Теоретические основы миссии образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективные (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определения цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации (обратная связь).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Файлы: 1 файл

ДР. миссия.Захаревич.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Учебно-методический комплекс представляет собой трехуровневый проект (макро-, мезо- и микроуровни) образовательного процесса в НПО, в котором осмыслены, зафиксированы и обоснованы следующие позиции.

Первый уровень, миссия образовательного учреждения, включает формулировку и обоснование системообразующей идеи, деятельности педагогического коллектива, принципы и стратегические цели ее реализации.

Второй уровень является конкретизацией первого и включает модель компонента содержания образования; скорректированный базисный учебный план и план воспитательной работы, направленные на реализацию миссии НПО; определение особенностей организации образовательного процесса.

На третьем уровне учебно-методического комплекса представлены учебные программы и методики преподавания инновационных и скорректированных учебных курсов, способствующих воплощению миссии ПУ.

          Под  миссией образовательного учреждения можно подразумевать систему идеологических положений, определяющих предназначение данного учебного заведения, «философию» педагогической деятельности.

Миссия ПУ включает три основных компонента.

Первый — определение и обоснование системообразующей педагогической идеи, обусловливающую основные позиции и специфику образовательной деятельности. Системообразующая идея является своеобразным ответом на вопросы и проблемы жизни образовательного учреждения, исходным основанием для коллективной и индивидуальной деятельности педагогов. Идея возникает на основе противоречий, ее назначение и заключается в их разрешении. Поиск и формулировка системообразующей педагогической идеи являются кульминационным моментом определения миссии НПО.

Источниками и ограничителями определения идеи являются уровень развития психолого-педагогической науки; достижения педагогической практики; сложившиеся традиции училища; педагогическая интерпретация образовательного запроса учащихся, родителей, общественных и государственных институтов; реальный и прогнозируемый уровень развития учащихся; направленность, готовность и методический потенциал преподавателей; ориентация управленческого аппарата и т.д. Учебно-воспитательный процесс строится с учетом развития традиций, исторического прошлого ПУ Общая направленность обучения — подготовка квалифицированных рабочих кадров».

Поиск, формулирование, осмысление и обоснование системообразующей педагогической идеи не является прерогативой только инновационных образовательных учреждений. Скорее это удел всех НПО, намеренных повысить свою конкурентоспособность.

Нельзя отождествлять системообразующую педагогическую идею с традиционной методической темой работы образовательного учреждения. Ибо, если первая является содержательной идеей, отвечающей на вопрос, какие качества личности должны быть сформированы, развиты и воспитаны, то вторая, как правило, предполагает ответ на вопрос: «Как мы должны работать?» Таким образом, методическая тема подчас формулировалась как самоцель, без должной ориентации на качество образования обучаемого.

Второй компонент — определение и обоснование принципов деятельности педагогического коллектива, под которыми мы понимаем педагогические убеждения, нормы профессиональной деятельности педагогического коллектива. Принципы деятельности, несомненно, обусловливают успешную реализацию системообразующей педагогической идеи, являются квинтэссенцией сложившихся в НПО традиций, отражают манеру профессиональной деятельности, образуют основу благоприятного микроклимата в общем коллективе.

Однако принципы не просто отражают некий качественный уровень взаимодействия педагогов, обучаемых, родителей, но и определяют, стимулируют, катализируют развитие межличностных отношений в определенном направлении, что предполагает обязательную работу по формированию единых «правил игры команды». Речь идет 
о таких принципах, как:

  • ценность и уникальность личности обучающегося;
  • развитие самобытности и специфических особенностей учащихся и педагогов;
  • укрепление творческих сил умением созидать, достигать и 
    чувствовать радость успеха;
  • успех — это реализованные цели;
  • исследование и открытие — основные и любимые методы 
    творческого взаимодействия обучаемого с обучающим.

            Принципы не могут вдруг быть вынесены на утверждение преподавателей, а должны «выращиваться» в недрах педагогического коллектива. Возможно, для 
кого-то принципы конкретного ПУ покажутся банальными и не 
благозвучными, но их сила определяется, прежде всего, мерой осознанности и принятости всеми педагогами. Более того, по мере развития педагогического коллектива изменяется и система принципов его деятельности: актуализируются новые, затухают ранее бывшие злободневными.

