми мы понимаем педагогические убеждения, нормы профессиональной деятельности педагогического коллектива. Принципы деятельности, несомненно, обусловливают успешную реализацию системообразующей педагогической идеи, являются квинтэссенцией сложившихся в НПО традиций, отражают манеру профессиональной деятельности, образуют основу благоприятного микроклимата в общем коллективе.
Однако принципы не просто
отражают некий качественный уровень взаимодействия педагогов,
обучаемых, родителей, но и определяют, стимулируют, катализируют развитие
межличностных отношений в определенном направлении,
что предполагает обязательную работу по формированию единых
«правил игры команды». Речь идет
о таких принципах, как:
Принципы не могут вдруг быть вынесены
на утверждение преподавателей, а должны
«выращиваться» в недрах педагогического
коллектива. Возможно, для
кого-то принципы конкретного ПУ покажутся
банальными и не
благозвучными, но их сила определяется,
прежде всего, мерой осознанности и принятости
всеми педагогами. Более того, по мере
развития педагогического коллектива изменяется
и система принципов его деятельности: актуализируются
новые, затухают ранее бывшие злободневными.
Третий компонент — формулировка и обоснование стратегических целей, проектирующих основные долговременные направления реализации системообразующей педагогической идеи.
Цикл работы НПО делает обязательным формулирование стратегических (соответствующим конъюнктуре рынка труда) целей, являющихся условием и средством эффективного осуществления системообразующей педагогической идеи.
В методологии управления обычно используют два основных подхода к формированию целей стратегии. Во-первых, монический (моноцелевой) подход, который характеризуется стремлением к постановке единой главной, или ведущей, генеральной цели. Во-вторых, плюралистический (многоцелевой) подход, который допускает одновременное осуществление нескольких целей.
Как правило, сложность системообразующей педагогической идеи и многоаспектность работы НПО диктуют необходимость определения нескольких стратегических целей. Стратегические цели на каждом этапе осуществления идеи конкретизируются в целевых формулировках годовых планов деятельности педагогического коллектива и обеспечивают активную, наступательную стратегию работы ПУ.
Завершая характеристику миссии, следует обратить внимание на то, что ее определение во многом зависит от педагогического менталитета преподавателей, под которым мы понимаем общечеловеческие и профессиональные взгляды и предпочтения конкретного коллектива на определенной стадии его развития, проявляющиеся в образовательной деятельности. Однако, и определение, и реализация миссии в свою очередь влияют на изменение менталитета педагогического коллектива.
По подсчётам специалистов управления Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, численность населения Кузбасса сократится к концу 2015 г. примерно на 166 тыс. человек, а к концу 2025 г. - не менее чем на 296 тыс. человек. При этом численность лиц трудоспособного возраста уменьшится к концу 2015 г. почти на 248 тыс. человек, а к концу 2025 г. - более чем на 390 тыс. человек.
Таким образом, демографическая ситуация в самом скором времени станет одним из главных факторов, определяющих конъюнктуру на областном рынке труда и непосредственно влияющих на положение дел в сфере занятости. Следовательно, уже сегодня этот фактор следует в полной мере учитывать при разработке и реализации программ и проектов, направленных на достижение стратегических ориентиров социально-экономического развития Кузбасса.
Главным индикатором конъюнктуры на рынке труда является уровень экономической активности населения, занятости и безработицы. За последнее десятилетие численность экономически активного населения существенно не изменилась, тогда как его доля в общей численности населения области возросла с 48 до 51 %. За тот же период численность занятых в экономике увеличилась более чем на 7 %, а численность безработных сократилась почти вдвое, что способствовало существенному улучшению соотношения занятых и безработных – с 6:1 до 12:1.
В силу высокого уровня урбанизации региона основная часть регистрируемого рынка труда формируется городским населением. Наиболее высокий (7-10 % от общей численности трудоспособного населения) уровень безработицы, носящей застойный характер, сохраняется в 5 муниципальных районах из 19. В остальных районах и области отмечается устойчивая в целом тенденция к уменьшению объёма нереализованного предложения рабочей силы лицами, зарегистрированными в органах государственной службы занятости в качестве безработных.
