Теоретические основы миссии образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективные (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определения цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации (обратная связь).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Файлы: 1 файл

ДР. миссия.Захаревич.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Несоответствие структуры подготовки квалифицированных кадров потре6ностям развивающейся экономики и запросам рынка труда приводит к неэффективному использованию государственных и общественных ресурсов, непродуктивным затратам заказчиков и непосредственных потребителей образовательных услуг.

В Кемеровской области сложилась развитая сеть учреждений профессионального образования, включающая:

  • 66 образовательных учреждений НПО, 11 из которых находятся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России;
  • 51 образовательное учреждение СПО с 2 филиалами, а также 4 структурных подразделения вузов, реализующих образовательные программы СПО;
  • 10 созданных на территории области государственных учреждений ВПО и 1 аккредитованный негосударственный вуз с 16 филиалами, а также 33 филиала расположенных за пределами области государственных и аккредитованных негосударственных вузов.

За последние десять лет численность обучающихся в учреждениях профессионального образования увеличилась почти в 1,4 раза (со 142,5 до 193,8 тыс. человек), а их доля в численности трудоспособного населения возросла с 8 до 10,7 %. Отмеченный рост был обусловлен более чем двукратным увеличением численности студентов вузов и на 16,5 % - численности студентов ОУ СПО, тогда как численность учащихся ОУ НПО сократилась почти на треть. В общей численности обучающихся в системе профессионального образования доля студентов вузов составляет более 55 %, студентов ОУ СПО - около 28 %, учащихся ОУ НПО - менее 17 %.

За тот же период выпуск учреждениями профессионального образования квалифицированных рабочих и специалистов увеличился с 40,5 до 43,3 тыс. человек (главным образом, за счёт выпускников вузов, численность которых возросла вдвое), тогда, как приём на обучение сократился с 51,2 до 50,3 тыс. человек (в результате сокращения более чем в два раза приёма в ОУ НПО). При этом в общей численности принятых на обучение доля поступивших в вузы увеличилась в 1,8 раза (с 24,8 до 45,5 %), поступивших в ОУ СПО - возросла незначительно (с 31,6 до 33,6 %), поступивших в ОУ НПО - уменьшилась в 2,1 раза (с 43,6 до 20,9 %).

В структуре выпуска доля специалистов с ВПО составляет 40 %,

специалистов с СПО - 34 %, квалифицированных рабочих и служащих с НПО - 26 %. В то же время, в общей численности занятых, доля специалистов высшего уровня квалификации составляет 13,5 %, специалистов среднего уровня квалификации - 14,3 %, а квалифицированных рабочих - 36,3 %. Таким образом, структура выпуска кадров с ВПО, СПО и НПО описывается соотношением 1,0:0,8:0,6, тогда, как распределение численности занятых в экономике по указанным категориям - соотношением 1,0:1,1:2,7.

Приведенные выше данные свидетельствуют о неравномерном развитии на протяжении последних лет профессиональной школы Кузбасса, которое характеризовалось ускоренной «массовизацией» ВПО и «демассовизацией» НПО. В связи с этим следует признать, что формирование регионального рынка образовательных услуг происходило стихийно и сопровождалось обострением противоречия между повышенным спросом населения на узкий круг наиболее «престижных» специальностей профессионального образования - прежде всего, высшего - и запросами рынка труда. Возникла опасность утраты региональной системой профессионального образования эффективности (вплоть до её дезориентации, глубокого кризиса и даже распада) в результате дальнейшего «сжатия» подсистемы НПО и нарастания дисфункциональных изменений в подсистеме СПО.

За последнее десятилетие региональная подсистема НПО в значительной мере утратила свой былой потенциал. Количество ОУ НПО в Кузбассе сократилось в 1,4 раза (с 92 до 66), а выпуск из них квалифицированных рабочих и служащих - более чем в 2 раза (с 19,3 до 9,3 тыс. человек). Структура подготовки в них квалифицированных рабочих и служащих в целом до сих пор не сбалансирована с запросами рынка труда; по прежнему оставляют желать лучшего качество подготовки и уровень квалификации большинства выпускников.

        Помимо  объективных причин снижения потенциала и нарастания дисфункций в региональных подсистемах НПО и СПО, есть и субъективные, среди которых - недостаточный в целом уровень квалификации руководителей и специалистов, отсутствие у большинства профессионально- и инженерно-педагогических работников опыта работы в современном секторе экономики, сохраняющаяся ориентация значительной части образовательных учреждений не столько на запросы рынка труда и потребности реальной экономики, сколько на собственные (ведомственные) интересы.