Третий компонент — формулировка и обоснование стратегических целей, проектирующих основные долговременные направления реализации системообразующей педагогической идеи.

 Цикл работы НПО делает обязательным формулирование стратегических (соответствующим конъюнктуре рынка труда) целей, являющихся условием и средством эффективного осуществления системообразующей педагогической идеи.

В методологии управления обычно используют два основных подхода к формированию целей стратегии. Во-первых, монический (моноцелевой) подход, который характеризуется стремлением к постановке единой главной, или ведущей, генеральной цели. Во-вторых, плюралистический (многоцелевой) подход, который допускает одновременное осуществление нескольких целей.

Как правило, сложность системообразующей педагогической идеи и многоаспектность работы НПО диктуют необходимость определения нескольких стратегических целей. Стратегические цели на каждом этапе осуществления идеи конкретизируются в целевых формулировках годовых планов деятельности педагогического коллектива и обеспечивают активную, наступательную стратегию работы ПУ.

Завершая характеристику миссии, следует обратить внимание на то, что ее определение во многом зависит от педагогического менталитета преподавателей, под которым мы понимаем общечеловеческие и профессиональные взгляды и предпочтения конкретного коллектива на определенной стадии его развития, проявляющиеся в образовательной деятельности. Однако, и определение, и реализация миссии в свою очередь влияют на изменение менталитета педагогического коллектива.

 

    1. Диагностика  проблем образовательного учреждения ГОУ НПО ПУ №48

 

По подсчётам специалистов управления Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, численность населения Кузбасса сократится к концу 2015 г. примерно на 166 тыс. человек, а к концу 2025 г. - не менее чем на 296 тыс. человек. При этом численность лиц трудоспособного возраста уменьшится к концу 2015 г. почти на 248 тыс. человек, а к концу 2025 г. - более чем на 390 тыс. человек.

Таким образом, демографическая ситуация в самом скором времени станет одним из главных факторов, определяющих конъюнктуру на областном рынке труда и непосредственно влияющих на положение дел в сфере занятости. Следовательно, уже сегодня этот фактор следует в полной мере учитывать при разработке и реализации программ и проектов, направленных на достижение стратегических ориентиров социально-экономического развития Кузбасса.

Главным индикатором конъюнктуры на рынке труда является уровень экономической активности населения, занятости и безработицы. За последнее десятилетие численность экономически активного населения существенно не изменилась, тогда как его доля в общей численности населения области возросла с 48 до 51 %. За тот же период численность занятых в экономике увеличилась более чем на 7 %, а численность безработных сократилась почти вдвое, что способствовало существенному улучшению соотношения занятых и безработных – с 6:1 до 12:1.

В силу высокого уровня урбанизации региона основная часть регистрируемого рынка труда формируется городским населением. Наиболее высокий (7-10 % от общей численности трудоспособного населения) уровень безработицы, носящей застойный характер, сохраняется в 5 муниципальных районах из 19. В остальных районах и области отмечается устойчивая в целом тенденция к уменьшению объёма нереализованного предложения рабочей силы лицами, зарегистрированными в органах государственной службы занятости в качестве безработных.

Заметно изменился состав зарегистрированных безработных. За последние 5 лет, доля в их общей численности высвобожденных работников сократилась с 19,5 до 14,7 %; доля лиц в возрасте от 18 до 29 лет возросла с 28 до 34 %, а доля выпускников учреждений общего и профессионального образования - с 6,2 до 7,9 %. Сегодня более 60 % безработных - лица в возрасте до 40 лет, средний возраст которых на 4 года ниже среднего возраста занятых в экономике.

В базовом секторе экономики Кузбасса трудятся около 257 тыс. человек, что составляет почти 20 % от общей численности занятого населения. В секторе сложилось следующее распределение численности работников по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 48,5 %; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 21,5 %; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 21,1 %; химическое производство -6,9 %; производство кокса и нефтепродуктов - 2,0 %. Среднесписочная численность работников распределяется по категориям персонала следующим образом: руководители - 10,4 %; специалисты - 9,7 %; другие служащие - 1,1 %; рабочие - 78,8 %.

