Теоретические основы принятия решений менеджером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Решение – одна из центральных составляющих процесса управления организацией. Эффективность принимаемых руководством организации решений во многом определяет эффективность ее функционирования. Решение может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую подсистему.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы принятия решений менеджером…………………………………...5
1.1. Сущность и виды принятия решения………………………………………………………5
1.2. Принятие решений менеджером, как основная функция управления……………….…11
1.3. Основные подходы менеджера к принятию решений………………………………..…16
1.4. Выводы по главе……………………………………………………………………………………..………19
2. Организация процесса принятия решений как важная
функция менеджера…………………………………………………………………….………20
2.1. Основные этапы принятия решений…………………………………………..………….20
2.2. Методы разработки управленческих решений…………………………………………..24
2.3. Принятие решений в условиях риска и неопределенности………………………..........29
3. Анализ принятия управленческих решений на примере
ООО «КосТол-Сервис»……………………………………………………………….………..31
3.1. Анализ ассортимента продукции предприятия………………………………………...31
3.2. Принятие решений менеджером по поставке нового оборудования с применением теории игр……………………………………………………………………...……………….33
Заключение…………………………………………………………………...…………………39
Список использованных источников…………………………………………...……………..41

Файлы: 1 файл

основы менеджмента.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы принятия  решений менеджером…………………………………...5

1.1. Сущность и виды принятия  решения………………………………………………………5

1.2. Принятие решений менеджером, как основная функция управления……………….…11

1.3. Основные подходы менеджера  к принятию решений………………………………..…16

1.4. Выводы по главе……………………………………………………………………………………..………19

2. Организация процесса принятия  решений как важная 

функция менеджера…………………………………………………………………….………20

2.1. Основные этапы принятия решений…………………………………………..………….20

2.2. Методы разработки управленческих  решений…………………………………………..24

2.3. Принятие решений в условиях  риска и неопределенности………………………..........29

3. Анализ принятия управленческих  решений на примере  

ООО «КосТол-Сервис»……………………………………………………………….………..31                                                                                       

3.1. Анализ ассортимента  продукции  предприятия………………………………………...31

3.2. Принятие решений  менеджером по поставке нового  оборудования с применением теории игр……………………………………………………………………...……………….33                                                                                    

Заключение…………………………………………………………………...…………………39                                                                                                           

Список использованных источников…………………………………………...……………..41 

Приложение…………………………………………………………………………………..…43                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждому действию лица, принимающего решения предшествует решение о его целесообразности. Лицо, принимающее решения взаимодействует с внешней средой, руководствуясь теми решениями, которые осознанно или неосознанно принял. Человек реализуется как личность, принимая и исполняя решения. И прежде всего это относится к области менеджмента, где основным профессиональным умением является умение принять эффективное управленческое решение.

Решение – одна из центральных  составляющих процесса управления организацией. Эффективность принимаемых руководством организации решений во многом определяет эффективность ее функционирования. Решение может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую подсистему.

Актуальность данной темы работы состоит в том, что  владение современными методами и технологиями разработки управленческих решений сегодня является необходимым условием успешного функционирования организации, успешного бизнеса.

Менеджером можно назвать  человека только тогда, когда он принимает  организационные решения или  реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен  информацией, — составная часть  любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

 

 

 

Целью данной работы является исследование процесса принятия решения как важной функции менеджера.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть теоретические  основы принятия решений менеджером;

- исследовать организацию  процесса принятия решений как важной функции менеджера;

- провести анализ принятия управленческих решений на примере ООО «КосТол-Сервис».

Предметом в данной работе выступают управленческие решения.

Объектом в работе выступает ООО «КосТол-Сервис».

Гипотеза исследования: принятие решений на предприятии является важной функцией управления.

Структура работы представлена введением, тремя главами,  заключением, списком использованных источников и приложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы принятия решений менеджером

 

1.1. Сущность  и виды принятия решения

 

Принятие решений является основной составляющей любой управленческой деятельности. Именно вокруг принятия решения вращается жизнь организации. Решение может рассматриваться  как конечный результат управленческого  труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого конечного результата.

Под управленческим решением можно понимать обдуманный вывод  о необходимости начала процесса осуществления непосредственных действий, связанных с достижением поставленных перед организацией и ее работниками целей и задач, либо, наоборот, вывод об отказе от этих действий. Необходимость принятия решений обусловлена возникновением в процессе жизнедеятельности организации проблем, т.е. сложных теоретических вопросов или практических ситуаций, характеризующихся разрывом между тем, что есть в действительности, и тем, что должно быть[3, с. 56].

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из существующих вариантов и альтернатив, сокращающих, как говорилось выше, разрыв между желаемым и действительным положением дел в организации. Данный процесс включает много различных элементов, но в нем непременно присутствуют такие составляющие, как проблемы, цели и задачи, альтернативы и решения как выбор альтернативы.

Принятие решений в организации характеризуется как:

- сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

- поведение, основанное на достоверной входящей информации, 
а также миссии организации;

- процесс четкого взаимодействия членов организации;

- выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

- одна из основных частей общего процесса управления;

- одна из основных функций ежедневной работы менеджера;

- важная составляющая выполнения всех других функций управления.

Решение проблем, различных  по масштабу, сложности и важности их принятия, составляющее суть процесса управления, представляет собой волевое воздействие субъекта процесса управления на объект для достижения определенных целей.