Уже сегодня большинство ОУ НПО  испытывает серьёзные трудности с выполнением государственных заданий по приёму на обучение, в том числе по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. Эти трудности во многом обусловлены относительно узким спектром, негибкостью и недостаточным уровнем инновационности реализуемых указанными учреждениями образовательных программ. Так, если «среднестатистический» вуз Кузбасса может сегодня предложить заказчику  образовательных услуг на выбор не менее 19 основных профессиональных образовательных программ, то «среднестатистическое» ОУ НПО и ОУ СПО - не более 5 таких программ.

Проведённый анализ не оставляет сомнений в том, что при сохранении сложившихся диспропорций на областных рынках труда и образовательных услуг именно квалифицированные рабочие и специалисты среднего уровня квалификации уже в самом скором времени станут одним из самых дефицитных ресурсов экономики Кузбасса. В связи с этим особую актуальность и значимость приобретает задача формирования научно обоснованного государственного заказа региональной системе профессионального образования, сбалансированного с профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу.

ГЛАВА II Разработка программы развития образовательного учреждения ГОУ НПО ПУ № 48

 

 

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования ПУ № 48 осуществляет свою деятельность с 1977 года. Училище готовит рабочие кадры для строительной отрасли. Учреждение осуществляет подготовку по нижеследующим профессиям на базе основного общего образования, на базе среднего (полного) общего образования, а также лиц, не имеющих основного общего образования:

  • Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования;
  • Мастер отделочных строительных работ;
  • Мастер общестроительных работ;
  • Мастер столярно-плотнических и паркетных работ.

По заявленным специальностям училище реализует программы начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, дополнительного образования, а также подготовки к поступлению в СУЗы и ВУЗы области.

Училище расположено в Рудничном районе г. Кемерово. Инфраструктура учреждения помимо учебного корпуса и блока производственных мастерских включает столовую, общежитие, спортзал, современную библиотеку и медицинский пункт Численность персонала составляет 87 человек, из них 46 педагогических работников. 50 % педагогического состава имеют высшую и первую квалификационную категорию; 45 % - высшее образование; 70 % мастеров производственного обучения – специальное образование.

Учреждение имеет широкую сеть социальных партнеров: службы занятости населения, работодатели, органы муниципальной власти, досуговые, спортивные, медицинские учреждения, другие общественные организации. Практически отсутствует внебюджетная деятельность.

Деятельность учреждения координируется Программой развития на 2007-2010 гг. (принята 30.06.2007г.). Наиболее значимые мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:

  • Приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки в соответствие с потребностями регионального рынка труда;
  • Формирование устойчивой позиции учреждения как основного

 источника компетентных рабочих кадров для строительной отрасли Кузбасса, с одной стороны, и как привлекательного и надежного пути получения престижной профессии для обучающихся, с другой стороны (в том числе для работающего населения, стремящегося повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку);

  • Создание условий для реализации творческого и профессионального потенциала педагогическим работникам;
  • Формирование привлекательности ПУ для молодых специалистов высокого класса на основе совместительства;
  • Укрепление и развитие системы социального партнерства.

Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом ГОУ НПО Профессионального училища № 48 (зарегистрирован 29.05.2007 г.) и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления ПУ являются общее собрание (конференция), Совет училища, Педагогический совет и Общественный попечительский совет. Попечительский совет призван привлекать внебюджетные источники финансирования ПУ, оказывать помощь в укреплении материально-технической базы, пропагандировать достижения ПУ, помогать одаренным лицам, обеспечивать правовую защиту. Попечительский совет состоит из физических и юридических лиц, представителей Совета училища, учредителя, работодателей, профсоюзов, общественных организаций.

           Учреждение активно укрепляет и развивает отношения со стратегическими партнерами, в число которых входит администрация города (Управление городского развития) и строительные организации города. 80% работающих в городе строительных компаний принимают участие в круглых столах, организуемых училищем, предоставляют информацию и предложения по вопросам, связанным с кадровыми проблемами в современной строительной отрасли региона, участвуют в предлагаемых учреждением исследованиях и анкетировании. С рядам компаний заключены договора о совместной деятельности, крупнейшие из них: ООО «Кемеровогражданстрой», ООО «Стройсервис», ООО «Блок», ООО «Кайм», ОАО «Кемеровоэлектромонтаж», НК «ТЭЦ», ОАО «Химпром», ООО «Арт-Акцент», ООО «ОКС-Строй», ООО «Вавилон», ООО «Мир дверей», ООО «Дольмен», ООО «Еврострой», «Кузбасстройкомслект», ООО «Галина-Траке», ОАО «КемВод», ОАО «Теплоэнерго».