Заметно изменился состав зарегистрированных безработных. За последние 5 лет, доля в их общей численности высвобожденных работников сократилась с 19,5 до 14,7 %; доля лиц в возрасте от 18 до 29 лет возросла с 28 до 34 %, а доля выпускников учреждений общего и профессионального образования - с 6,2 до 7,9 %. Сегодня более 60 % безработных - лица в возрасте до 40 лет, средний возраст которых на 4 года ниже среднего возраста занятых в экономике.
В базовом секторе экономики Кузбасса трудятся около 257 тыс. человек, что составляет почти 20 % от общей численности занятого населения. В секторе сложилось следующее распределение численности работников по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 48,5 %; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 21,5 %; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 21,1 %; химическое производство -6,9 %; производство кокса и нефтепродуктов - 2,0 %. Среднесписочная численность работников распределяется по категориям персонала следующим образом: руководители - 10,4 %; специалисты - 9,7 %; другие служащие - 1,1 %; рабочие - 78,8 %.
В некорпоративном секторе заняты около 180 тыс. человек, что составляет почти 14 % от общей численности занятого населения. Здесь сложилось следующее распределение численности работников по видам экономической деятельности: сельское и лесное хозяйство - 32,5 %; производство пищевых продуктов - 19,1 %; производство машин и оборудования 15,5 %; текстильное и швейное производство - 5,7 %; обработка древесины и производство изделий из дерева - 4,5 %; другие виды - 22,7 %. Среднесписочная численность работников (без учёта работников сельского и лесного хозяйства) распределяется по категориям персонала следующим образом: руководители - 8,4 %; специалисты - Ю,7 %; другие служащие - 4,1 %; рабочие - 76,8 %.
В третичном секторе занято
работников вдвое больше, чем
в обоих указанных выше
Растет неформальная занятость: количество рабочих мест здесь составляет более 26 % от общей численности занятых в экономике и в 1.8 раза превышает количество вакансий, заявленных работодателями. По группе «обрабатывающее производство» общее количество рабочих мест неформальной занятости составляет 27 % от общей численности занятых в соответствующих отраслях. В торговле и непроизводственном обслуживании населения этот показатель достигает 55 %; в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг – 32 %; в строительстве – 25 %.
Проведенный анализ показывает
В условиях обострения проблемы обеспечения экономики Кузбасса трудовыми ресурсами возникает необходимость поэтапного технологического переоснащения отраслей экономики, планомерного перераспределения трудовых ресурсов и системной трансформации структуры занятости, а также ускоренного роста на этой основе производительности труда. Наиболее перспективными в указанном плане являются отрасли корпоративного сектора, а также машиностроение, транспорт, строительство, торговля и сфера услуг.
Решение указанной выше проблемы требует принятия комплекса мер по совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров в регионе.
На современном этапе развития региона перед профессиональной школой Кузбасса встаёт задача эффективного кадрового обеспечения наиболее значимых для региона видов экономической деятельности в соответствии со стратегическими ориентирами развития области. Для этого необходимо создать институциональные условия и механизмы, обеспечивающие устранение диспропорций на областных рынках труда и образовательных услуг; привести структуру подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями экономики региона.
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня имеет место рассогласование потребностей развивающейся экономики, запросов рынка труда и конъюнктуры на рынке образовательных услуг. Работодатели нуждаются в работниках определённых профессий (специальностей) и уровня квалификации - их не хватает, но выпускаются квалифицированные рабочие и специалисты, в которых работодатели, экономика в целом не нуждается или спрос, на которых уже удовлетворен. В результате сохраняется и даже усиливается несоответствие между спросом на рабочую силу и ее предложением, которое становится всё более ощутимым на фоне экономического роста последних лет и всё более опасным в условиях сокращения трудовых ресурсов.
Информация о работе Теоретические основы миссии образовательного учреждения