Существуют различные классификации управленческих решений. Например, по источнику появления решения делятся на две группы: инициативные и по предписанию. Инициативные решения принимаются, как правило, отдельным лицом или группой лиц, занимающих достаточно высокое, главенствующее положение в организации.

По степени воздействия на объект различаются оперативные, тактические и стратегические решения, которые в свою очередь делятся[10, с. 88]:

  • на решения, относящиеся к существующим условиям производства или коммерции;
  • решения предпринимательского характера,  касающиеся 
    расширения сферы деятельности и попыток организации 
    новых предприятий;
  • решения широкого, общего характера, задача которых — 
    обеспечить возможность видоизменить стратегию, тактику, организационную форму и цели, когда это потребуется, чтобы выйти на уровень новых условий в деловом мире.

Оперативные и тактические  решения касаются, как правило, лишь отдельных подразделений организации, в то время как стратегические влияют на деятельность организации  в целом. В определенной степени это деление имеет общие черты с классификацией решений на программные и ситуационные.

Программные решения  обычно носят долговременный и всеобщий характер, определяют главные направления  развития организации или страны и являются основой для более детальных и конкретных решений, призванных обеспечить достижение задач программы на каждом этапе ее реализации в определенные сроки[5, с. 154].

Ситуационные решения, как правило, принимаются в случае возникновения в организации определенной чрезвычайной ситуации, создавшейся по объективным причинам или как следствие неумения руководителя разрабатывать долгосрочные программы действий. Наличие большого количества ситуационных решений свидетельствует о неблагополучии в организации, возможности возникновения кризиса.

В зависимости от порядка принятия решения могут быть индивидуальными, коллективными или коллегиальными.

Индивидуальная (единоличная) форма характеризуется тем, что  руководитель единолично принимает  решение и несет за него персональную ответственность, при этом в процессе подготовки решения он может выслушивать мнения подчиненных, консультироваться со специалистами и экспертами.

Коллективная форма  принятия решения означает, что решение принимается членами определенной группы, связанными между собой формальными или неформальными отношениями. Решение принимается либо голосованием, либо на основе консенсуса. Для принятия решения может потребоваться простое или квалифицированное большинство голосов в зависимости от регламента, установленного для данной процедуры.

Коллективный порядок  позволяет в окончательном решении  учесть мнения многих членов группы, и  в этом смысле групповое решение представляется более объективным, нежели индивидуальное. Практика показывает, что предварительное обсуждение, присущее принятию коллективного решения, во многих случаях исключает наиболее интересные и острые постановки вопросов, что, в конечном счете, приводит к обезличиванию коллективного решениям и малой вероятности достижения поставленной цели. В качестве примеров можно привести многие решения Государственной думы Российской Федерации.

Коллегиальная форма  принятия решения состоит в том, что решения принимаются группой  специалистов, уполномоченных для этого коллективом. Так, в современных акционерных обществах наиболее принципиальные вопросы — распределение доходов, размеры выплат дивидендов, реорганизация, избрание руководящих органов общества — являются коллективными и принимаются общим собранием. Решения, связанные с текущей хозяйственной деятельностью общества, принимаемые правлением или советом директоров, т.е. группой менеджеров, осуществляющих управление компанией, относятся к коллегиальным.

По способу фиксации решения делятся на письменные и устные. Управленческие решения в основном фиксируются в письменном виде в форме приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Приказ — это наиболее императивная форма решения, определяющая сроки и методы реализации поставленной задачи. Разновидность приказа — распоряжение — регламентирует более частные вопросы и может существовать в некоторых случаях в устной форме.

Устная форма решения  используется также в чрезвычайных обстоятельствах. Ее недостатком является то, что участники реализации решения могут исказить содержание и трактовать решение иным образом. Причем этот процесс не всегда носит сознательный характер, а связан с непониманием полученной информации.

Методом фиксации решения  в автоматизированных системах является кодирование (дискеты, табуляграммы и т.п.).

По степени повторяемости (новизны) решения делятся на две группы: традиционные (запрограммированные), оригинальные (незапрограммированные). Запрограммированные решения составляют около 90% основной массы решений, принимаемых в типичных ситуациях. Эти решения не требуют дополнительного сбора информации, аналитической и исследовательской работы, т.е. принимаются по трафарету. Как правило, запрограммированные решения составляют основу деятельности менеджеров среднего и низшего уровней управления. К незапрограммированным относятся решения, принимаемые в новых ситуациях, которые требуют сбора и анализа информации и проявления таланта руководителя[21, с. 46].

Некоторые авторы классифицируют решения по критерию новизны на четыре группы: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.

Рутинные решения принимаются по определенной программе, как правило, не требуют высокой квалификации и творческого подхода. Они могут быть поручены работникам, отличающимся дисциплинированностью и обладающим определенным уровнем конкретных знаний в той области, в которой необходимо принять решение.

Селективные решения  предполагают большую свободу выбора, однако, в ограниченных пределах. Они могут быть поручены людям, обладающим необходимым уровнем квалификации с точки зрения, как теоретической подготовки, так и практического опыта. Обычно это менеджеры среднего звена.

Адаптационные решения  требуют соединения большого багажа отработанных ранее методов решения проблем с умением оценить особенности сложившейся ситуации и осуществить сочетание оригинальных идей с уже накопленным опытом. Этот вид решений требует как высокой квалификации, так и наличия отличных управленческих способностей в сочетании с достаточно широкими должностными полномочиями.

Информация о работе Теоретические основы принятия решений менеджером