В некорпоративном секторе заняты около 180 тыс. человек, что составляет почти 14 % от общей численности занятого населения. Здесь сложилось следующее распределение численности работников по видам экономической деятельности: сельское и лесное хозяйство - 32,5 %; производство пищевых продуктов - 19,1 %; производство машин и оборудования 15,5 %; текстильное и швейное производство - 5,7 %; обработка древесины и производство изделий из дерева - 4,5 %; другие виды - 22,7 %. Среднесписочная численность работников (без учёта работников сельского и лесного хозяйства) распределяется по категориям персонала следующим образом: руководители - 8,4 %; специалисты - Ю,7 %; другие служащие - 4,1 %; рабочие - 76,8 %.

 В третичном секторе занято  работников вдвое больше, чем  в обоих указанных выше секторах  вместе взятых - около 868 тыс. человек, что составляет почти 66 % от общей численности занятого населения. Здесь сложилось следующее распределение численности работников по видам экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 23,9 %; транспорт и связь - 13,6 %; строительство - 9,1 %; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг - 5,7 %; другие виды - 47,7 %. Среднесписочная численность работников (без учёта работников сферы коммунальных, социальных и персональных услуг) распределяется по категориям персонала следующим образом: руководители - 8,6 %; специалисты - 12,7 %; другие служащие - 2,3 %; рабочие - 76,3 %.

Растет неформальная занятость: количество рабочих мест здесь составляет более 26 % от общей численности занятых в экономике и в 1.8  раза превышает количество вакансий, заявленных работодателями. По группе «обрабатывающее производство» общее количество рабочих мест неформальной занятости составляет 27 % от общей численности занятых в соответствующих отраслях. В торговле  и непроизводственном обслуживании населения этот показатель достигает 55 %; в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг – 32 %; в строительстве – 25 %.

 Проведенный анализ показывает, что в долгосрочной перспективе человеческие ресурсы будут сокращаться, а персонал организаций и население в целом – стареть, что ведет к росту дефицита рабочей силы темпами, опережающими структурные изменения в экономике, а также к увеличению нагрузки на бюджеты всех уровней в части расходов на здравоохранение и социальное обеспечение. Кроме того, возрастет риск опережающего роста стоимости рабочей силы по отношению к росту производительности труда.

  В условиях обострения проблемы обеспечения экономики Кузбасса трудовыми ресурсами возникает необходимость поэтапного технологического переоснащения отраслей экономики, планомерного перераспределения трудовых ресурсов и системной трансформации структуры занятости, а также ускоренного роста на этой основе производительности труда. Наиболее перспективными в указанном плане являются отрасли корпоративного сектора, а также машиностроение, транспорт, строительство, торговля и сфера услуг.

Решение указанной выше проблемы требует принятия комплекса мер по совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров в регионе.

На современном этапе развития региона перед профессиональной школой Кузбасса встаёт задача эффективного кадрового обеспечения наиболее значимых для региона видов экономической деятельности в соответствии со стратегическими ориентирами развития области. Для этого необходимо создать институциональные условия и механизмы, обеспечивающие устранение диспропорций на областных рынках труда и образовательных услуг; привести структуру подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями экономики региона.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня имеет место рассогласование потребностей развивающейся экономики, запросов рынка труда и конъюнктуры на рынке образовательных услуг. Работодатели нуждаются в работниках определённых профессий (специальностей) и уровня квалификации - их не хватает, но выпускаются квалифицированные рабочие и специалисты, в которых работодатели, экономика в целом не нуждается или спрос, на которых уже удовлетворен. В результате сохраняется и даже усиливается несоответствие между спросом на рабочую силу и ее предложением, которое становится всё более ощутимым на фоне экономического роста последних лет и всё более опасным в условиях сокращения трудовых ресурсов.

Информация о работе Теоретические основы миссии образовательного учреждения