Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа
Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективные (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определения цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации (обратная связь).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Какова цель нашей работы?
Это сложный вопрос для организаций, чья деятельность не связана с получением прибыли. Образовательные учреждения существуют, чтобы обучать студентов или подготавливать их для работы в промышленности, строительстве, и других сферах деятельности? Погоня за знаниями — единственная цель их существования? Если да, то, какие исследования лучше: фундаментальные исследования или прикладные с учетом их экономической ценности?
Каким будет наш бизнес?
Этот вопрос определяет стратегию и структуру организации. Учреждения, использующие стратегию фокусирования, сосредотачивают свое внимание на лидерстве в обслуживании четко определенного целевого рынка. Секрет их успеха — в приспособлении образовательных услуг к потребностям постоянных клиентов.
Руководству организации следует избегать
как чрезмерной конкретизации, так и излишней расплывчатости в
определении миссии.
Миссия должна:
Прозорливость
помогает определить наилучшую
миссию. Тогда появляется
Формулировка миссии должна
отражать предвидение образовательного
учреждения и направление его развития
на ближайшие десять – двадцать лет. Не
стоит пересматривать свою миссию каждые
несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды.
Однако следует переопределить свою миссию,
если она не вызывает доверия потребителей
или противоречит оптимальному пути развития
образовательного учреждения.
От миссии к стратегическим целям
На каждом уровне управления миссию организации
нужно преобразовать в конкретные стратегические
цели. Каждый руководитель образовательного
учреждения должен знать свои задачи и
отвечать за их выполнение. Цель, состоящая в эффективности
реализации образовательных программ,
обусловливает профессиональную цель
учреждения — разработку новых программных продуктов,
обеспечивающих повышение качества подготовки
специалистов данного образовательного
учреждения. Но исследования дороги и требуют
увеличения бюджета образовательного
учреждения для реинвестирования в исследовательские
программы. Поэтому увеличение доходной
части бюджета ставит перед руководителем
цель – получение прибыли, путем расширения
деятельности образовательного учреждения.
Эти задачи должны быть максимально конкретны.
Задача «увеличить нашу долю образовательных
услуг на рынке», не столь конкретна, как
задача «увеличить долю образовательных
услуг на рынке нашим учреждением в
2012 году на 15 %». Миссия образовательного
учреждения определяет его философию
и основное направление деятельности,
стратегические цели – это реальные измеряемые
задачи, стоящие перед образовательным
учреждением.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Начальное профессиональное образование - это открытая социально-педагогическая система, которая взаимодействует со многими социальными институтами. Проблема ее внешнего представления существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется более отчетливо.
Связано это, во-первых, с процессами
становления и развития различных типов
и видов образовательных учреждений -
государственных и
негосударственных, имеющих различные
направления деятельности, стремящихся
к максимальному раскрытию личности обучающегося,
но реализующих свои цели различными
методами и средствами в неодинаковых
условиях. То есть с тем, что выступает
сегодня как характеристика системы начального
профессионального образования - его вариативность.
Во-вторых, проблема внешнего представительства
образовательного учреждения обусловливается
сокращением численности учащихся. По
прогнозам, представленным в проекте "Концепции
модернизации российского образования
на период дл 2010 года» записано, что численность
обучающихся в 2011 году сократится на 38
% по отношению к 2010 году. В подобной
демографической ситуации проблема набора
учащихся встанет достаточно остро, и
коснется она не только школы, но и
профессионального образования.
В-третьих, проводимые исследования, показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления об учебном заведении у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают.
В связи с этим необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется:
Это делает актуальной деятельность ученых и педагогов-управленцев в области прикладной (образовательной) имиджелогии. Сегодня понятия "имидж", "имидж руководителя" наряду с понятиями "инновация", "мониторинг" становятся характеристиками образовательной среды и самих управленцев.
В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности. Частично это решается через разработку и документальное оформление концепций образовательного учреждения, образовательных программ и программ развития. Однако это необходимое, но не достаточное условие формирования внешнего информационного поля начального профессионального образования как открытой социально-педагогической системы для потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг. В связи с этим появляется необходимость разработки оригинальных, индивидуализированных информационных документов для каждого учебного заведения.
Исследования - анализ литературы, наблюдения, беседы с руководителями образовательных учебных заведений, представителями органов управления образованием, родителями - показывают, что значимой характеристикой современного профессионального образования является образ, основу которого составляют:
Наряду с вопросами «чему учить?» и «как учить?», существует не менее актуальный – «на чем учить?». Подбор программных решений входит в сферу компетенций не только персонала, обеспечивающего функционирование производственных мастерских и лабораторий, но и руководителей образовательных учреждений, преподавателей, и конечно мастеров производственного обучения.
Основанием для выбора программных решений в образовательных учреждениях являются:
Функциональными составляющими деятельности образовательного учреждения являются:
Коммуникативная составляющая:
Мониторинговая составляющая:
Образовательная составляющая:
На подбор учебно-методических комплексов для реализации различных составляющих деятельности образовательного учреждения влияют следующие факторы:
Учебно-методический комплекс, с одной стороны, целостная иерархическая система, определяющая содержание и форму образовательного
процесса, с другой — пакет внутриобразовательных нормативных документов, в котором определена и обоснована миссия НПО и в соответствий с ней
представлены особенности содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, скорректированные и инновационные учебные программы, и частные методики.
В отличие от «точечного» решения отдельных проблем концептуальный подход к разрешению противоречий представляет собой системное осмысление и совершенствование педагогического процесса. Данный подход предполагает превращение учебного заведения как сложной социально-педагогической системы в систему развивающуюся. Образовательное учреждение как развивающаяся система должна быть открытой (то есть способной за счет взаимодействия со средой адекватно перестраивать и обновлять содержание и формы деятельности), активной (то есть адаптивно-адаптирующей по отношению к образовательным запросам учащихся, их родителей, общественных и государственных институтов), инновационной (то есть направленной на поиск новых путей и средств решения проблем, возникающих в социальной среде и в самом училище).
Информация о работе Теоретические основы миссии образовательного учреждения