Основной целью НПО ПУ № 48 является оказание образовательных  услуг, удовлетворяющей требования государства, работодателей, обучающихся и их родителей. Стратегические цели училища сформулированы с учетом внедрения системы менеджмента качества в образовании.  Это подготовка высокообразованных, предприимчивых и конкурентоспособных специалистов в соответствии  существующими и перспективными потребностями личности, общества и государства. Образование рассматривается профессиональным училищем как единый процесс приобщения к знаниям,  труду, научной деятельности и социализации личности, реализуемый в управляемых условиях. Формировать готовность выпускника к непрерывному профессиональному и нравственному совершенствованию, росту в течение всей жизни, возможной смене сфер профессиональной деятельности на основе российского и зарубежного опыта в образовании.

 

Миссия учреждения – опережающая личностно–ориентированная  подготовка конкурентоспособных строительных рабочих на основе модели выпускника, соответствующего требованиям регионального рынка труда, актуальному и перспективному технико-технологическому состоянию отрасли.

 

2.1 Макроуровень миссии. Стратегический уровень развития 

ГОУ НПО ПУ № 48

 

          В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.

 Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения ПУ № 48. Каких результатов хочет достичь училище в конце учебного года и на промежуточных этапах, кто, что и когда для этого должен будет сделать? Ответы на эти вопросы даются в ходе планирования. Различия в конкретных образовательных целях и способах их достижения между учебными организациями обнаруживаются, прежде всего, в учебных планах.

  Цель — это образ того результата, который стремится получить субъект, выполняя те или иные действия. Но не всякий такой образ является целью. Цель не просто образ желаемого результата а, образ результата, во-первых, с фиксированным временем его получения; во-вторых, соответствующего потребностям и возможностям организации; в-третьих, мотивирующего субъекта действовать в направлении его достижения, в-четвертых, — операционально-определенного (контролируемого).

 Обоснованный выбор приоритетных целей позволяет сконцентрировать усилия «на направлениях главного удара», не распыляться, рационально и экономно расходовать время, силы, другие ресурсы.

 Четко сформулированные цели выступают в роли эталона, стандарта, с которым можно соотносить промежуточные результаты работы, внося в нее оперативные и даже опережающие коррективы. Не менее важно то, что анализ достижения поставленных целей может способствовать углубленному самоанализу, выявлению проблем профессиональной и учебной деятельности,

проблем компетентности.

 В планировании, в частности  — планировании целей, очень важно  найти разумный баланс между  принципиальными вопросами («что  должно быть получено в результате?») и вопросами техническими («как  сформулировать цели?»).

Анализ показывает, что основные цели и задачи образования формулируются в рамках следующих направлений — общих функций учебно-воспитательного процесса:

  • когнитивной, познавательной функции, "выходом" которой являются: система знаний, система специальных, предметных умений и навыков, умений осуществлять учебно-познавательную деятельность, включая и самообразование. Исключительная ориентация образования только на такие результаты, на так называемые ЗУНы (знания, умения, навыки) вряд ли может быть признана разумной и в последние годы подвергается резкой критике с гуманистических позиций;
  • ценностной, воспитательной функции, "выходом" которой являются: становление основ мировоззрения школьников, их взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, Я-концепции и самосознания в целом; становление мотивационной сферы, направленности личности обучающегося, его желаний, стремлений, потребностей, интересов; обогащение личностного опыта, опыта деятельности, поведения, общения, отношений, переживаний, опыта осуществления выбора, поступков, и т п.;
  • функции психического развития, "выходами" которой должны стать реальные новообразования в интеллектуальной сфере учащихся (в их внимании, восприятии, мышлении, воображении, речи), в их эмоциональной и волевой сферах;
  • функции развития творчества, креативности учащихся;
  • оздоровительной функции, нацеленной на профилактику и по возможности коррекцию неблагоприятного соматического и психического развития, обеспечение готовности к ведению здорового образа жизни.

Информация о работе Теоретические основы миссии образовательного учреждения